Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа
В период централизованной плановой экономики в нашей стране действовал ряд нормативных актов, защищавших потребителей товаров и услуг. Однако в рыночных условиях, с появлением большого числа самостоятельных предприятий и организаций, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг, использующих мощные средства рекламы, ранее существовавшие правовые средства защиты потребителей оказались недостаточными.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1.Особенности современного российского потребительского рынка................................................................................................................4-9
1.1Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка..6-7
1.2 Отношение потребителей к фальсифицируемой продукции.................7-9
Глава 2.Фальсификация товаров...............................................................10-12
2.1Разновидности фальсификации.................................................................10-12
Глава 3. Идентификация товаров...............................................................13-18
3.1 Понятие идентификации товаров.............................................................13-17
3.2 Методы идентификации............................................................................17-18
Глава 4.Анализ методов обнаружения наиболее фальцифицируемых продуктов.........................................................................................................19-22
Заключение......................................................................................................23
Список использованных источников..........
К специфическим средствам и способам фальсификации можно отнести невложение в продукт отдельных компонентов или их замену на другие. Примером может служить отсутствие в рецептуре сахара, меда.
Фальсификация водки выявляется зачастую при внешнем осмотре бутылки: ее признаком может служить неотчетливая, блеклая, матовая этикетка на некачественной бумаге, неплотная укупорка, нечеткая штамповка на колпачке, несоответствие наименования водки выштампованной заглавной букве на колпачке и подписи на этикетке, наличие посторонних включений.
Целесообразно рассмотреть этикетку с обратной стороны: на заводской этикетке имеется несколько ровных полосок клея, либо клей образует ровное сплошное покрытие. В непроизводственных условиях клей обычно наносят кисточкой, поэтому мазки будут неровными. [12, стр. 20 – 22]
Результат тестов и дегустаций виноградных вин и шампанского показывают, что нередко в продаже встречаются подделки под продукцию известных фирм, заявленное на этикетке не соответствует не содержимому, на большинстве бутылок зарубежного производства отсутствует маркировка на русском языке. Обычно при покупке отличить подделку от настоящего качественного напитка невозможно. Узнать, что приобрели, можно только попробовав содержимое, после открытия бутылки. Но в этом случае, не каждый сумеет разобраться в тонкостях вкуса и аромата. Специалистами установлено, что для оценки качества алкогольных напитков недостаточно совокупности классических методов исследования, а необходимо использование и других способов, не предусмотренных ГОСТами, но позволяющих выявить в алкогольных напитках, особенно в псевдоводках, такие токсичные вещества, как кетоны (ацетон), амиды и другие неидентифицированные органические примеси. [11, стр. 505]
Соки.
Россия входит в десятку стран, активно участвующих в мировой торговле соками. С каждым годом импорт фруктовых соков и их концентратов в Россию увеличивается. Основными экспортерами являются Бразилия, Аргентина Мексика, Южная Африка, Турция и др. Агрессивная конкурентная борьба за рынки сбыта, постоянный рост потребления соков создали условия для появления на мировом рынке фальсифицированной продукции. Честная конкурентная борьба на рынке соков осложняется действиями фирм, поставляющих под маркой натурального (100%-го) сока продукцию, изготовляемую путем манипуляций с составом натурального сырья и имеющую соответственно более низкую себестоимость. Реальные размеры данной проблемы не известны, но специалисты считают, что примерно пятая часть всех апельсиновых соков и треть яблочных соков фальсифицированы.
Практически во всех странах мира натуральные соки производят из концентрата: сгущенный сок, из которого удалена большая часть влаги, разбавляется смягченной водой. На эти соки за рубежом разработаны и действуют соответствующие стандарты. Наш ГОСТ, которым вынуждены руководствоваться сертификационные органы при идентификации соков, создавался в то время (1979 г.), когда о технологии приготовления сока из концентрата у нас в стране еще не знали. Поэтому под натуральным соком российский ГОСТ подразумевает либо свежеотжатый, либо консервированный сок Кроме того в него допускается добавление сахара, лимонной кислоты и даже консерванта – сорбиновой кислоты. Все это противоречит международным стандартам.
Российским специалистам известны международные стандарты и методы идентификации соков. Но несовершенная законодательная база оставляет для недобросовестных производителей и поставщиков широкие возможности сертифицировать их товар как высококачественный 100%-й сок.
Возможности для
установления фальсификаций осложнены
также тем, что производители
концентратов фруктовых соков в
некоторых странах мира через
государственные и
Анализ качества импортных концентратов и соков на их основе, произведенных в нашей стране, показывает, что отечественные производители соков не имеют достаточной информации о параметрах идентификации, а также о соответствии закупаемых концентратов международным требованиям качества. Для предотвращения фальсификации в мире разработано много нормативных документов, которые, не являясь стандартами, создают достаточную базу для проведения контроля за качеством и фальсификацией. Новейшим сборником по качеству является A.I.J.N. (Code of Practice for Fruct and Vegetable juices), разработанный странами – участницами Европейского Союза. Этот документ представляет собой сборник физико-химических и биохимических показателей девяти натуральных соков с полным перечнем показателей (апельсиновый, грейпфрутовый, яблочный, виноградный, ананасовый, лимонный, грушевый. Абрикосовый и сок маракуйя) и восьми соков с неполным перечнем (сок черной смородины, вишневый, малиновый, клубничный, персиковый, сок манго, гуавы, банановый). Документ содержит группу показателей, характеризующих качество сока, и группу показателей, характеризующих его натуральность. [11, стр. 506 – 508]
Шоколад.
