Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:07, реферат
Для того чтобы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Эта первичная стадия носит название «выявления риска» и включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.
Некоторые из описываемых в данной главе методов применимы для выявления любых рисков, другие — только для отдельных видов, например промышленных.
Основные подходы к выявлению риска.
Опросные листы
Структурные диаграммы
Карты потоков
Прямая инспекция
Анализ финансовой и управленческой отчетности.
Содержание
Для того чтобы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Эта первичная стадия носит название «выявления риска» и включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.
Некоторые из описываемых в данной главе методов применимы для выявления любых рисков, другие — только для отдельных видов, например промышленных.
Наличие достаточно полной
и должным образом
1.Основные подходы к выявлению риска
Существует множество методов, каждый из которых помогает получить информацию о характеристиках отдельных рисков, присущих определенному виду деятельности. Поэтому целесообразно использовать комплекс методов, чтобы решить поставленную задачу. Необходимо постоянно следить за эффективностью использования таких методов, чтобы вносить в них усовершенствования, которые могут оказаться полезными в дальнейшем.
Невозможно однозначно указать,
какие методы будут наиболее эффективными
в каждом конкретном случае, но это
достигается легче, если риск-менеджер
является специалистом-практиком в
данной области хозяйственной
Работа по сбору информации и выявлению рисков помогает идентифицировать большинство опасностей, но, как правило, через некоторое время обнаруживаются новые. Это может быть связано с накоплением опыта и статистических данных, а также с внедрением новых технологий и использованием других материалов. Поэтому важной составной частью организации деятельности в данной области является создание специальной программы по контролю и выявлению новых рисков. Такая программа должна планироваться отделом предприятия по управлению риском или риск-менеджером.
Какой бы план ни был выработан, он должен иметь собственный бюджет и экономическое обоснование, чтобы затраты на выявление рисков не превысили ущерб от них.
Одни методы базируются на анализе статистических, финансовых, управленческих и иных отчетных документов предприятия, другие требуют непосредственной инспекции мест расположения источников опасности. Существуют методы, которые больше подходят к после событийным, чем к до событийным ситуациям. Некоторые методы выявления риска строятся на количественном анализе, а другие используют только качественные подходы. Однако все они направлены на одно — выявить и описать существующие в организации риски.
Надо отметить, что поставленная задача является достаточно трудоемкой и требует специальных знаний. Оптимальным в такой ситуации является привлечение для работы независимых фирм или экспертов в области оценки рисков и страхования (например, работа по выявлению и оценке рисков на крупном нефтеперерабатывающем предприятии Западно-Казахстанской области проводилась в течение года группой, куда входило до восьми специалистов).
Итак, к основным методам получения исходной информации о производственных объектах следует отнести:
Каждый из перечисленных методов способен дать достаточно большое количество информации, которая должна быть надлежащим образом проанализирована и структурирована. Основная цель такой работы- установить взаимосвязи между отдельными данными, содержащимися в различных источниках.
Ряд особенностей имеет выявление финансовых и коммерческих рисков предприятия. Основное значение в данном случае приобретает анализ финансовой документации предприятия. Для этого необходимо готовить специфические опросные листы, а также адаптировать и ряд других методов выявления риска.
2.Опросные листы
Существуют два типа опросных листов. Универсальный (стандартизованный) опросный лист содержит в себе позиции общего характера и годится для большинства типов производств. Это и преимущество, и недостаток такой формы опроса. Преимущество заключается в том, что предлагается некая универсальная форма, которая охватывает все стороны деятельности предприятия. Однако никакой универсальный вопросник не в состоянии предусмотреть все возможные виды ущерба для конкретной отрасли или предприятия. Специализированные опросные листы разрабатываются обычно для конкретных видов деятельности с учетом их особенностей и детализации отдельных положений.
Мировая практика показывает, что стандартизованные опросные листы чаще всего разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных, которые после этого становятся доступны для всех членов такой ассоциации. В частности, в США широко распространены опросные листы, разрабатываемые Американской ассоциацией менеджеров (American Management Association) и публикуемые с одобрения Общества управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society). В таком листе обычно содержится более 500 вопросов.
