Проблемы повышения качества управления в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Роль организации управления заключается в следующем она выступает как один из факторов трансформации экономики; через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Оглавление

1. Введение______________________________________________________3
2.Структура системы управления ___________________________________ 3
2.1.Аппарат управления ______________________________________ 4
2.2.Механизм управления _____________________________________6
2.3.Закон управления_________________________________________7
2.4.Цели и задачи управления__________________________________10
2.5.Функции управления______________________________________12
3. Государственное управление в современных условиях________________15
3.1. Электронное правительство_______________________________16
3.2. Эффективное лидерство__________________________________17
3.3. Корпоративная культура госуправления____________________18
3.4. Экономическая политика государства_______________________19
4. Заключение_________________________________________________24
Примечания
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_ТУ_тит.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

 

 

ПЛАН:

1. Введение______________________________________________________3

2.Структура системы  управления ___________________________________ 3

2.1.Аппарат управления ______________________________________ 4

2.2.Механизм  управления _____________________________________6

2.3.Закон управления_________________________________________7

2.4.Цели и задачи управления__________________________________10

2.5.Функции управления______________________________________12

3. Государственное управление в современных условиях________________15

3.1. Электронное правительство_______________________________16

3.2. Эффективное лидерство__________________________________17

3.3. Корпоративная культура госуправления____________________18

3.4. Экономическая политика государства_______________________19

4. Заключение_________________________________________________24

Примечания

Список литературы

 

 

 

 

 

1. Введение

Управление - это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Аппарат и средства управления организованы в четко структурированную упорядоченную систему, в которой каждый элемент имеет свое место, установленной его функциональным значением и иерархией. Сочетание деятельности этих элементов в едином процессе составляет суть организации управления.

Роль организации управления заключается в следующем она выступает как один из факторов трансформации экономики; через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

 

2. Структура системы   управления

 

Ключевой проблемой в организации  управления является структура системы  управления. Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. И наоборот, всякие попытки изменить состав и содержание системы управления, заранее не спроектировав ее конфигурацию в целом, обречены на неудачу, что неоднократно имело место в процессе различных экономических реформ.

Анализ литературы по проблемам  управления показывает, что по поводу структуры системы управления общепринятое мнение отсутствует. Имеют место самые различные подходы к выделению отдельных элементов системы управления. Одни и те же компоненты системы управления называются по-разному. Это вносит серьезные трудности в исследование процесса управления. Проведенные исследования позволили предложить подход к построению структуры системы управления. С позицией комплексного подхода в системе управления можно выделить несколько относительно обособленных, но взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов:

аппарат управления (кадры);

механизм управления;

процесс управления;

средства, обеспечивающие процесс  управления;

механизм совершенствования управления.

Все многообразие системы управления практически «вписывается» в эти подсистемы и позволяет поэтапно рассмотреть  проблемы повышения  качества  управления.

 

 

2.1. Аппарат управления

 

Аппарат управления представляет собой  коллектив работников, осуществляющих целенаправленное воздействие на управляемый  объект. Сюда входят люди, принимающие  управленческие решения, а также  обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений. В соответствии с выполняемыми функциями в аппарате управления выделяются руководители, специалисты и технические исполнители. Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры управления.

Организационная структура управления определяет необходимое количество управленческого персонала и  распределение его по подразделениям аппарата управления; устанавливает  состав подразделений аппарата управления; регламентирует административные, функциональные и информационные взаимоотношения между работниками аппарата управления и подразделениями; устанавливает права, обязанности и ответственность работников управления; определяет требования к профессиональному уровню работников и т.п.

Эффективная работа аппарата управления зависит от правильного подбора, расстановки и оценки кадров. Поэтому кадровая политика является наиважнейшим компонентом системы управления. Как бы упорно мы не внедряли элементы рынка - разгосударствление и приватизацию, свободное ценообразование, реструктуризацию и санацию предприятий, экономическое стимулирование и т.п., - они мало, что дадут без квалифицированного отбора кадров и вовлечения в процесс реформирования экономики людей, обладающих набором деловых качеств и специальных знаний, неординарностью мышления, смелостью брать на себя ответственность за их выполнение. Здесь важно то, что стремление к интеграции стран с разным уровнем рыночного реформирования экономики и различным социально-экономическим укладом порождает принципиально иные требования к руководителям и специалистам. Чтобы достичь успехов в реформе, необходимо, чтобы ни один руководитель не назначался на пост, пока не подтвердит наличия необходимых качеств и не пройдет соответствующего обучения. Реализовать такой подход непросто. Для этого необходимы соответствующие методики, специализированные учебные центры и квалифицированные профессорско-преподавательские кадры, правовые нормы и т.д.

Работники аппарата управления помимо профессиональных знаний и навыков  обладают также личностными качествами, что находит свое отражение в стиле управления (руководства). Под стилем понимается совокупных характерных способов воздействия руководителей на подчиненных. В стиле сочетаются требования к подчиненным по достижению производственных результатов с заботой о них. В нем также отражаются национальные особенности, традиции, которые нельзя не учитывать в управлении. Государственная собственность породила специфический командный и авторитарный стиль управления, который совершенно не уместен в рыночной экономике. Рыночные хозяйствующие субъекты, основанные на частной, коллективной и смешанной формах собственности, предполагают одновременное участие в управлении значительного числа собственников и наемных менеджеров и требуют формирования у руководителей принципиально нового коллективного стиля управления. Такие руководители должны пользоваться всеми стилями, методами и способами влияния на людей.

 

2.2. Механизм управления

 

Управленческая деятельность включает разнообразный спектр выполняемых работ, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития, более полного и рационального использования ресурсов, лучшей организации труда3.

Цель такой деятельности - повышение  эффективности производства и укрепление конкурентоспособности продукции. Для этого например  на производстве работникам аппарата управления приходится решать взаимоисключающие задачи:

повышать гибкость производства и  быстро менять ассортимент изделий;

оперативно внедрять новую технику  и технологию и иметь минимум запасов готовой продукции, незавершенного производства и комплектующих изделий;

повышать качество продукции, организовывать послепродажный сервис, оказывать дополнительные фирменные услуги и постоянно  снижать издержки производства.

Таким образом, под механизмом управления понимается внутреннее устройство системы управления. В общем виде в механизм управления входят:

аппарат выработки целей и задач  управления производством;

средства реализации законов и  принципов управления;

система функций и методов управления.

Выделенные компоненты характеризуют  содержательную сторону механизма  управления исходит из того, что  специфика объекта не исчерпывается  особенностями его элементов, а  связана, прежде всего, с характером взаимоотношений между его элементами. Все названные компоненты механизма управления имеют тесные взаимообусловливающие связи. Логика этой связи следующая: законы порождают принципы управления: принципы, в свою очередь, - цели и задачи управления; цели и задачи определяют функции и методы управления; все остальные параметры системы управления, включая стиль и обеспечивающие процесс управления средства, зависят от функций и методов.

 

2.3. Законы управления

 

В управлении имеет место система общественных отношений, носящих как базисный, так и надстроечный характер. Эти отношения подчиняются соответствующим законам. Законы развития производства - это наиболее существенные, устойчивые объективные взаимозависимости и связи в явлениях и процессах производства. Управление производством основывается на системе законов, которая включает:

экономические законы;

законы развития техники, технологии и научного знания о них;

законы кибернетики и системотехники;

законы развития общества и собственно законы управления общественным производством.

Эти законы действуют не изолированно, а все вместе, одновременно и взаимообусловлено. Поэтому реализация требований законов в механизме управления предполагает, во-первых, учет действий не одного какого-то закона, а всей их системы, а во-вторых, такую организацию деятельности людей, при которой действие законов помогает им наиболее эффективно достигать поставленных целей. Существуют две стадии в познании законов. Эмпирическая, при которой раскрывается связь явлений, их глубинных сторон и зависимостей, разграничение сущности и форм проявления с установлением их связей, определении количественной характеристики явлений и выяснении механизма действия законов как системы4.

Приходится констатировать, что  отечественная наука находится  на эмпирической (первой) ступени познания законов развития производства. Что касается законов управления, то они не сформулированы вообще.

Для примера лишь некоторые законы управления, сформулированные современными учеными-управленцами:

закон специализации управления;

закон интеграции управления;

закон необходимой и достаточной  централизации управления;

закон времени - закон управления временем;

закон единства политических и экономических  основ управленческих решений;

закон плановой основы управления производством  и т.п.

