Организационное проектирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

организации за счет:
-эффективного распределения функций между подразделениями и отдельными сотрудниками;
-формирования состава и количества структурных подразделений, соответствующих направлениям и желаемым результатам деятельности;
-расчета численности персонала и разработки оптимального штатного расписания;
-подготовки пакета регламентирующих документов.

Оглавление

Введение 2
1. Теоретическое обоснование 6
1.1. Значение и задачи организационного проектирования 6
1.2. Процесс формирования организационной структуры 9
1.3. Методы проектирования структур 14
2. Анализ организационной культуры на примере ОАО «Татнефть» 22
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 22
2.2. Анализ организационного проектирования 25
на примере предприятия ОАО «Татнефть» 25
2.3 Предложения по проектированию структуры системы управления 29
в ОАО «Татнефть» 29
Заключение 34
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая Организационное проектирование Донработка.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

Первая стратегия более  или менее пассивна, две другие – активны, но по-разному: вторая более  гибка в отношении выбираемых видов деятельности, поскольку ориентируется на наиболее эффективные проекты, третья – более консервативна, т.е. менее чувствительна к коммерческой их стороне.

В рамках проводимых исследований установлено, что ориентация ОАО «Татнефть» на минимизацию затрат не соответствует требованиям сегодняшнего времени. В связи с этим в основу проектирования изменений структуры системы управления ОАО «Татнефть» будет положена стратегия получения и максимизации дохода в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Принцип, который будет  взят за основу при формировании новой структуры компании в целях оптимизации ее системы управления – построение организационной структуры на основе бизнес-процессов.

На основе генеральной  цели, закрепленной в миссии, сформулируем главные и общие цели проектируемой  компании (рис. 3.1.1.).


 

 

 



 

 




 

 



 

 


 

 

 

 

Рис.  3.1.1. Цели компании ОАО «Татнефть»  для проектирования структуры системы управления

НОВАЯ ОРГСТРУКТУРА

Целью предлагаемых изменений  является повышение качества управляемости компанией за счет формирования горизонтальных связей между подразделениями компании, внедрения информационных технологий, усиления роли человеческого фактора и тем самым улучшения качества обслуживания клиентов. В результате линейная структура страховой компании, ориентированная на отдельные не связанные между собой функции, уступает место новой структуре, в которой сформированы горизонтальные технологические связи основных бизнес-процессов, во главе которых стоят процессные менеджеры.

Данная структура основана на самостоятельном принятии решений процессными подразделениями и координации их деятельности по горизонтали. Таким образом, жесткие управленческие связи бюрократического типа заменяются гибкими связями, обязательными для совместного разрешения конкретных вопросов. Для разработки и решения задач привлекаются сотрудники разных подразделений.

Перечисленные выше признаки характерны для структуры адаптивного  типа бригадной структуры управления. Так как в предлагаемой схеме сохраняются функциональные подразделения, такая структура относится к кросс-функциональному типу организационных структур.

Основываясь на проведенном  ранее сравнительном анализе  основных типов организационных структур, можем сделать вывод, что предлагаемая форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, каковой и является ОАО «Татнефть».

Выбор именно процессной системы управления с кросс-функциональной организационной структурой обусловлен нижеследующими факторами.

В процессной организации  деятельность всех подразделений подчинена одной главной цели – увеличению объемов продаж за счет быстрого и качественного обслуживания продавцов и клиентов компании.

В такой организации  последующие подразделения выполняют  задачи по обслуживанию продающих: отдел  разработки страховых продуктов обслуживает потребности продавцов (через них потребности клиентов), бэк-офис и служба андеррайтинга также обслуживают продавцов и клиентов, бухгалтерия осуществляет своевременные страховые выплаты, т.е. обслуживает управление урегулирования убытков, а, следовательно, клиентов и т.д.

Предлагаемая структура  имеет ряд серьезных преимуществ перед традиционной бюрократической, основными из которых являются:

1. Специализация персонала,  более высокий уровень профессионализма  сотрудников. 

2. Использование сотрудников в соответствии с их психологическими свойствами: не секрет, что люди с аналитическим интравертным складом мышления больше пригодны для работы в качестве актуария, андеррайтера, а коммуникабельные экстраверты лучше работают в качестве продавцов и т.д.

3. Освобождение продавцов  от выполнения несвойственных им функций, что позволяет больше рабочего время уделять продажам, значит приносить больше страховой премии.

4. Установление прочных  технологических связей между подразделениями априори способствует переходу от вертикальной (традиционной) структуры управления к горизонтальной, делегированию полномочий вниз. Главная задача менеджера в этих условиях не администрирование сверху вниз по различным и множественным службам, а координация деятельности технологических звеньев. На место линейных руководителей приходят бизнес-процессные менеджеры по отдельным звеньям технологической цепи и в целом по всему бизнес-процессу.

5. Информационные технологии  позволяют быстро и качественно  обслуживать большое количество клиентов.

Предлагаемый вариант  организационной структуры ОАО «Татнефть» предполагает как бы двойную структуру управления компанией: структуру для стратегического развития и структуру, обеспечивающую прибыль от деятельности.

Таким образом, в рамках проводимых исследований установлено, что ориентация ОАО «Татнефть» на минимизацию затрат не соответствует требованиям сегодняшнего времени. В связи с этим в основу проектирования изменений структуры системы управления ОАО «Татнефть» будет положена стратегия получения и максимизации дохода в краткосрочном и долгосрочном периоде. Принцип, который будет взят за основу при формировании новой структуры компании в целях оптимизации ее системы управления – построение организационной структуры на основе бизнес-процессов.

 

Заключение

 

 

Организационное проектирование как процесс - это упорядочение организационно-структурных  характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования на предприятии, в учреждении является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

Целью организационного проектирования является разработка новых  организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы. Проектирование рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта; алгоритма его функционирования; предвидения последствий, к которым приведет появление объекта; определение мер по реализации проекта.

Методологические подходы к проектированию организационных структур управления можно условно объединить в четыре группы: метод аналогий, экспертный метод, метод структуризации целей и метод организационного моделирования.

Процесс организационного проектирования состоит из трех основных этапов: анализ действующей организационной структуры, проектирование организационных структур, оценка эффективности организационных структур.

Оценка эффективности  является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа се совершенствования.

Рассмотрев основные понятия организационного проектирования; основные подходы и методологические принципы построения организационных структур; изучив основные этапы и методы организационного проектирования; остановившись на оценке эффективности организационных проектов, можно сделать вывод, что организационное проектирование представляет собой сложный процесс, состоящий из различных этапов, стадий и разработок, и имеющий большое значение для развития организационной, производственной системы.

Таким образом, проектирование рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта, алгоритма его функционирования или алгоритма процесса. Однако следует иметь в виду, что проектирование не сводится только к созданию идеи построения объекта, оно предполагает также необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление объекта, и определить меры по реализации проекта. Цель проектирования - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде.

Системность подхода к формированию организационной структуры проявляется в следующем: 1) не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; 2) выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления - от генерального директора предприятия до мастера участка; 3) исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, т. е. по координации деятельности разных звеньев и органов управления при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных межфункциональных программ; 4) обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении. Все это требует тщательно разработанной поэтапной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации.

Проектирование организационных  структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: 1) аналогий; 2) экспортно-аналитического; 3) структуризации целей и 4) организационного моделирования.

Управление ОАО «Татнефть»  имеет два режима работы: стратегическое управление и оперативное управление. В ОАО «Татнефть»  преобладает оперативный режим управления, направленный на решение текущих задач. На организационный стиль поведения ОАО «Татнефть»  и систему управления в целом влияют и многие другие факторы, которые реализуются в реакции фирмы на изменения во внешней среде.

В рамках проводимых исследований установлено, что в ОАО «Татнефть» существует:

-чёткое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

- иерархичность управления, при котором нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

- наличие формальных  правил и норм, обеспечивающих  однородность выполнения специалистами  своих задач и обязанностей;  дух формальной 

-обезличенности, характерный  для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

- осуществление найма  на работу в соответствии с  квалификацион-ными требованиями  к данной должности, а не  с субъективными оценками.

В рамках проводимых исследований установлено, что ориентация ОАО  «Татнефть»  на минимизацию затрат не соответствует требованиям сегодняшнего времени. В связи с этим в основу проектирования изменений структуры системы управления ОАО «Татнефть» будет положена стратегия получения и максимизации дохода в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Принцип, который будет  взят за основу при формировании новой  структуры компании в целях оптимизации  ее системы управления – построение организационной структуры на основе бизнес-процессов.

 

Список использованной  литературы

 

 

  1. Акимова Т.А., Теория организации.-Юнити, 2003. – 367 с.
  2. Баранников А.С., Теория организации.- ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 700 с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Гардарика, 2008. – 350 с.
  4. Герчикова В.Н. Менеджмент. М.: Варна, 2006. – 167 с.    
  5. Гвишиани Д.М. Организация и управление. Издат.3-е, перераб. – М.: Из-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 265 с.
  6. Голубков Е.П.  Голубкова Е.П., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М: Экономика, 2007. – 151 с.
  7. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МНИИПУ, 2007. – 285 с.
  8. Зайцева О.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов.  М.: Центр, 2008. – 432 с.
  9. Зеленцова Л.С. Механизм развития управлением производством. – М.: ГАУ, 2006. – 336 с.
  10. Козлова О.В. Управление производством.- М.: Издательство, 2002.-111 с.
  11. Милнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.:ИНФРА – 2000. – 480 с.
  12. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией, М.: ИНФРА –М, 2007. – 618 с.
  13. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией; Уч.изд.2-е перераб. и доп. – М.: ИНФРА –М, 2003. -716 с.
  14. Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы: Модульная программа для менеджеров. Модуль № 3. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 720 с.
  15. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. - М., 2001.-200 с.
  16. Теория организации: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко.- СПб.: Питер, 2004.-250 с.
  17. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 436 с.
  18. Финансы: Учебное пособие / Под ред.прф. А. М. Ковалёвой. – 3-е изд.перераб . и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 340 с.
  19. Щербина В. В. Социальные теории организации.- М.: ИНФРА-М., 2000.- 264 с.
  20. http\\www.tatneft.ru

Информация о работе Организационное проектирование