Основные разделы типичного опросного листа :
СТАНДАРТНЫЙ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
I. Общая информация
II.Финансовые и административные данные
III.Данные об управлении предприятием
IV.Сведения о территориальной структуре и расположении объекта
V. Сведения о персонале и проживающем вблизи населении
VI.Описание технологии производства
VII.Перечень имущества (кроме транспортных средств)
VIII.Перечень транспортных средств
IX. Данные о страховании объектов
X. Информация об убытках в результате аварий и отказов оборудования
XI. Данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях
XII. Дополнительные сведения
Каждый раздел опросного листа должен включать подробный перечень вопросов, позволяющий составить полное представление о структуре и количественных показателях объекта. В таблице 1 представлен один из разделов опросного листа — Перечень имущества, а в таблице 2 — опросный лист, применяемый страховыми фирмами для предварительного выявления имущественных рисков.
В таблице 1 показан достаточно детализованный раздел стандартного опросного листа. К преимуществам такого способа сбора сведений относится то, что при грамотном составлении вопросов на них может ответить даже служащий, не имеющий достаточного опыта в области выявления рисков. Отдел или подразделение по управлению риском должно обеспечить рассылку таких опросных листов во все подразделения и территориальные единицы предприятия (филиалы, отделения) с дальнейшим их анализом и обработкой.
Существенным недостатком стандартных опросных листов является то, что они не стимулируют респондентов выявлять характерные для их подразделения особенности рисков, выходящие за рамки поставленных вопросов.
Таблица 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИМУЩЕСТВА Здание Место расположения | ||||
1. Механизмы, оборудование, инструменты | ||||
а) Наименование единицы |
||||
Ь) Первоначальная стоимость |
||||
с) Текущая стоимость |
||||
d) Стоимость замены на новый |
||||
е) Является ли предметом залога |
||||
f) Ответственное лицо |
||||
2. Мебель, движимое
имущество, оргтехника и | ||||
а) Наименование единицы |
||||
Ь) Первоначальная стоимость |
||||
с) Текущая стоимость |
||||
d) Стоимость замены на новую единицу |
||||
е) Является ли предметом залога |
||||
f) Ответственное лицо |
||||
3. Усовершенствования и модернизации | ||||
а) Описание |
||||
Ь) Дата проведения |
||||
с) Первоначальная стоимость |
||||
d) Стоимость замены на новый |
||||
е) Текущая стоимость |
||||
4. Запасы (сырье,
полуфабрикаты, готовая | ||||
Цена единицы |
Общ. стоимость | |||
а) Текущие |
||||
Ь) Средние |
||||
с) Максимальные |
||||
d) Минимальные |
||||
5. Имущество других организаций (включая товары, предназначенные для отправки) | ||||
а) Имеются ли договорные отношения, предусматривающие вашу вашу ответственность за эти ценности? |
||||
Ь) Имущество концессионеров |
||||
с) Имущество грузоотправителей |
||||
6. Имущество персонала | ||||
7. Бумажная документация и информация на магнитных носителях | ||||
а) Описание |
||||
Ь) Местонахождение |
||||
с) Стоимость |
||||
d) Стоимость восстановления |
||||
е) Наличие дубликатов |
||||
8. Выставочные и рекламные материалы | ||||
9. Предметы залога, попечительства, опеки | ||||
а) Заложенное имущество |
||||
Ь)Юридическая ответственность за сохранность имущества |
||||
с)Особо ценное или уникальное оборудование |
||||
10. Произведения искусства | ||||
11. Животные | ||||
12. Продукты питания | ||||
13. Арендованное или находящееся в лизинге оборудование | ||||
а) Какая ответственность за это имущество предусмотрена договорными отношениями? |
||||
14. Прошлые данные
о стоимости ремонта или | ||||
15. Возможный ущерб | ||||
а) От залива имущества |
||||
Ь) От землетрясения |
||||
с) От пожара или перегрева |
||||
d) От переохлаждения |
||||
е) От криминальных действий |
||||
16. Обеспечение безопасности в помещениях | ||||
а) Наличие систем безопасности от пожара |
||||
Ь) Наличие систем безопасности от залива |
||||
с) Наличие систем безопасности от криминальных действий |
Таблица 2
Вопрос |
Да |
Нет | |
1 |
Есть ли у нас печатные материалы, описывающие ваш бизнес или продукцию? |
||
2 |
Ваша деятельность ограничивается только одним типом производства? |
||
3 |
