Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:50, курсовая работа
Все работы в области управления организациями, консультирования так или иначе касаются структуры и содержания системы управления. Так, ООО «Ударновская», успешно реализующая свой многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации организации, считает, что СУ базируется на трех основных составляющих:
• информационной поддержке процессов разработки и реализации решений;
• наборе типовых бизнес-процедур для решения поставленных задач;
• системе активизации персонала.
себя большую часть связей и в конечном счете приводится к рассмотренному выше
виду типового эвена (рис. 2.6).
Поясним этот процесс более подробно. Процедура принятия решения в звене
«П»(планирование) является исходной для функционирования остальных звеньев.
Процедуры утверждения решения (УТ) и согласования (СО) в звеньях
«0»(организация), «А»(активизация) и «К»(контроль) входят в состав процедур
подготовки решения (ПО) и организации выполнения решения (ОР) соответственно.
С учетом схем типового звена (рис. 2.3) и их взаимодействия составим условное
обозначение звена ЕСКФУ (рис. 2.5.1).
Рис. 2.5. Схема взаимодействия типовых фумсционатных звеньев
при образовании звена ЕСКФУ
(П, О, А, К - типовые звенья, реализующие
общие функции - планирование, организацию, активизацию и контроль)
Рис. 2.5.1 Условное обозначение эвена ЕСКФУ
Общий вид звена ЕСКФУ идентичен звену ЕСОФУ. Таким образом, все наши
рассуждения привели к однообразию в представлении однотипных понятий.
Понятие звена ЕСКФУ также отличается от понятия звена управления или элемента
структуры управления. Звено ЕСКФУ отражает только соответствующий набор
единичных самостоятельных общих функций управления.
Для малого предприятия, выполняющего принятый ранее набор конкретных функций
управления, функциональная схема управления (ФСУ) будет иметь следующий вид
(рис. 2.5.2).
Взаимосвязь звеньев ЕСКФУ в рамках организации образует функциональную
структуру управления (ФСУ) более высокого уровня, чем ФСУ общих
Рис. 2.5.2 Схема взаимодействия ЕСКФУ при образовании ФСУ МП 99
функций. ФСУ, составленная из ЕСКФУ, является базой для формирования
организационных структур управления (ОСУ) организаций.
Набор ЕСКФУ в рамках малого предприятия (рис. 2.5.2) формирует единичную
самостоятельную функциональную структуру управления (ЕСФСУ).
Исходя из изложенного общая схема составляющих функциональной структуры
управления любой организации может быть представлена в следующем виде (рис.
2.6).
Рис. 2.13 Составляющие общей ФСУ организации
Однако только в случае составления ФСУ организации из ЕСФСУ полностью
реализуется важнейший закон организации (композиции пропорциональности),
рассмотренный в гл. 4. Он формулируется так: «Каждая материальная система
стремится сохранить
в своей структуре все
находящиеся в заданном подчинении (пропорции)». Например, организация ООО
«Риэлтер-2» состоит из четырех человек и занимается посредническими
операциями с жилыми помещениями. Анализ этой организации показал, что состав
его ФСУ является неполным для МП, а функция бухгалтерского учета занимает
существенно больше времени, чем положено. Следовательно, существует весомая
причина для совершенствования системы управления организации.
Выше мы рассмотрели содержание двух параметров функций: трудоемкость и
сложность, В практике организации функциональной подготовки организаций
важное значение имеет еще один параметр — совместимость.
По совместимости функции бывают одинаковые, однотипные и разнотипные. К
одинаковым относятся функции, выполняемые разными людьми по одинаковым
правилам (например 20 брокеров на одной товарной бирже). К однотипным
относятся функции, выполняемые по разным правилам (технологиям), но
относящиеся к одной сфере деятельности (к экономике, технике и т.д.).
Например, в бухгалтерии крупной организации работают специалисты по учету
заработной платы, налогам и др.). К разнотипным относятся функции,
выполняемые по разным правилам и относящиеся к разным сферам деятельности.
Например, в подчинении генерального директора имеются: заместитель по кадрам,
главный инженер, главный бухгалтер, заместитель по социальной сфере.
Возможны несколько
вариантов распределения
дальнейшем просто функций) среди работников.
