Анализ текучести кадров в ФГОУ СПО «Нижнетагильский торгово-экономический техникум»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть и охарактеризовать основные аспекты, возникающие в процессе движения кадров, провести анализ потенциальной текучести кадров и разработать рекомендации по ее сокращению.
Для достижения цели автор поставил следующие задачи:
- изучить литературу и методические материалы по исследуемой теме;
- раскрыть понятие «текучесть кадров» и ее влияние на деятельность
организации;
- дать общую характеристику деятельности «НТТЭТ»;
- провести маркетинговые исследования по выявлению причин и уровня потенциальной текучести кадров в ФГОУ СПО «НТТЭТ»;
- на основании маркетинговых исследований разработать рекомендации по сокращению потенциальной текучести кадров.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления текучестью кадров…..
1.1. Понятие текучести кадров..……………………………………...…........
1.2. Регулирование текучести кадров ……………………….……….…….
1.3. Причины текучести кадров……………………………………………...
1.4. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью
кадров…………………………………………………………………………………
1.5. Приведение уровня текучести к приемлемому значению……………..
1.6. Формирование персонала организации …………………………………..
1.7. Планирование персонала ………………………………………………….
1.8. Набор персонала …………………………………………………………...
1.9. Отбор персонала …………………………………………………………..
2. Анализ уровня и причин текучести кадров в ФГОУ СПО «Нижнетагильский торгово-экономический техникум»………..………………………………………………………..............
2.1. Общая характеристика ФГОУ СПО «НТТЭТ»…..……………...………
2.2. Анализ текучести кадров в Нижнетагильском торгово-
экономическом техникуме………………………………..………….………...........
2.3. Маркетинговые исследования по выявлению причин и уровня потенциальной текучести кадров в ФГОУ СПО «НТТЭТ»
3. рекомендации по сокращению потенциальной текучести кадров в ФГОУ СПО «НТТЭТ»………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМых ИСТОЧНИКОВ ………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ.правленный.doc

— 812.00 Кб (Скачать)

   Поэтапное приведение уровня текучести к приемлемому значению можно представить в частности через возможность планирования предстоящих увольнений, увязки процессов увольнения с процессами найма, помощи увольняемым работникам. Для решения этих и других вопросов необходимо исходить из конкретной ситуации на предприятии. Рассматриваемая методика предполагает упорядоченную поэтапную деятельность, осуществление которой следует возложить непосредственно на кадровую службу предприятия. Всю деятельность по управлению текучестью кадров в рамках общего управления персоналом можно представить в виде последовательных стадий.

    Рассмотрим содержание каждого из этапов более подробно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 1. Этапы уровня текучести кадров

    1 ЭТАП. Определение уровня текучести кадров. На этой стадии необходимо ответить на главный вопрос - является ли уровень текучести настолько высоким, что приводит к необоснованным экономическим потерям, недополучению прибыли предприятием? Уровень в 3-5 % не должен восприниматься как некий индикатор, поскольку профессиональная мобильность на конкретном предприятии формируется под воздействием совокупности факторов - отраслевая принадлежность, технология производства, трудоемкость работ, наличие/отсутствие фактора сезонности в производственном цикле, стиль руководства, уровень и принципы корпоративной культуры. Поэтому при определении индикативного уровня следует провести анализ динамики трудовых показателей предприятия за возможно больший период времени (последние годы), выявить наличие и величину сезонных колебаний текучести. 

    2 ЭТАП. Определение уровня экономических потерь, вызванных текучестью кадров. Это очень важный этап и в то же время один из наиболее трудоемких, поскольку для его проведения необходимы специальные данные. Дело в том, что с началом проведения в стране экономических реформ одним из первых управленческих аспектов, которым стали пренебрегать предприятия, стало нормирование труда, изначально призванное выявлять резервы производительности труда. Предприятий, на которых ведется учет затрат рабочего времени, разрабатываются, соблюдаются и регулярно пересматриваются трудовые нормы, на сегодняшний момент можно назвать единицы. Однако проблемой следует заниматься в любом случае, поэтому необходимо хотя бы приблизительно оценить величину потерь.