Вы выпускаете только один тип продукции? |
||
4 |
Являются ли производственные помещения нашей собственностью? |
||
5 |
Арендуете ли вы помещения? |
||
6 |
Сдаете ли вы помещения в аренду? |
||
7 |
Планируете ли вы новое строительство? |
||
8 |
Зафиксирована ли стоимость вашего имущества юридически? |
||
9 |
Имеете ли вы в собственности землю? |
||
10 |
Расположена ли наша недвижимость в социально нестабильных регионах? |
||
11 |
Расположены ли производственные помещения в затопляемых или сейсмически опасных районах? |
||
12 |
Оборудованы ли помещения системами безопасности? |
||
13 |
Имеются ли пожаро- и взрывоопасные производственные процессы(сварочное производство, нефтегазохранилища, сосуды под давлением, системы с высокой кинетической энергией и т.д.)? |
||
14 |
Проводится ли ежегодная инвентаризация оборудования? |
||
15 |
Арендуете ли вы механизмы (кроме самодвижущихся) и оборудование? |
||
16 |
Производится ли инвентаризация сырья и готовой продукции? |
||
17 |
Можете ли вы ежемесячно производить инвентаризацию стоимости имущества? |
||
18 |
Покупаете, продаете или
храните ли вы товары или оборудование
особенно высокой стоимости(золото,
радиоактивные материалы и т.д. |
||
19 |
Используется ли на вашем производстве сырье, материалы или оборудование, поставка которых занимает длительное время? |
||
20 |
Занимаетесь ли вы экспортом или импортом продукции? |
||
21 |
Покупаете или продаете ли вы товары, подлежащие водной транспортировке? |
||
22 |
Покупаете или продаете ли вы товары, подлежащие воздушной транспортировке? |
||
23 |
Имеете ли вы дело с легкопортящимися или имеющими ограниченный срок годности материалами? |
3.Структурные диаграммы
Метод структурных диаграмм предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Данные, полученные таким путем, полезны для оценки прежде всего внутренних предпринимательских рисков, связанных с качеством менеджмента, организацией сбыта и рекламы и т.д., а также коммерческих рисков.
Структурные диаграммы позволяют определить несколько форм возможного внутреннего риска: дублирование, зависимость и концентрацию.
Из этих же структурных диаграмм видно, что отделы продаж также присутствуют во всех подразделениях фирмы. Риск-менеджер должен убедиться в том, что все менеджеры по продажам ознакомлены с требованиями, предусматривающими ответственность за качество продукции, и с условиями страхования ответственности, если таковое осуществляется. Очень важно иметь хорошо налаженные связи со всеми подразделениями, а структурная диаграмма позволяет определить отсутствие или недостаточность таких связей.
Возможная концентрация риска также выявляется с помощью структурных диаграмм. В приведенном примере производство сырья и закупки других материалов для дочерних предприятий осуществляются централизованно головной компанией. Очевидно, что это рискованная ситуация, которую следует тщательно проанализировать. Может оказаться, что не существует других поставщиков сырья, удовлетворяющих требованиям этих производств, или головное предприятие существенно зависит от доходов дочерних компаний. Можно также добавить к структурным диаграммам данные о доходах компаний и увидеть, которые из них приносят наибольший доход.
Конкретный вид структурных диаграмм зависит от сложившегося типа управления и принципов разделения функций для различных компаний. Для крупных фирм, имеющих в своем составе множество различных подразделений, применим подход, использованный в приведенном примере: сначала строится базисная диаграмма для всей компании, а затем структуры отдельных подразделений расшифровываются на диаграммах следующего уровня.
4. Карты потоков
Карты потоков, или потоковые диаграммы, изображают графически отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Эти карты полезны для выявления основных элементов производственного процесса, от которых зависит его надежность и устойчивость. Такие элементы называют узловыми, поскольку нарушение их режима и выход из строя прерывают весь производственный процесс или приводят к возникновению критических с точки зрения аварийности ситуаций. Процесс, зафиксированный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности организации, все внутренние производственные процессы или отдельную технологическую цепочку.