В настоящее время на российском рынке наряду с хорошо известными марками отечественного шоколада появилось большое количество импортного, но не вся зарубежная продукция отличается высоким качеством. Многие партии импортного шоколада бракуются как несоответствующие ГОСТам по медико-биологическим требованиям к санитарным нормам качества. Кроме того, согласно российским стандартам при изготовлении шоколада не допускается применение шоколадной массы с добавлением заменителя какао-масла. Во многих же странах мира допускаются дешевые заменители масла какао для производства суррогатов шоколада. Импортные производители и поставщики часто не уточняют, какой из жиров был использован при изготовлении суррогата шоколада, или вообще не сообщают об использовании других (не масла какао) жиров, то есть выдают поддельный продукт за подлинный. В связи с этим у российских органов сертификации возникает проблема определения подлинности шоколада. [7, 220 – 222]
В Минресурсэкспертизе с помощью метода газовой хроматографии проведены исследования по определению типа сырья, используемого для производства шоколадных изделий. По составу жирных кислот было установлено, что шоколады фабрики «Красный Октябрь» и импортный шоколад Choco time полностью соответствуют требованиям российских стандартов, то есть произведены из масла какао. Испанский шоколад Ganad`or и Белочка (завод «Штолькверк») содержат в своем составе кокосовое и пальмоядровое масло, то есть не соответствуют ГОСТам. А шоколады Bingo и Карлсон, изготовленные фирмой «Фиеста», содержат гидрированные растительные масла (подсолнечное, хлопковое) и не могут называться шоколадом, а относятся к сладким плиткам. [11, стр. 509 – 510]
Заключение
Явление фальсификации товарной продукции приобрело в последние десятилетия особо крупные масштабы. Волна контрафакта, захлестнувшая российский рынок, ощутимо отражается практически на всех отраслях промышленности. Ежегодно поток фальсифицированной продукции продолжает увеличиваться на 10-15%. Ещё в середине 90-х годов его стоимость оценивалась уже в 200 млрд. долл. в год. При этом особенно быстро он захлестнул отрасли, производящие высокотехнологичные и дорогие товары, отрасли массового производства товаров широкого потребления, фармацевтическое и продовольственное производства.
При оценке уровня фальсификации называются различные цифры, но только малая их часть основана на реальном анализе. Основной причиной отсутствия точной статистики в этой области является, с одной стороны, безусловно, трудность сбора информации, а с другой - недооценка важности этой информации. Поэтому многие выводы приходится делать на основе экспертных оценок отдельных ассоциаций производителей, ученых, использовать косвенные статистические показатели.
«Пиратское производство»
подрывает авторитет
Незаконная реализация
контрафактной продукции
В решении вопроса борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией заинтересованы и государство, и товаропроизводители, и потребители.
Возникла необходимость
Программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией Российского и Московского фондов защиты прав потребителей отвечает этим требованиям, является кардинально новой и носит социально-направленный характер. Программа реализуется в рамках проведения Смотров предприятий, организаций, предпринимателей, товаров (работ, услуг, технологий) «Лучшие в России», «Лучшие в Москве», «Лучшие в Подмосковье».
Цели и задачи Программы:
- Введение и
реализация комплекса
- Введение специального знака – «Знака обслуживания» Российского и/или Московского фондов защиты прав потребителей, для доступной визуальной идентификации сертифицированной продукции (см. «Положение о Знаках обслуживания»).
- Повышение ответственности
товаропроизводителей перед
- Продвижение лучших товаропроизводителей, их информационная поддержка и правовая защита.
- Содействие органам власти, самоуправления и контроля в проведении социально-экономической политики в целях наиболее полного удовлетворения интересов населения.
- Совершенствование информационной, образовательной и просветительской работы в сфере защиты прав потребителей.
Воплощение данной Программы позволяет:
- объединить
интересы потребителей и
- отличать оригинальную продукцию от контрафакта как потребителям, так и контролирующим органам;
- формировать добропорядочные отношения на потребительском рынке.
Таким образом,
Программа позволяет решать важнейший
вопрос - создание согласованными действиями
потребителей и производителей общего
экономического пространства на пути
формирования цивилизованного рынка в
России.
Список
используемой литературы
1. Боровикова Л.А., Гримм А.И., Дорофеев А.Л. Исследование продовольственных товаров: учеб, пособие для товаровед. фак. торг. вузов. – М.: Экономика. 1980. – 336 с.
2. Васильев Г.А., Ибрагимов Л.А., Нагапетьянц Н.А. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 135 с.
3. Гамидуллаев
С.Н., Иванова Е.В., Николаева С.Л.,
Симонова В.Н. Товароведение и
экспертиза продовольственных
4. Гамов В.К.,
Павлова Ж.П., Колмогоров Ю..М. Экспертиза
продовольственных товаров:
5. Дубцов Г.Г.
Товароведение пищевых
Информация о работе Идентификация и фальсификация товаров.Методы их выявления и предупреждения