1. Работник выполняет одну функцию. Количество и профессионализм работников
определяются только сложностью и трудоемкостью функции, с одной стороны, и
нормой рабочего
времени и квалификацией
2. Работник выполняет несколько функций в течение отчетного периода (месяц,
квартал или год). Количество и профессионализм работников определяются не
только сложностью и трудоемкостью функции, но и различием в сложности и
совместимости функций. Здесь возможны следующие ситуации:
А. Все функции одинаковые.
Б. Функции имеют разный характер совместимости (одинаковые, однотипные,
разнотипные) и разную сложность выполнения.
Ситуация А сводится к первому варианту и имеет хорошо разработанные методы
реализации. Ситуация Б — самая типовая в управленческой деятельности и менее
всего разработана.
Совместимость функций зависит от однородности соответствующих им процедур или
операций. Однородность дает возможность усилить процесс кооперации
управленческого труда и тем самым уменьшить аппарат управления. Кроме того,
выделение однородных процедур или операций и их объединение позволяют
упростить функциональную структуру управления аналогично приведению подобных
членов в алгебраическом уравнении.
Рассмотрим признаки отнесения функций к группам совместимости с учетом
особенностей ЕСКФУ. К группе одинаковых относятся:
· функции в рамках одной ЕСКФУ, выполняемые по одному алгоритму и
направленные на разные объекты управления. Например, функции координации
деятельности 10 валютных дилеров;
· функции в рамках нескольких одинаковых ЕСКФУ, выполняемые по одному
алгоритму и направленные на разные объекты управления. Например, функции
планирования деятельности четырех филиалов магазина «Автозапчасти».
К группе однотипных относятся:
· различные функции в рамках одной ЕСКФУ. Например, планирование и
организация управления персоналом;
· одинаковые функции в разных ЕСКФУ. Например, контроль управленческой
деятельности по персоналу, финансам, экономике.
К группе разнотипных функций относятся:
· различные функции в разных ЕСКФУ. Например, активизация и контроль в
управлении маркетингом и техническим развитием;
· различные ЕСКФУ в целом. Например, бухгалтерский учет, управление
персоналом.
Количество функций «N», которое может выполнять работник, можно
рассчитывать по формуле:
где N — количество функций, К1фi, — уровень
сложности функции (К2фi, = 1- 3), К1р
,— максимальный
уровень сложности функций,
работник, К2i - коэффициент совместимости функции (К
2i = 1- 3), Тi — трудоемкость функции i, Т
н - норматив рабочего времени работника.
С учетом коэффициентов
сложности и совместимости
количество выполняемых одним человеком функций можно оценить по табл. 2.5.
Таблица 2.5. Ограничения на количество выполняемых функций
Коэффициент сложности функции | 1 | 2 | 3 | ||||||
Коэффициент совмести- мости функции | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Максимальное количество функций | 24 | 17 | 12 | 17 | 12 | 9 | 12 | 9 | 6 |
Таким образом, один человек, например, может выполнять шесть разнотипных
функций 3-й сложности (творческая деятельность). В результате к соотношению
(2.7) добавляется еще одно:
N Nmax (2.8)
Часто данные, аналогичные приведенным в табл. 2.5, представляются как нормы
управляемости. Под этим подразумевается количество людей, которыми
руководитель может профессионально управлять. В частном случае это может быть
и правильным, если за каждой предыдущей функцией стоит один человек. В
результате ситуация Б разрешается с учетом соотношения (2.7) и данных табл.
2.5 — и это
может быть проектом стандарта
на количество выполняемых
По рассмотренной выше методике агрегирования можно осуществить переход на
новый уровень объединения функций - в рамках самостоятельной конкретной цели
управления. Напомним, что согласно ГОСТ 24525.0-80 цель управления
организацией заключается в эффективном и планомерном использовании всех
технических, экономических, организационных и социальных возможностей для
достижения целей деятельности.
Общую логику работы с функциями можно представить схематично (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Логика работы и функции
II. Принципы динамической организации
Напомним, что организация рассматривается как социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Для решения своих задач она должна включать ряд важных элементов (рис. 1).
Рис. .1. Схема основных элементов организации
Организация как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла
или часть их.[1] Этапы можно объединить в
две группы: статическую и динамическую.
Информация о работе Анализ функционального содержания организации