Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.


Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
Проанализировать личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности его управления.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 105.82 Кб (Скачать)

     Из  двух рассматриваемых компонентов  управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс  управления, поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения  в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру  процесс управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.

     В настоящее  время в таможенной системе наблюдается  совершенствование динамических характеристик  управления, прежде всего, за счет внедрения  автоматизированных систем и информационных технологий управления.

     В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как  они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения  обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности  и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов. Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).

     Классифицируя функции управления в системе  таможенных органов, их можно разделить  на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными  видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

     Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

     К общим  функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной  обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

     Для того чтобы реализовать ту или  иную функцию управления, необходимо выполнить ряд управленческих работ (операций). При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.

     Реализация  каждой конкретно взятой общей функции  управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических  только для этой функции управленческих работ.

      Анализ и прогнозирование  таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или  ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в  целях принятия обоснованных решений  и составления планов.

     Планирование  - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

     Организационное планирование осуществляется на всех уровнях

     управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).

     Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

     Сущность  этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений  между исполнителями, в определении  рациональных форм и методов их деятельности.

     В процессе реализации данной функции субъектом  управления создаются условия, необходимые  для успешного проведения в жизнь  принятых решений, в том числе  утвержденных планов.

     Функция управления «организация» в таможенных органах реализуется посредством  выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач  по выполнению решений и разработанных  планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему  обеспечению выполнения планов.

     Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

     Регулирование осуществляется на основании результатов  обратной связи. Оно может реализовываться  путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием  отдельных сотрудников и коллективов.

     Реализация  функции управления «регулирование»  включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов  контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде

     задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности  регулирования.

     Сущность  функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

     Для того чтобы определить правильно  ли выполняются планы, каковы условия  и результаты их выполнения, существует контроль.

     Контроль  - это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

     Контроль  за реализацией принятых решений  направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в  зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее  принятые решения и утвержденные планы.

     Главной задачей контроля является выявление  отклонений от параметров, заданных при  планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных  моментов, дальнейшее развитие которых  может послужить существенному  повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

     Конкретные  задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки.

     Контроль  ведется в двух направлениях: с  одной стороны, начальник таможенного  органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных  начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой - совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

     Для реализации функции «контроль» требуется  выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение  исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление  контроля; обработка данных контроля и их реализация. Контроль необходим  не только при рассмотрении результатов  исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

     Все эти функции управления находятся  в неразрывной связи друг с  другом и представляют собой единое целое.

     Таким образом, управление в таможенных органах - это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации  всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

     К специфическим (конкретным) функциям управления в  таможенных органах относятся следующие  функции:

  1. Функция управления таможенной деятельностью (управление таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию).
  2. Функция управления финансово-экономической деятельностью (управление финансовой деятельностью и управление бухгалтерской деятельностью).
  3. Функция управления социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением).
  4. Функция управления административно-хозяйственной деятельностью (управление административной деятельностью; управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством; управление всесторонним материально-техническим обеспечением).
 
 

 

     1.2 Требования, предъявляемые  к управлению в  таможенных органах

 

     Системы управления в таможенных органах  имеют своей главной целью  достижение единодействия всех сотрудников  таможенных органов. Система должна работать в одном направлении  и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого  требуется четкое управление внутри нее.

     Управление  – это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников  таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при  изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

     Управление  в таможенных органах опирается  как на объективные экономические  законы и законы управления, так  и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную  роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

     Законы  управления отражают общие, существенные и необходимые связи между  элементами и подсистемами системы  управления, происходящими в ней  процессами и внешней средой. Они  объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и  при организации их функционирования.

     К ним  относятся:

  1. Закон единства системы управления.
  2. Закон пропорциональности.
  3. Закон оптимального соотношения централизации функций управления.
  4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

     Действие  закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов  системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в  единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам  аппарата управления.

     Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно  и четко будет обеспечена управлением  основная деятельность системы –  таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый  эффект.

     Закон оптимального соотношения централизации  предполагает такое построение системы  управления и такую организацию  ее функционирования, при которой  существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого  нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам  управления.

     Централизованное  управление не означает предельно жесткой  регламентации деятельности всех звеньев  системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный  уровень централизации, под которым  понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.

     Суть  закона соотносительности управляющей  и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой.

     Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных  и экономических. Прежде всего, уровень  развития и функционирования управляющей  системы должен соответствовать  уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Информация о работе Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах