Идентификация и фальсификация товаров.Методы их выявления и предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

В период централизованной плановой экономики в нашей стране действовал ряд нормативных актов, защищавших потребителей товаров и услуг. Однако в рыночных условиях, с появлением большого числа самостоятельных предприятий и организаций, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг, использующих мощные средства рекламы, ранее существовавшие правовые средства защиты потребителей оказались недостаточными.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1.Особенности современного российского потребительского рынка................................................................................................................4-9
1.1Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка..6-7
1.2 Отношение потребителей к фальсифицируемой продукции.................7-9
Глава 2.Фальсификация товаров...............................................................10-12
2.1Разновидности фальсификации.................................................................10-12
Глава 3. Идентификация товаров...............................................................13-18
3.1 Понятие идентификации товаров.............................................................13-17
3.2 Методы идентификации............................................................................17-18
Глава 4.Анализ методов обнаружения наиболее фальцифицируемых продуктов.........................................................................................................19-22
Заключение......................................................................................................23
Список использованных источников..........

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 171.50 Кб (Скачать)

    Назвали  респонденты и наиболее часто  встречающиеся на прилавках подделки торговых марок: Adidas, Nike, Reebok, Nescafe, Sony, Tide. Что касается лекарственных средств, чаще других встречаются фальшивые анальгин, валидол, аспирин УПСА, суммамед, мезим-форте, корвалол, димедрол, инсулин, колдрекс, бисептол и др.

    Почти  половина контрафактных товаров  – в первую очередь это относится  к одежде с лейблами именитых  фирм и пиратским компакт-дискам - столичные жители приобретают на рынках -45%, в небольших магазинах – 22% и киосках – 14%. Впрочем, не гнушаются выставлять «липу» на прилавок и сетевые супермаркеты – до 4% фальсификатов, и даже фирменные магазины и аптеки – 6,4%.

    Между  тем отношение многих потребителей к фальсификации различных групп товаров не однозначно. Так, около 84% респондентов абсолютно не приемлют фальшивых лекарств и продуктов питания, 77%  - алкогольных и безалкогольных напитков. Однако только чуть больше половины опрошенных хотят получать достоверную информацию об истинном происхождении лекарств, а каждый пятый готов платить за гарантию их подлинности на треть дороже нынешней цены. В тоже время 22% вполне лояльно относятся к контрафактной одежде и обуви, прежде всего спортивной. А 27% москвичей не видят ничего зазорного в подделке аудио- и видеозаписей. Но и это еще не все: 77% участников опроса считают, что контрафактные аудио- и видеодиски и кассеты будут раскупаться и впредь, до тех пор, пока доступны основной массе населения из-за низкой цены по сравнению с лицензированными. Но, как ни крути, честный производитель теряет свое доброе имя, прибыль и покупателей, государство недополучает налоги, а потребитель вынужден тратить кровно заработанные деньги на приобретение продукции сомнительного качества.

    Опрос  показал и другое: респонденты  по-разному относятся к введению  наказаний за подделку разных  видов товаров. Например, больше  половины (почти 70%) потребителей  склоняются к ужесточению мер  наказания за производство и сбыт контрафактных продуктов питания, представляющих угрозу их здоровью. Что касается подделанных товаров, не оказывающих вредного влияния на человека, то за выпуск подобной продукции предлагается либо смягчить меру наказания, либо вообще отменить. Дело в том, что респонденты приравнивают эту проблему к другим ненаказуемым социальным проблемам: низкой заработной плате, нарастающей безработице, низкому уровню медицинского обслуживания. А потому неудивительно, что 68% опрошенных, хотя и сознают, что борьба с подделками – одна из актуальных проблем сегодняшней России, тем не менее возражают против наказания потребителей, сознательно приобретающих контрафакты./1, 7/

    Чтобы  пресечь зло, необходим комплексный  подход, утверждает председатель правления Союза потребителей России П.Б. Шелиц. Это так называемый подход трех «И»: «Искоренение контрафакта», «Информирование потребителей», «Исполнение законов». Главное в борьбе с контрафактной продукцией и пиратством – сражение на всех фронтах, объединение усилий добропорядочных производителей и покупателей и государства.

    Следуя  этой идеи, CIPR, в частности, намерена:

- предоставить  потребителям четкие и ясные  рекомендации по распознанию  контрафактной продукции;

- призвать российские  власти к ужесточению мер наказания  производителей поддельных товаров, а также тех, кто занимается их распространением и продажей;

- рекомендовать  предприятиям розничной торговли  разработать и добровольно соблюдать Кодекс добросовестных продавцов и др.

 

Глава 2 . Фальсификация товаров 

По данным Государственной Думы, в настоящее время на российском рынке около 74 % товаров народного потребления фальсифицировано.

Фальсификация – подделка, подмена в процессе изготовления продукции определенного качества другой, менее ценной, не соответствующей своему названию, и реализация ее в корыстных целях.

Объекты фальсификации – продовольственные и непродовольственные товары.

Фальсификация продуктов питания по экономическим  соображения всегда представляла собой  большую проблему.

Основной проблемой  выявления фальсифицируемых товаров на современном этапе является несовершенная законодательная база.  

2.1 Разновидности фальсификации 

Ассортиментная:

 осуществляется  путём полной или частичной  замены товара его заменителями  с сохранением нескольких или  одного признаков;

 

2.Качественная

подделка товаров  с помощью пищевых или непищевых  добавок для улучшения органолептических  свойств при сохранении или утрате других потребительских качеств или замена товара на такой же другого сорта;

 

3.Количественная

 обман потребителя  за счёт значительных отклонений  праметров товара, превышающих предельно допустимые нормы отклонений (недовес или обмер);

 

Стоимостная

обман потребителя  путём продажи низкокачественного товара по цене высококачественного. Сопутствует всем остальным видам фальсификации. Возможны три способа фальсификации;

продажа по цене высококачественного товара;

продажа ниже цены высококачественного товара;

продажа выше цены высококачественного товара (встречается редко).

Информационная

 обман потребителя  путём предоставления неточной  или искажённой информации о  товаре. Чаще всего искажаются:

наименование  товара;

страна происхождения;

наименование  производителя;

количество товара.

Объектом фальсификации  является привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным. В этом случае фирменная упаковка используется как средство информации о товаре, хотя цель фальсификации – подделка под высококачественный товар того же наименования. [11, стр. 499 – 501]

В целях контроля и предупреждения фальсификации  необходимо осуществлять деятельность по:

- разработке  и введения в действие системы  законодательства, направленную на  обеспечение безопасности продукции, информирование и защиту потребителей,

- разработке  гибкой системы штрафных санкций  за несоблюдение соответствия  реализуемой продукции нормативным  документам,

-  создание  информационных баз предприятий  – штрафников. 
 

 

Глава 3.Идентификация  товаров 

3.1. Понятие идентификации  продовольственных  товаров 

Идентификация – это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Применительно к товару под идентификацией следует понимать установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Проведение качественной идентификации – очень сложный, емкий, длительный и часто дорогостоящий процесс. [11, стр. 514]

Идентификация является инструментом для определения  фальсификации.

Цель  идентификации – выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах.

Для достижения этих целей необходима дальнейшая разработка теоретических основ и практических действий по идентификации товаров. Поэтому задачами идентификации являются:

- определение основных понятий, структуры, норм и правил в области идентификации товаров;

- разработка  основополагающих критериев, пригодных  для целей идентификации однородных  групп, конкретных видов и наименований  товаров;

- исследование  потребительских свойств товара и показателей, их характеризующих, для выявления наиболее достоверных критериев идентификации;

- совершенствование  стандартов, ТУ и другой нормативной  документации путем включения  в нее показателей качества  для целей идентификации;

- разработка методов идентификации товаров, в первую очередь экспресс-методов, позволяющих с достаточно высокой степенью достоверности определять ассортиментную принадлежность товаров. [ 4, стр. 135 – 136 ]

Функции идентификации:

1) указующая – отождествляющая представленный образец товара с конкретным наименованием, сортом, маркой, типом, с товарной партией;

2) информационная – доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;

3) подтверждающая соответствие ассортиментной принадлежности товара информации, указанной на маркировке, и (или) в товарно-сопроводительных документах, то есть подлинность товара;

4) управляющая – так как идентификация служит одним из элементов системы качества продукции.

Управляющая функция  идентификации регламентируется международными стандартами ИСО 9001 – ИСО 9003 «Системы качества». Эти стандарты введены в России без изменений: ГОСТ Р ИСО 9001 – ГОСТ Р ИСО 9003. Поэтому рассмотрение идентификации как одного из элементов системы качества представляет большой интерес.

Требования к качеству продукции, удовлетворяющие потребности потребителей, устанавливаются в стандартах и технических условиях.

Но эти документы  не гарантируют того, что при проектировании, разработке, производстве, хранении и  реализации товаров фактически достигнутый уровень качества будет соответствовать установленным требованиям. Вследствие этого возникла необходимость разработки стандартов, дополняющих требования к продукции и предупреждающих возникновение несоответствий на разных этапах технологического цикла путем регламентации элементов системы качества.

Объекты идентификации – продовольственные товары. Их оценка соответствия очень важна в сфере торговли и у потребителя, который приобретает товары.

Субъекты, осуществляющие идентификацию  товаров – все участники рыночных отношений:

- изготовитель  – на стадии приемки сырья,  полуфабрикатов, и при отпуске  готовой продукции; 

- продавец –  на стадиях заключения договоров  купли – продажи, приемки товаров  и подготовки их к продаже. 

- потребитель  также проводит идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего неосознанно и не имея достаточной квалификации, ориентируясь лишь на собственный житейский опыт и знания.

Средства  идентификации товаров – нормативные и технические документы (стандарты, ТУ, правила и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т. п.). Важнейшим средством идентификации пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации.

Назначением указанных  средств является регламентация  критериев идентификации. В большей  мере этому требованию должны отвечать нормативные документы.

Критерии  идентификации – это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировки и (или) в нормативных, товарно-сопроводительных документах.

В стандартах, ТУ, Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья предусматриваются три группы показателей: органолептические, физико-химические, микробиологические.

Для целей идентификации  пригодны лишь органолептические и физико-химические показатели, характеризующие потребительские свойства товара. Микробиологические показатели относятся к показателям безопасности, зависящим от внешних воздействий и обсеменения микрофлорой. Пищевые продукты служат для микроорганизмов питательной средой, поэтому обсемененность микроорганизмами и наличие вырабатываемых ими микотоксинов не могут быть критериями идентификации.

Непригодны в  качестве критериев идентификации  и многие физико-химические показатели безопасности, определяемые при сертификационных испытаниях. Они лишь косвенно свидетельствуют о загрязнении сырья, пищевых продуктов и несвойственны экологически чистым продуктам (или содержание их ничтожно). Это относится к таким показателям безопасности, как токсичные микроэлементы, микотоксины, радионуклиды, антибиотики, гормональные препараты, нитраты и др.

Информация о работе Идентификация и фальсификация товаров.Методы их выявления и предупреждения