Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:59, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть и охарактеризовать основные аспекты, возникающие в процессе движения кадров, провести анализ потенциальной текучести кадров и разработать рекомендации по ее сокращению.
Для достижения цели автор поставил следующие задачи:
- изучить литературу и методические материалы по исследуемой теме;
- раскрыть понятие «текучесть кадров» и ее влияние на деятельность
организации;
- дать общую характеристику деятельности «НТТЭТ»;
- провести маркетинговые исследования по выявлению причин и уровня потенциальной текучести кадров в ФГОУ СПО «НТТЭТ»;
- на основании маркетинговых исследований разработать рекомендации по сокращению потенциальной текучести кадров.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления текучестью кадров…..
1.1. Понятие текучести кадров..……………………………………...…........
1.2. Регулирование текучести кадров ……………………….……….…….
1.3. Причины текучести кадров……………………………………………...
1.4. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью
кадров…………………………………………………………………………………
1.5. Приведение уровня текучести к приемлемому значению……………..
1.6. Формирование персонала организации …………………………………..
1.7. Планирование персонала ………………………………………………….
1.8. Набор персонала …………………………………………………………...
1.9. Отбор персонала …………………………………………………………..
2. Анализ уровня и причин текучести кадров в ФГОУ СПО «Нижнетагильский торгово-экономический техникум»………..………………………………………………………..............
2.1. Общая характеристика ФГОУ СПО «НТТЭТ»…..……………...………
2.2. Анализ текучести кадров в Нижнетагильском торгово-
экономическом техникуме………………………………..………….………...........
2.3. Маркетинговые исследования по выявлению причин и уровня потенциальной текучести кадров в ФГОУ СПО «НТТЭТ»
3. рекомендации по сокращению потенциальной текучести кадров в ФГОУ СПО «НТТЭТ»………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМых ИСТОЧНИКОВ ………
Внутренние источники. Набор персонала во многом зависит от кадровой политики администрации организации и способов решения текущих вопросов.
Если ощущается недостаток в работниках достаточно высокого уровня и администрация организации не против, следует поискать кандидатов на вакантные должности путем продвижения старых работников по служебной лестнице.
Если
организации нужны
Внешние источники. Прежде чем начинать набор работников вне организации, администрации следует предложить своим работникам найти среди знакомых или родственников желающих подать заявления о приеме на работу. Самым значимым внешним источником пополнения обычно являются случайно зашедшие в поисках работы люди. Таким путем находят работу более 1/3 людей. Частные агентства по найму помогают многим служащим, а также распределяют на работу во многие другие сферы. Администрация учебных заведений также может способствовать распределению выпускников, в основном в сферы управления, профессионально-техническую и канцелярскую.
Наем персонала, в свою очередь, подразделяется на четыре этапа: описание требований к кандидату, поиск кандидата, отбор, выход человека на работы.
В
настоящее время наиболее распространена
контрактная форма найма
Управление персоналом в любой организации является настолько эффективным, насколько полно ее сотрудники используют свой трудовой потенциал, свои умственные, физические и предпринимательские способности в осуществление главных экономических и организационных целей, стоящих перед предприятиями и фирмами.
В
настоящее время одной из главных
задач, связанных с сохранением
и увеличением трудового
Таким образом, текучесть – это одна из форм движения кадров. Различают четыре формы этого движения: демографическую (например, естественная убыль работников – 3-5%); связанную с социальными перемещениями (человек заканчивает ВУЗ и переходит работать по специальности); вызванную техническим прогрессом (появление новых специальностей и отмирание старых); текучесть кадров.
Каждый руководитель должен знать, что процессом текучести кадров можно управлять, он состоит из пяти этапов, осуществление которых поможет не только снизить уход сотрудников, но и контролировать данный процесс в дальнейшем.
Существуют различные причины увольнения сотрудников (низкая заработная плата, неудобный график выхода на работу, отсутствие перспектив роста), но одной из главных причин сильной текучести кадров является низкий уровень и качество управления.
В каждой организации должна быть четко построена кадровая политика, поскольку именно она не только определяет новые задачи, но и указывает, что устарело, тормозит развитие, что должно быть устранено.
Также особое внимание необходимо уделить кадровому потенциалу сотрудников, поскольку какие бы меры по совершенствованию управления не были намечены руководителем предприятия, они обречены на провал, если не будет уделено должного внимания мероприятиям по совершенствованию управления кадровым потенциалом.
Без нужных людей ни одно предприятие не сможет достичь своих целей и выжить.
Для исследования уровня и причин потенциальной текучести кадров автором было выбрано Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижнетагильский торгово-экономический техникум».
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ
И ПРИЧИН ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ
В ФГОУ СПО «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ»
2.1. Общая характеристика
ФГОУ СПО «НТТЭТ»
Нижнетагильский торгово-экономический техникум был основан в 1969 году на базе учебно-консультационного пункта Свердловского техникума советской торговли. Это единственное учебное заведение в промышленном городе, ведущее подготовку специалистов среднего звена в сфере торговли и общественного питания. С 1995 года техникум является ГОУ СПО «НТТЭТ» (приказ № 97 от 05.12.1995г. Комитета РФ по торговле). За более чем 38-летний период работы подготовлено более 12 тысяч специалистов для торговли, общественного питания и сферы сервиса.
В техникуме ежегодно обучается около 1800 студентов по 9-ти специальностям: «Налоги и налогообложение» (повышенный уровень), «Менеджмент», «Маркетинг», «Коммерция в торговле», «Гостиничный сервис», «Технология продукции общественного питания», «Экономика и бухгалтерский учет», «Товароведение», «Организация обслуживания в общественном питании» (базовый уровень). План приема 210 человек на очное отделение и 30 человек – на заочное отделение утверждается Федеральным агентством по образованию.
Нижнетагильский торгово-экономический техникум единственное образовательное учреждение, которое реализует систему непрерывного экономического образования в регионе по схеме «Школа – училище – техникум – ВУЗ». В систему непрерывного экономического образования включены: пять МОУ СОШ города, три учреждения НПО города и области и филиал Уральского Государственного экономического университета (СИНХ) в городе Нижний Тагил. Техникум имеет свидетельство о присвоении статуса экспериментальной площадки Института проблем развития среднего профессионального образования (ИПР СПО) по теме: «Совершенствование непрерывного профессионального торгово-экономического образования в регионе» (приказ ИПР СПО № 17 о/д от 02.03.2005г.).
Для
подготовки конкурентоспособных
Образовательный процесс осуществляют преподаватели, реализующие основные профессиональные образовательные программы базового и повышенного уровня для подготовки по дисциплинам в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения.
В техникуме сформирован квалифицированный коллектив преподавателей, имеющий профильное образование по аттестуемым специальностям, обладающих достаточным уровнем теоретических знаний и методического мастерства для выполнения главной цели педагогического процесса – подготовки квалифицированных специалистов.
Многие преподаватели прошли профессиональную переподготовку по вопросам педагогической деятельности.
Для обеспечения учебного процесса, научно-методической работы, проведения воспитательной и спортивной работы среди студентов, работы кружков художественной самодеятельности техникум, находящийся в двух корпусах, располагает современной учебно-материальной базой: 20 аудиторий, 5 лабораторий, 5 компьютерных классов с выходом в Internet, библиотека с книжным фондом учебной литературы 48000 томов, читальный зал на 70 мест, спортивный зал, актовый зал, оборудованный мультимедиа и музыкальной аппаратурой, учебно-производственный комплекс (столовая, бар, блинная), общежитие, мед. пункт. В техникуме 5 локальных сетей, 30 терминалов, 125 единиц вычислительной техники и 138 компьютеров новейшей модификации, 3 мультимедиа проектора.
В
техникуме работает отделение Дополнительного
образования, которое осуществляет подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
кадров для торговли и общественного питания,
а также обеспечивает приобретение дополнительных
профессий студентам техникума по таким
направлениям как: «1С: Бухгалтерия», «1С:
Торговля», «Пользователь ПК», «Бармен,
официант», «Мерчендайзер», «Повар», «Продавец-кассир»,
«Справочно-правовые системы – «Гарант»,
«Консультант – Плюс» и др. Получаемые
средства идут на развитие учебно-материальной базы,
оказание помощи ветеранам педагогического
труда, повышение заработной платы сотрудникам
и преподавателям, бесплатные медицинские
осмотры сотрудников и вакцинацию студентов
и преподавателей.
2.2. Анализ текучести кадров в Нижнетагильском торгово-
экономическом
техникуме
В настоящее время штат сотрудников НТТЭТ составляет 135 человек, в том числе: административно-управленческий персонал – 14 человек, преподавательский состав – 55, учебно-производственный комплекс – 22 , учебно-вспомогательный персонал -16, прочий обслуживающий персонал – 28 человек. 95,2% преподавателей имеют высшее образование, 2 человека обучаются на последнем курсе института.
Педагогические
работники не менее одного раза в
пять лет повышают свою квалификацию
путем обучения и (или) стажировок в
образовательных учреждениях
Профессиональная переподготовка, стажировка, повышение квалификации преподавателей и других категорий работников техникума осуществляется с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Квалификационные категории имеют 50 человек – 79,36% от общей численности преподавателей: высшую категорию - 18 (28,57%) человек, первую - 17 (26,98%) человек, вторую категорию - 15 (23,81%) человек, не имеют категорий - 13 (20,63%) человек.
Наиболее
квалифицированные
Для педагогической деятельности привлекаются квалифицированные специалисты предприятий и организаций отрасли, имеющие большой стаж работы.
Средний возраст педагогов – 39 лет.
Преподаватели имеют Почетные звания и отраслевые награды: почетное звание «Заслуженный учитель РФ» - 4 человека; «Почетный работник среднего профессионального образования» - 8 человек.
Педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранной специальности, гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности обучающихся, систематически заниматься повышением своей квалификации2.