Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.


Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
Проанализировать личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности его управления.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 105.82 Кб (Скачать)

     При этом чаще всего могут рассматриваться  следующие каналы управленческих взаимоотношений: 1) ГТК России — РТУ; 2) РТУ —  таможня; 3) начальник таможни —  отделы таможни; 4) отдел таможни  — отдел таможни; 5) таможня —  таможенный пост; 6) таможенный пост —  таможенный пост; 7) таможня — таможня; 8) ГТК России — таможня.

     В центре таких взаимоотношений — таможня  с ее начальником, отделами и таможенными  постами. Это не случайно, ибо здесь  решаются основные вопросы таможенной деятельности.

     В рамках структуры управления протекает  управленческий процесс, между участниками  которого распределены задачи и функции  управления, а следовательно —  права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную  структуру управления можно рассматривать  как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой  происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.

     Между звеньями и уровнями управления в  таможенных органах складываются следующие  виды взаимоотношений:

     Вертикальные  управленческие отношения (ГТК —  РТУ; РТУ — таможня; начальник  таможни — отделы таможни; таможня  — таможенный пост; ГТК — таможня);

     Горизонтальные  управленческие отношения (РТУ —  РТУ; отдел таможни — отдел  таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);

     Диагональные  управленческие отношения (пост — взаи­модействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее  РТУ другого региона; отдел ГТК  — взаимодействующее Управление ГТК РФ).

     Рассмотрим  эти взаимоотношения несколько  подробнее.

     Вертикальные  отношения предполагают, прежде всего, взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто  вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся  в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.

     Вертикальные  отношения в системе таможенных органов существуют не только между  линейными звеньями организационной  структуры, но и между функциональными  звеньями, связанными отношениями субординации. Такие взаимоотношения проявляются  тогда, когда, например, управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их профессиональной (служебной) деятельностью (финансовой, правоохранительной, кадровой и другие), находятся в функциональном (по роду профессиональной деятельности) подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого  звена. Например, начальник отдела кадров таможни находится в линейном подчинении (вертикальные линейные взаимоотношения) у заместителя начальника таможни по работе с личным составом, у начальника таможни и у других вышестоящих линейных руководителей.

     Управленческое  воздействие со стороны этих линейных руководителей на начальника отдела кадров таможни является выражением линейной субординации, их решения  для него носят обязательный характер.

     В функциональном же подчинении (вертикальные функциональные взаимоотношения) начальник отдела кадров таможни находится у начальника отдела кадров РТУ, а также у начальника Управления кадров и учебных заведений  ГТК России. Здесь уже управленческое воздействие больше носит рекомендательный характер. Одновременно с этим тот  же начальник отдела кадров таможни  является линейным руководителем по отношению к сотрудникам своего отдела.

     Таким образом, приведенный пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и так называемые отношения управленческого  аппарата, работающего в виде института  советников и помощников под началом  линейного или функционального  руководителя. Должностные обязанности  советников (помощников) при этом состоят  в разработке рекомендаций и советов.

     Но  вместе с тем им предоставляются  порой определенные права и полномочия. Например, советнику (консультанту) линейного  руководителя может быть разрешено  вступать в отношения с начальниками отделов того же подразделения от имени и по поручению линейного  руководителя, выражая волю и желания  последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает линейный руководитель. Не располагая лично этими полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность  состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным оперативно-служебным  вопросам. Поэтому к его мнению начальники отделов могут отнестись как к возможному мнению начальника управления.

     Это хороший метод обучения и подготовки из помощников будущих руководителей, способ экономии рабочего времени высшего  звена руководителей, освобождение их от рутинной, чисто административной работы.

     Горизонтальные  отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиальные — отношения  между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых, параллельные —  отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение  в организации, у которых возникает  необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие  каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни — отдел  таможни, таможенный пост — таможенный пост, таможня — таможня).

     Диагональные  отношения — это отношения, возникающие  между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы  управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений  вышестоящих уровней. Примерами  таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления  правоохранительных функций и тому подобное.

     Если  в организации (службе, системе органов  и тому подобное) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная  структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения  накладываются функциональные, то организационная  структура управления в такой  организации называется линейно-функциональной или просто функциональной. В последнем  случае подразумевается, что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления всегда при этом присутствуют естественным образом.

     Аналогично  при создании в рамках линейной структуры  управления института помощников и  советников, которые готовят соответствующие  рекомендации руководителю, организационная  структура управления получает название линейно-штабной.