    3  ЭТАП. Определение причин текучести кадров. Высокий уровень текучести кадров может быть вызван спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия либо несовершенством системы управления им. В первом случае проблемы как таковой нет и никаких решений не требуется. Во втором — следует приложить усилия, чтобы отыскать узкие места в системе управления предприятием. Причины увольнений работников с предприятия можно анализировать в двух аспектах. Первый будет основываться на формальном критерии, разделяющем основания увольнений законодательным путем — оснований расторжения трудовых отношений, перечисленных в ТК РФ. В данном случае перечень оснований будет исчерпывающим, поскольку соответствующие нормы ТК не предусматривают принципиально иных оснований для расторжения трудовых отношений. Кадровая статистика предприятий по вопросам увольнений в основном складывается из следующих оснований: по собственному желанию, в связи с переводом, временные работники, прогул без уважительных причин, по уходу за ребенком, за появление на работе в нетрезвом состоянии, по сокращению численности, в связи со смертью, выход на пенсию, некоторые другие. Отсутствие или появление прецедентов увольнений по тому или иному основанию ведет соответственно к сужению или расширению этого перечня. Поэтому одним из исследований может быть анализ кадровой статистики предприятия. Очевидной возможностью данного анализа является его сопоставимость - с аналогичными данными других предприятий, отрасли в целом.

   Второй аспект связан с определением мотивационной структуры выбытия кадров. Она основывается на реальных причинах, побуждающих работника принять решение об уходе с предприятия. В этом случае статистика службы кадров в лучшем случае лишь частично может дать ответ на вопрос - почему уволился работник. Так, одно основание «по собственному желанию» может      быть представлено как:

   - неудовлетворенность уровнем оплаты труда,

   - задержки выплаты заработной платы,

   - причины личного характера,

   - тяжелые и опасные условия труда,

   - неприемлемый режим работы.

    Предлагаемая ниже форма вывода результатов опроса, как показывает время, не привносит сколь либо значительной динамики в уже сложившуюся градацию мотивов увольнения, поэтому может быть представлена в качестве типичной:

Рис.1 Пример простейшего исследования мотивов выбытия работников (результат)

   Однако необходимо сделать единственное замечание методологического характера. При разработке социологического инструментария на конкретном предприятии (анкеты, опросного листа) следует более детализировать шкалу ответов. Так при анализе полученных выше результатов выявляется, что доля ответов по «другим» мотивам (11%) соотносится с суммой долей по конкретно обозначенным причинам выбытия («неудобный график» - 6% и «неудобное расположение» - 5%). Вывод очевиден - быть может, что в «другом» как раз и кроется часть ответов на поставленные вопросы, т.е. требуется дополнительная детализация мотивов.

   Если же детализировать такие критерии, как «причины личного характера» или «неприемлемый режим работы», а затем провести анализ полученных данных, то можно выработать реальные и обоснованные рекомендации по совершенствованию разных моментов деятельности предприятия.

   Например, увольнения по причинам личного характера могут быть вызваны конфликтностью в связке «начальник - подчиненный», а, следовательно, можно выявить недостатки в организационной структуре предприятия, принять решение об изменении информационных потоков и т.д. На причины увольнения по собственному желанию косвенно может указывать и половозрастная структура персонала: мужчин до 27 лет - из-за ухода в армию, женщин - по уходу за ребенком, пожилых работников - в связи с выходом на пенсию. Из этого также можно сделать рекомендации. Поэтому вторым исследованием может быть анкетирование работников предприятия.

   Наконец, в рамках данного этапа «Определение причин текучести кадров» возможно, провести исследование позиции менеджмента (в качестве представителей администрации будут выступать не только руководитель предприятия, но и его заместители, начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, мастера, бригадиры и т.п.). Метод исследования - интервью либо анкетирование.

   Таким образом, собственными усилиями, возможно, провести три типа исследований в рамках этого этапа, что даст фактический материал для дальнейшего анализа.

   4 ЭТАП. Определение системы мероприятий, направленных на нормализацию процесса высвобождения рабочей силы, совершенствования процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести.

   Для этого меры можно разделить на три основные группы: — технико-экономические (улучшение условий труда, совершенствование системы материального стимулирования, организации и управления производством и др.);

  • организационные (совершенствование процедур приема и увольнения работников, системы профессионального продвижения работников и др.);
  • социально-психологические (совершенствование стилей и методов руководства, взаимоотношений в коллективе, системы морального поощрения и др.).

   Предлагается также выделить в качестве действенной меры внедрение принципов аутплейсмента в работу кадровых служб предприятий (т.е. помощи увольняемым работникам - психологической, информационной, консультационной). Преимущества - это одна из немногих мер, не требующих значительных материальных затрат (за исключением случаев когда может потребоваться проведение специальных психологических тренингов с увольняемыми или обращение за помощью в кадровые агентства).

   Так, увольняемого работника можно обеспечить пакетом информации, документов, консультаций. Работнику могут быть предоставлены рекомендательные письма; обязательная психологическая консультация; обучение методам поиска работы; обучение работы с кадровыми агентствами; консультация по порядку обращения на биржу труда, предоставление соответствующих документов, информирование о сроках; консультация и памятка, как вести себя на собеседовании; грамотно составленное резюме; список кадровых агентств; список территориальных управлений Комитета труда и занятости; размещение объявления в Интернете о поиске работы для сотрудников, имеющих квалификацию; список фирм, где набирается персонал. Это позволит:

   - снизить количество претензий от уволенных, в том числе количество судебных исков (выплат по ним);

   - уменьшить число компенсационных выплат увольняемым сотрудникам;

   - сохранить положительный имидж компании;

   - остаться в хороших отношениях с увольняемым сотрудником.

   5 ЭТАП. Определение эффекта от осуществления разработанных мер, совершенствование процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести. Наконец, при разработке программы устранения излишней текучести необходимо будет также провести сравнительный анализ издержек на проведение названных мероприятий и потерь из-за излишнего уровня текучести. Руководству предприятия в данном случае следует поступить так же, как и с финансированием любой-другой бизнес идеи - если затраты на решение проблемы превысят экономический эффект от снижения текучести, возможен поиск других, более «дешевых» вариантов совершенствования работы с персоналом.

   С развитием сегмента рекрутерских услуг на рынке труда, для многих предприятий, особенно в крупных городах России, решение обозначенных вопросов, возможно переложить на специализированные кадровые агентства. Однако важно показать следующее: предлагаемый порядок деятельности, прежде всего, рассчитан на собственные силы кадровой службы любого предприятия и при должной организации управления персоналом способен эффективно решать возникающие проблемы.

         1.6.  Формирование персонала организации

 

    Формирование  и развитие кадрового потенциала организации проходит определенные этапы. Их последовательность составляет жизненный цикл использования кадров, или кадровый цикл. Развитие кадров составляет основное содержание управления персоналом, которому свойствен системно-ситуационный подход. В соответствии с таким подходом на входе организации как кадровой системы находятся трудовые ресурсы.

    Процесс формирования управленческих кадров начинается с их поиска и выбора. Эти две  функции составляют содержание подбора  кадров. Непосредственное формирование кадрового потенциала включает составление  штатного расписания, занятие должностей, мотивацию и активность самих кадров.

    Развитие  кадрового потенциала основано на системе  непрерывного образования, подготовке и переподготовке кадров, их карьере, совершенствовании организационных  структур и стиля управления.

   Известно, что уровень текучести кадров у двух типичных предприятий может быть разным: у одного - сильная, у другого - оптимальная и это при том, что уровень техники, качество оборудования и сырья, технологии находятся на одной стадии.

   Если  присмотреться к таким фактам, то можно легко установить, что объясняется это различным уровнем и качеством управления.

   Управление  способствует повышению эффективности, производительности. Однако создание эффективной системы управления требует определенных затрат. Тем  не менее, эффект от рационального управления при правильной организации дела всегда перекрывает затраты на его формирование.

   Отсюда  иногда делаются выводы о необходимости  любой ценой сокращать затраты  на управление и численность управленческого  персонала. Такой подход ограничивает возможности управления повышать эффективность производства.

Информация о работе Анализ текучести кадров в ФГОУ СПО «Нижнетагильский торгово-экономический техникум»