Идентификация и фальсификация товаров.Методы их выявления и предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

В период централизованной плановой экономики в нашей стране действовал ряд нормативных актов, защищавших потребителей товаров и услуг. Однако в рыночных условиях, с появлением большого числа самостоятельных предприятий и организаций, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг, использующих мощные средства рекламы, ранее существовавшие правовые средства защиты потребителей оказались недостаточными.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1.Особенности современного российского потребительского рынка................................................................................................................4-9
1.1Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка..6-7
1.2 Отношение потребителей к фальсифицируемой продукции.................7-9
Глава 2.Фальсификация товаров...............................................................10-12
2.1Разновидности фальсификации.................................................................10-12
Глава 3. Идентификация товаров...............................................................13-18
3.1 Понятие идентификации товаров.............................................................13-17
3.2 Методы идентификации............................................................................17-18
Глава 4.Анализ методов обнаружения наиболее фальцифицируемых продуктов.........................................................................................................19-22
Заключение......................................................................................................23
Список использованных источников..........

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 171.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение...........................................................................................................3 

Глава 1.Особенности  современного российского  потребительского рынка................................................................................................................4-9

1.1Государственная  политика в сфере защиты потребительского  рынка..6-7

1.2 Отношение  потребителей к фальсифицируемой  продукции.................7-9 

Глава 2.Фальсификация  товаров...............................................................10-12

2.1Разновидности фальсификации.................................................................10-12 

Глава 3. Идентификация товаров...............................................................13-18

3.1 Понятие идентификации товаров.............................................................13-17

3.2 Методы идентификации............................................................................17-18 

Глава 4.Анализ методов обнаружения  наиболее фальцифицируемых продуктов.........................................................................................................19-22 

Заключение......................................................................................................23 

Список  использованных источников.........................................................25

 

Введение 

    В  период централизованной плановой  экономики в нашей стране действовал ряд нормативных актов, защищавших потребителей товаров и услуг. Однако в рыночных условиях, с появлением большого числа самостоятельных предприятий и организаций, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг, использующих мощные средства рекламы, ранее существовавшие правовые средства защиты потребителей оказались недостаточными.

       В процессе осуществления рыночных преобразований наша страна столкнулась с лавинообразным наводнением потребительского рынка фальсифицированной и нелегальной продукцией. В основе проблемы лежит то, что основная масса потребителей, располагающая низкими финансовыми возможностями, в первую очередь отдает предпочтение ценовым характеристикам изделия и в значительно меньшей степени руководствуется торговой маркой, символизирующей его качество и надежность. Поэтому нередки случаи, когда контрафактная продукция занимает доминирующее положение на рынке, вытесняя легальные товары.    

    Именно контрафактные товары составляют значительную часть «теневого» оборота, из-за чего, по оценке экспертов, бюджет недополучает десятки миллиардов рублей, что в конечном итоге приводит к ослаблению экономической безопасности страны.

    В  то же время следует признать, что на сегодняшний день у  нас отсутствует единая государственная политика в области защиты отечественного рынка от фальсифицированной и нелегальной продукции. В этих условиях многие регионы вынуждены принимать различные нормативные акты, которыми вводят на территориях субъектов Российской Федерации собственные системы обеспечения качества продукции и защиты рынка от нелегальной продукции. Но принятие таких нормативных правовых актов противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, федеральным законам, ограничивает правоспособность хозяйствующих субъектов и нарушает единое экономическое пространство.

    Сегодня подавляющее число хозяйствующих субъектов решают свои организационно-технические и экономические вопросы самостоятельно. Отсутствие вышестоящих отраслевых организаций, которые могли бы контролировать их работу, несовершенное налогообложение и многое другое не способствуют повышению качества услуг, продукции. Как показывает опыт, государству необходимо контролировать безопасность и качество продукции и услуг, представленных на внутреннем рынке.

Курсовая работа посвящена рассмотрению целей, задач  и сущности идентификации и фальсификации товаров,а так же методам их выявления и предупреждения.

Курсовая работа состоит из четырёх глав, количество страниц -25, схем -3 .  

 

Глава 1. Особенности современного российского потребительского рынка 

Особую остроту  проблема защиты потребительского рынка  от фальсифицированной, опасной и некачественной продукции приобретает в связи с подготовкой к присоединению России к ВТО. Помимо огромного материального ущерба широкомасштабное контрафактное производство наносит значительный ущерб репутации России как торгового и делового партнера. Ставится под сомнение сама возможность страны следовать общепринятым мировым нормам и правилам в этой области.

    Все  говорит о том, что сейчас  в России назрела потребность  в радикальном улучшении функционирования всей системы защиты отечественного рынка от контрафактной и нелегальной продукции, защиты прав промышленной и интеллектуальной собственности, потребителей и производителей продукции.

  Особенностями  современного российского потребительского  рынка являются:  
     — большая доля недоброкачественной (опасной) продукции, попадающей в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан;  
     — фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении, что приводит к недополучению бюджетом миллиардов рублей.  
     В числе факторов, негативно влияющих на качество (безопасность) продукции, следует упомянуть:

-  отсутствие  эффективного механизма контроля  добросовестной конкуренции, что позволяет некоторым изготовителям поставлять контрафактную продукцию или продукцию, не прошедшую сертификацию, что в свою очередь приводит к формированию нерегулируемого рынка;

-  слабое применение  законодательства в части ответственности  за качество поставляемого на  рынок товара производителя или поставщика, которые сегодня чувствуют себя достаточно вольготно и безнаказанно;

-  наличие  избыточных административных барьеров, в результате чего некоторые операторы рынка ушли в "теневой" сектор экономики.  
     К сожалению, сегодня отсутствуют действенные рычаги для устранения этой негативной ситуации.  
     В связи с этим необходимо разрабатывать и проводить комплекс мер по оздоровлению российского потребительского рынка. Такая работа проводится в рамках Правительственной комиссии по вопросам потребительского рынка и в соответствии с поручениями Правительства РФ.  
     В то же время сегодня жестко столкнулись два взгляда на формирование потребительского рынка и организацию его защиты от недоброкачественной продукции:  
     — свободный доступ товара на рынок в сочетании с усилением ответственности хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;  
     — сбалансированное введение в действие государственных и общественных рычагов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя к потребителю, с акцентом на профилактику попадания на рынок недоброкачественной продукции.
 
     Первый подход чреват следующими негативными последствиями:  
     1. Появлением на рынке особо опасных для потребителей товаров, а следовательно, увеличением риска для жизни, потери трудоспособности и т.п., поскольку контроль может быть организован только выборочно, периодически и с определенным запаздыванием.  
     Это подтверждается опытом организации и проведения надзора на рынке в странах Европейского Союза (ЕС), который свидетельствует о том, что даже при наличии четкой законодательной основы для проведения контроля и надзора на рынке, тысячи европейских предприятий, имеющих сертифицированные системы качества, десятилетиями сложившиеся отношения с поставщиками комплектующих, хорошую информационную базу в странах ЕС, не всегда удается обеспечить надлежащее качество продукции, обращающейся на рынке, когда доступ на него достаточно ослаблен.  
     Стоит ли говорить, к чему может привести бездумное снятие абсолютно всех административных барьеров в России при допуске продукции на рынок, в условиях, далеких от европейских.  
     2. Резким увеличением числа предприятий-однодневок, для которых вопросы получения быстрой и незаконной прибыли являются доминирующими. В этих условиях неотвратимость наказания недобросовестных продавцов по результатам усиленного контроля на рынке теряет смысл.  
     3. Дальнейшее усиление акцента на контроль и надзор за рынком неминуемо приведет продавца к необходимости формирования специальной системы контроля качества продукции, как соответствующей защитной меры. Это, в свою очередь, вызовет неоправданное увеличение цены товара и другие негативные последствия. Такая тенденция отмечается многими исследованиями рынка стран ЕС.  
     4. Еще один негативный аспект этого подхода - увеличение числа контролеров на рынке, что вызовет рост цен товара, а также возможные несанкционированные "поборы" со стороны контролеров. Если даже в благополучной Европе не удалось справиться с этой проблемой, то для России она тем более актуальна.  
     Таким образом, декларируемые меры дерегулирования на дорыночной стадии с последующим жестким контролем на рынке, лоббируемые определенной частью производителей, представляются малоэффективными. Особенно при незначительном опыте работы экономических партнеров в рыночных условиях и сложившемся менталитете производителей в отношении соблюдения законодательства.  
     Социологические исследования состояния рынка и отношения россиян к его регулированию, проведенные в октябре 2000 г. независимым Фондом "Центр политических технологий" совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Торгово-промышленной палаты, показали, что большинство опрошенных считают, что "здоровье и безопасность людей нельзя вверять рыночной стихии" и необходим государственный контроль за качеством товаров.  
  

1.1   Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка      
 

Этот подход базируется на реализации следующих  основных принципов:

-  Неотвратимость  ответственности изготовителя или той организации в цепи "изготовитель - потребитель", по вине которой произошла порча продукции.