     Линейная  и функциональная организационные  структуры управления наиболее характерны для вертикальных управленческих взаимоотношений.

Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений чаще всего приводит к так называемым программно-целевым (матричным) организационным структурам управления. В данных структурах вся  совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с  позиции иерархии подчинения, а с  точки зрения достижения той цели, которая предусмотрена программой.

     В качестве примера стихийного программно-целевого образования можно назвать оперативную  группу, создаваемую в таможенном органе для выявления контрабанды  или предупреждения других нарушений  таможенной границы.

     Сочетание рассмотренных структур управления порождает так называемую смешанную  организационную структуру управления, характерную для единой системы  таможенных органов Российской Федерации. Рассмотрим характеристики этих структур несколько подробнее.

     В числе  преимуществ линейной организации  многие авторы чаще всего выделяют:

  • Ярко выраженную систему вертикальных связей.
  • Ответственность, установленные обязательства.
  • Четкое распределение обязанностей и полномочий.
  • Оперативный процесс принятия решений.
  • Простоту в понимании и использовании указаний.
  • Возможность поддерживать необходимую дисциплину.

     Этот  тип управленческой структуры ведет  к формированию стабильной и прочной  организации.

     К недостаткам  линейного построения организационной  структуры управления относятся: негибкость, жесткость; неприспособленность к  дальнейшему росту организации; тенденциозность и волокита при рассмотрении вопросов, в решении которых задействованы несколько подразделений (по горизонтали); повышенная зависимость результатов работы от личных и деловых качеств руководителя.

     Преимущества  линейно-штабной организационной  структуры управления в том, что  при ее использовании достигаются: более глубокая подготовка решений  и планов; освобождение линейных руководителей  от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов  и экспертов.

     Недостатками  линейно-штабной структуры управления являются: недостаточно четкая ответственность  штаба; появление тенденций к  чрезмерной централизации.

     Создание  линейно-штабных структур есть первый шаг к функциональной специализации  в управлении. Функциональная организационная  структура управления требует создания подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления.

     Функциональная  специализация аппарата управления, а именно ей в последнее время  начинают уделять все большее  внимание в таможенных органах, повышает эффективность его деятельности. Вместо универсальных руководителей, которые должны разбираться в  особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих  высокую компетентность в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности. Так появляются функциональные службы, к которым в таможенных органах можно отнести кадровую службу (Управление кадров и учебных заведений ГТК РФ, отделы кадров и отделы подготовки кадров таможенных органов), финансовые службы, службы по борьбе с таможенными правонарушениями, службы материально-технического снабжения и другие. В этих условиях приобретает важное значение функция управления деятельностью руководителей служб, то есть организация межфункциональной координации управленческой деятельности.

     К преимуществам  функциональной организационной структуры  управления можно отнести то, что  она освобождает линейных руководителей  от решения некоторых специальных  вопросов; создает основу для использования  в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

     К общим  недостаткам такой структуры  управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации  и двойному подчинению сотрудников.

     Программно-целевая  организационная структура управления позволяет руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить  всех исполнителей, независимо от того, в каком подразделении они  выполняют основную работу. По окончании  работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений.

     Создание  программно-целевой структуры в  таможенных органах считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки  необходимо создать оперативные  группы для освоения новых технологий служебной деятельности, внедрения  различных усо­вершенствований  быстрого реагирования на изменения  внешних и внутренних условий.

     Преимущества  программно-целевой структуры управления: лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное  текущее управление; более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей; развитие у работников навыков принятия решения, профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной  автономности оперативных групп); улучшение  контроля за выполнением отдельных  задач служебной деятельности; возможность  применения эффективных методов  планирования и управления.

     Недостатками  программно-целевой системы управления являются: необходимость постоянного  контроля за "соотношением" сил  между задачами управления по целям  и функциональным предназначениям  подразделений; затруднения с установлением  четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнение функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных  с двойным подчинением); возможные  нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях, из-за длительного  отрыва от них сотрудников, участвующих  в работе целевых рабочих групп; необходимость адаптации сотрудников  к новым условиям и приобретения ими навыков, необходимых для  эффективной работы в составе  оперативных групп; возможность  возникновения конфликтов между  руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп. Смешанные организационные  структуры управления не лишены положительных  сторон и недостатков всех названных  выше структур.

Информация о работе Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах