Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа
В период централизованной плановой экономики в нашей стране действовал ряд нормативных актов, защищавших потребителей товаров и услуг. Однако в рыночных условиях, с появлением большого числа самостоятельных предприятий и организаций, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг, использующих мощные средства рекламы, ранее существовавшие правовые средства защиты потребителей оказались недостаточными.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1.Особенности современного российского потребительского рынка................................................................................................................4-9
1.1Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка..6-7
1.2 Отношение потребителей к фальсифицируемой продукции.................7-9
Глава 2.Фальсификация товаров...............................................................10-12
2.1Разновидности фальсификации.................................................................10-12
Глава 3. Идентификация товаров...............................................................13-18
3.1 Понятие идентификации товаров.............................................................13-17
3.2 Методы идентификации............................................................................17-18
Глава 4.Анализ методов обнаружения наиболее фальцифицируемых продуктов.........................................................................................................19-22
Заключение......................................................................................................23
Список использованных источников..........
Назвали
респонденты и наиболее часто
встречающиеся на прилавках
Почти
половина контрафактных
Между тем отношение многих потребителей к фальсификации различных групп товаров не однозначно. Так, около 84% респондентов абсолютно не приемлют фальшивых лекарств и продуктов питания, 77% - алкогольных и безалкогольных напитков. Однако только чуть больше половины опрошенных хотят получать достоверную информацию об истинном происхождении лекарств, а каждый пятый готов платить за гарантию их подлинности на треть дороже нынешней цены. В тоже время 22% вполне лояльно относятся к контрафактной одежде и обуви, прежде всего спортивной. А 27% москвичей не видят ничего зазорного в подделке аудио- и видеозаписей. Но и это еще не все: 77% участников опроса считают, что контрафактные аудио- и видеодиски и кассеты будут раскупаться и впредь, до тех пор, пока доступны основной массе населения из-за низкой цены по сравнению с лицензированными. Но, как ни крути, честный производитель теряет свое доброе имя, прибыль и покупателей, государство недополучает налоги, а потребитель вынужден тратить кровно заработанные деньги на приобретение продукции сомнительного качества.
Опрос
показал и другое: респонденты
по-разному относятся к
Чтобы
пресечь зло, необходим
Следуя этой идеи, CIPR, в частности, намерена:
- предоставить потребителям четкие и ясные рекомендации по распознанию контрафактной продукции;
- призвать российские
власти к ужесточению мер
- рекомендовать
предприятиям розничной
Глава 2 .
Фальсификация товаров
По данным Государственной Думы, в настоящее время на российском рынке около 74 % товаров народного потребления фальсифицировано.
Фальсификация – подделка, подмена в процессе изготовления продукции определенного качества другой, менее ценной, не соответствующей своему названию, и реализация ее в корыстных целях.
Объекты фальсификации – продовольственные и непродовольственные товары.
Фальсификация продуктов питания по экономическим соображения всегда представляла собой большую проблему.
Основной проблемой
выявления фальсифицируемых товаров
на современном этапе является несовершенная
законодательная база.
2.1
Разновидности фальсификации
Ассортиментная:
осуществляется
путём полной или частичной
замены товара его
2.Качественная
подделка товаров
с помощью пищевых или
3.Количественная
обман потребителя
за счёт значительных
Стоимостная
обман потребителя
путём продажи
продажа по цене высококачественного товара;
продажа ниже цены высококачественного товара;
продажа выше цены высококачественного товара (встречается редко).
Информационная
обман потребителя путём предоставления неточной или искажённой информации о товаре. Чаще всего искажаются:
наименование товара;
страна происхождения;
наименование производителя;
количество товара.
Объектом фальсификации является привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным. В этом случае фирменная упаковка используется как средство информации о товаре, хотя цель фальсификации – подделка под высококачественный товар того же наименования. [11, стр. 499 – 501]
В целях контроля и предупреждения фальсификации необходимо осуществлять деятельность по:
- разработке и введения в действие системы законодательства, направленную на обеспечение безопасности продукции, информирование и защиту потребителей,
- разработке
гибкой системы штрафных
- создание
информационных баз
Глава 3.Идентификация
товаров
3.1.
Понятие идентификации
продовольственных
товаров
Идентификация – это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Применительно к товару под идентификацией следует понимать установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Проведение качественной идентификации – очень сложный, емкий, длительный и часто дорогостоящий процесс. [11, стр. 514]
Идентификация является инструментом для определения фальсификации.
Цель идентификации – выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах.
Для достижения
этих целей необходима дальнейшая разработка
теоретических основ и
- определение основных понятий, структуры, норм и правил в области идентификации товаров;
- разработка
основополагающих критериев,
- исследование потребительских свойств товара и показателей, их характеризующих, для выявления наиболее достоверных критериев идентификации;
- совершенствование стандартов, ТУ и другой нормативной документации путем включения в нее показателей качества для целей идентификации;
- разработка методов идентификации товаров, в первую очередь экспресс-методов, позволяющих с достаточно высокой степенью достоверности определять ассортиментную принадлежность товаров. [ 4, стр. 135 – 136 ]
Функции идентификации:
1) указующая – отождествляющая представленный образец товара с конкретным наименованием, сортом, маркой, типом, с товарной партией;
2) информационная – доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;
3) подтверждающая соответствие ассортиментной принадлежности товара информации, указанной на маркировке, и (или) в товарно-сопроводительных документах, то есть подлинность товара;
4) управляющая – так как идентификация служит одним из элементов системы качества продукции.
Управляющая функция идентификации регламентируется международными стандартами ИСО 9001 – ИСО 9003 «Системы качества». Эти стандарты введены в России без изменений: ГОСТ Р ИСО 9001 – ГОСТ Р ИСО 9003. Поэтому рассмотрение идентификации как одного из элементов системы качества представляет большой интерес.
Требования к качеству продукции, удовлетворяющие потребности потребителей, устанавливаются в стандартах и технических условиях.
Но эти документы не гарантируют того, что при проектировании, разработке, производстве, хранении и реализации товаров фактически достигнутый уровень качества будет соответствовать установленным требованиям. Вследствие этого возникла необходимость разработки стандартов, дополняющих требования к продукции и предупреждающих возникновение несоответствий на разных этапах технологического цикла путем регламентации элементов системы качества.
Объекты идентификации – продовольственные товары. Их оценка соответствия очень важна в сфере торговли и у потребителя, который приобретает товары.
Субъекты, осуществляющие идентификацию товаров – все участники рыночных отношений:
- изготовитель – на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, и при отпуске готовой продукции;
- продавец –
на стадиях заключения
- потребитель также проводит идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего неосознанно и не имея достаточной квалификации, ориентируясь лишь на собственный житейский опыт и знания.
Средства идентификации товаров – нормативные и технические документы (стандарты, ТУ, правила и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т. п.). Важнейшим средством идентификации пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации.
Назначением указанных средств является регламентация критериев идентификации. В большей мере этому требованию должны отвечать нормативные документы.
Критерии идентификации – это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировки и (или) в нормативных, товарно-сопроводительных документах.
В стандартах, ТУ, Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья предусматриваются три группы показателей: органолептические, физико-химические, микробиологические.
Для целей идентификации пригодны лишь органолептические и физико-химические показатели, характеризующие потребительские свойства товара. Микробиологические показатели относятся к показателям безопасности, зависящим от внешних воздействий и обсеменения микрофлорой. Пищевые продукты служат для микроорганизмов питательной средой, поэтому обсемененность микроорганизмами и наличие вырабатываемых ими микотоксинов не могут быть критериями идентификации.
Непригодны в качестве критериев идентификации и многие физико-химические показатели безопасности, определяемые при сертификационных испытаниях. Они лишь косвенно свидетельствуют о загрязнении сырья, пищевых продуктов и несвойственны экологически чистым продуктам (или содержание их ничтожно). Это относится к таким показателям безопасности, как токсичные микроэлементы, микотоксины, радионуклиды, антибиотики, гормональные препараты, нитраты и др.
Информация о работе Идентификация и фальсификация товаров.Методы их выявления и предупреждения