-  Допуск продукции  к производству и обращению  на основе проверки способности организации производить и поставлять доброкачественную продукцию.

-  Предотвращение  и профилактика попадания на  рынок недоброкачественной продукции (обязательное и добровольное подтверждение соответствия продукции установленным требованиям).

-  Разделение  полномочий между органами исполнительной  власти, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, усиление их ответственности за нарушение правил контроля и надзора, а также за ненадлежащее проведение контроля и надзора. Это направлено на формирование эффективной скоординированной системы государственного и общественного контроля и надзора на рынке, взаимодействие контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов и позволит избежать дублирования в работе органов контроля и надзора.  
     Реализация этих принципов должна обеспечиваться введением комплекса мер, предусматривающих:  
     — формирование поэтапной ответственности за недоброкачественную и фальсифицированную продукцию от изготовителя до потребителя;  
     — разработку и введение в действие порядков защиты потребительского рынка применительно к отдельным (видам) продукции;  
     — формирование условий саморегулирования в среде хозяйствующих субъектов на рынке.  
     Конкретный набор мер по защите потребительского рынка зависит от специфики поставки продукции на рынок. Этот комплекс мер должен опираться на соответствующие базисные меры, назначение которых более широкое, чем только защита рынка, но которые, тем не менее, позволят усилить эффект предполагаемого подхода:  
     — формирование и реализация национальной политики России в области качества продукции и услуг, предусматривающей в том числе внедрение на производствах систем управления качеством, соответствующих требованиям международных стандартов ИСО 9000;  
     — совершенствование налогового механизма и обоснованную легализацию предприятий "теневой экономики";  
     — формирование условий для добросовестной конкуренции, реализации антимонопольного законодательства, защите интеллектуальной собственности, включая товарные знаки.
 

1.2. Отношение потребителей  к фалицифицируемой продукции 

    Россия  не вчера столкнулась с проблемой  контрафактной и фальсифицированной продукции. Еще в начале 90-х годов вместе с пришедшим изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных подделок под «фирму». Ежегодно в нашей стране от отравления фальсифицированным алкоголем погибает 25-30 тыс. человек, что сравнимо с потерями от дорожно-транспортных происшествий. Сегодня, по оценкам экспертов, на отечественном фармацевтическом рынке обращается 7-12% фальшивых лекарственных средств. В целом же по России подделывается до 40-50%, а в отдельных регионах до 60% всевозможных товаров, тогда как в Европе и США всего 5-7%. А вся беда в том, что никто этой проблемой в родном Отечестве серьезно не занимается. В том числе нет закона, который дал бы честному товаропроизводителю не только возможность выпускать качественные изделия, но и защитил бы его от недобросовестных конкурентов. Увы в российском законодательстве отсутствуют такие определения, как «фальсифицированная продукция», «контрафактная продукция». Между тем по данным западных специалистов, по выпуску контрафакта Россия уверенно лидирует, занимая второе место в мире и уступая абсолютное первенство лишь Китаю. Другими словами, проблема выросла до масштаба, ставящего под угрозу экономическую безопасность государства.

    В  ноябре-декабре 2002 года по заказу  Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности (CIPR), Ассоциации фармацевтических производителей Америки (PhRMA) м союза потребителей России две независимые американские компании впервые в истории нашей страны провели опрос жителей Москвы на тему их отношения к фальсифицированным товарам и брендам. 93% респондентов признали, что в истекшем году сталкивались с подделками. Причем более всего(50,5% опрошенных) встречали поддельную одежду и обувь, 47% - фальсифицированные алкогольные напитки, 46,4% - продукты питания, 37% - пиратские аудио- и видеозаписи, 31% - фальшивые лекарства. Мало того, за последние два года около 90% москвичей, по их собственному убеждению, хотя бы раз имели «счастье» приобрести «левый» товар. Причем четверть из них –вполне сознательно, поскольку одних устраивала цена заведомой подделки, других – возможность приобрести «фирменную» вещь «легко, без проблем». И только 7% столичных жителей никогда не попадались на удочку мошенников.

    В  целом, фальсификация продукции  совершенно не волнует 10% опрошенных, а некоторых разговор о проблеме «просто раздражает». Лишь 58% потребителей – что не может не насторожить – относятся к этому явлению крайне отрицательно, тем самым поддерживается среда для дальнейшего процветания теневого бизнеса.

Информация о работе Идентификация и фальсификация товаров.Методы их выявления и предупреждения