Анализ названных законов показывает, что они являются, прежде всего, принципами и правилами построения системы управления, а не законами. В их определении отсутствуют требования даже эмпирической стадии познания, когда должны быть вскрыты причинно-следственные связи между явлениями в управлении производством.

Не менее важное значение играют принципы управления, представляющие собой основные правила и положения, которыми руководствуются работники  аппарата управления. На практике они  могут выступать в формах организационных регламентов, нормативов, норм права и морали, различных социально-психологических установок и т.п. Принципы управления, так же как и законы, объективны, поскольку они базируются на законах и выражают их требования. Однако они в то же время субъективны, потому что формулируются людьми. Таким образом, принципы управления представляют собой результат обобщения объективно действующих законов и форм их проявления в управлении производством. В такой трактовке принципы выступают в качестве руководящих начал, чтобы практическая деятельность всех участников производства не противоречила законам природы и общества и тем самым оказывала эффективное воздействие на процессы их развития. В этом состоит суть сознательного использования законов в управлении.

 

Поскольку принципы управления субъективны, то между ними и законами нет вербального соответствия. Это означает, что на практике один закон может быть реализован в нескольких принципах и, наоборот, несколько законов в одном принципе. Особенность принципов управления российской управленческой научной школы состоит в том, что все они сформулированы без открытия соответствующих законов. Однако проблема заключается не в том, что выбраны неверные принципы, а в том, что за их провозглашением не следуют конкретные действия. Невыполнение требований законов, постановлений директивных органов, судебных решений даже на самых высоких уровнях управленческой пирамиды стало обыденной практикой.

Все принципы управления условно можно  разбить на две группы:

системотехнические, отражающие законы построения и функционирования систем управления;

социально-экономические (социально-политические), отражающие законы развития общества, экономики и производства.

К системотехническим (общеорганизационным) принципам, например, относятся следующие:

принцип полномочности;

единства распорядительства;

иерархичности;

специализации и кооперации труда  в управлении.

Эти принципы проработаны достаточно полно и широко применяются на практике. Касаясь социально-экономических  и политических принципов, следует отменить, что в подавляющем большинстве они сформулированы некорректно, не отражают глубинной сущности протекаемых в экономике процессов, несут идеологическую нагрузку, устарели и по этой причине не составляют надежный теоретический фундамент механизма управления, тем более в изменившихся условиях. Поэтому переход к рыночной концепции управления требует незамедлительного проведения научно-исследовательских работ в этом направлении науки управления. Принципы управления не могут быть неизменными, стандартными. В процессе развития они также должны видоизменяться, отражать новые условия управления им.

 

1.4. Цели и задачи управления

 

В общем виде постановку целей можно  определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Цели деятельности всех уровней управления должны быть увязаны между собой; только при таком подходе гарантируется, что всем сторонам деятельности предприятия будет уделено надлежащее внимание. Когда это правило игнорируется, возникают серьезные проблемы. В таких случаях может произойти оптимизация по подцелям, так как общая цель предприятия оказалась утраченной. Только руководство высшего звена способно обеспечить оптимальное соединение целей и задач отдельных подразделений с общими целями деятельности предприятия.

Соединение целей и основных задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия, его  политику. Политика разрабатывается  для того, чтобы создать механизм реализации целей. Причем задачи более  высокого звена управления могут  стать целями для низлежащего уровня. Политика очень важна для управления повседневной деятельностью предприятия. Она позволяет выявлять и формулировать проблемные ситуации, требующие своего разрешения, проверять в практической деятельности людей вероятность достижения целей, прогнозировать развитие различных ситуаций, оценивать приоритет целей в процессе их постановки и реализации, анализировать опыт и улучшать деятельность работников аппарата управления.

Система целей предприятия зависит  от пяти компонентов: внешних возможностей и ограничений предприятия, внутренних возможностей и ограничений предприятия, склонности к риску. Внутренние возможности и ограничения определяются трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами; внешние - характером внешней среды, которую в отношении целей можно структурировать на экономическую, социальную, технологическую и правовую.

Информация о работе Проблемы повышения качества управления в современных условиях