Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
Проанализировать личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности его управления.
Анализ
сложившихся в системе
Организационная структура управления должна способствовать самоконтролю и наличию у работников внутренней мотивации, то есть минимальное количество сотрудников должно тратить время на организационно-управленческие вопросы.
Если в любой организации часть усилий управленцев и рядовых работников так или иначе приходится направлять "вовнутрь", то эти затраты должны быть как можно меньше. Организация, которая работает только на саму себя, так же невозможна, как невозможен вечный двигатель.
Что же способствует формированию экономичности организации? Прежде всего необходимо, чтобы оргструктура развивалась и оформлялась не сама по себе, а в процессе развития деятельности. Оргструктуру можно уподобить приводному ремню, превращающему деятельность в результат (а не в псевдорезультат).
Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, вынуждает сотрудников впустую расходовать время, раздражает их, задерживает принятие решений.
3. Определенность.
Оргструктура должна помогать
каждому сотруднику понимать
свою собственную задачу. Для
этого она должна обеспечивать
минимальную потерю информации
на пути от вышестоящих
4. Управляемость. Оргструктура должна облегчать процесс принятия решения. В плохой оргструктуре решения принимаются "сверху-вниз" в хорошей — "снизу-вверх".
5. Устойчивость.
Оргструктура одновременно
6. Гибкость.
Понятие гибкости появилось
Организационная структура управления, даже самая большая и сложная, не должна быть "застывшей", раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность организации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним. Разумеется, это не означает, что любое незначительное изменение должно приводить к пересмотру всей структуры. В этом далеко не всегда есть необходимость, например в промышленной фирме, выпускающей хлебобулочные изделия. Отметим, что ряд фирм вообще могут не иметь четко определенной неизменной структуры. Такие фирмы работают по принципу ВТК (временных творческих коллективов).
7. Производным
от устойчивости и гибкости
является такой показатель
Чем сложнее структура, чем больше ветвей в ней, тем большую роль в управлении начинают играть следующие факторы:
Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых звеньев структур управления, где официальная структура — это только "часть айсберга", которая видна; 9/10 этого "айсберга" составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, "находятся под водой" и являются неофициальной структурой организации.
Поэтому руководители любого уровня должны уметь "строить" двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и тому подобное).
Иными
словами, задача руководителя сводится
не только к тому, чтобы "усадить
в одну лодку" сотрудников, но и
создать необходимые условия
для того, чтобы они могли чувствовать
себя членами данного коллектива. Естественно,
что решение этой задачи во многом зависит
от взглядов руководителя на управленческий
процесс, от развития у него так называемого
управленческого мышления, умения строить
отношения с подчиненными, а также решения
других управленческих вопросов.
2.2
Личность руководителя
таможенного органа
и принципы эффективности
его управления
Развитие таможенных органов в современных условиях предъявляет высокие требования к качественным параметрам и характеристикам деятельности их руководителей, требующих широкого круга познаний в различных отраслях знаний: экономике, педагогике, правоведении и целом ряде других наук.
Необходимость
в такой значительной подготовке
руководителей предопределяется уникальностью
управления в таможенных органах, которая
сводится, прежде всего, к тому, что
цели деятельности таможенных органов
существенно отличаются от целей
деятельности любой другой организации.
Таможенные органы не производят материальную
продукцию, но вместе с тем, вносят значительный
вклад в бюджетный доход
Руководящему составу таможенных органов предоставляется значительная профессиональная автономность, что требует высочайшей специализации исполнителей организации таможенной деятельности на основе доверия по вертикали и по горизонтали, и, в тоже время, взаимосвязи различных профессиональных групп.
Требуемые при этом от руководителей научные знания и соответствующие им умения проецируется на методы и стили их управленческой деятельности, и, следовательно, на взаимоотношения с подчиненными.
Руководитель таможенного учреждения (органа, службы, группы) повседневно осуществляет деятельность по управлению подчиненными подразделениями и сотрудниками. Иными словами, он выполняет функцию управления.
Успех
в любой сфере деятельности зависит
именно от управленческих способностях
и особенностях руководящего состава,
который может наилучшим
Специфика совместной деятельности предполагает деление на сотрудников на ведущих и ведомых. Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать психологические особенности, определяющие процессы межличностных отношений, групповое поведение.
При этом можно выделить следующие функции управленческой деятельности руководителя таможенного органа:
Многофункциональность управленческой деятельности в определенной степени отражает сложность и специфику человека как объекта управления, заключающуюся в особенностях его активности.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что управление в системе
таможенного органа обладает определенной
спецификой, а эта особенность
связана с управлением людьми.
Так же можно сделать вывод
о том, что особенности управления
в таможенном деле накладывают определенный
отпечаток на личность руководителя
таможенного органа в целом, так
и его структурных
К руководителям
любого уровня в системе таможенных
органов предъявляются
Управление таможенным учреждением, органом, группой – это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения наибольшего успеха нужно научиться сделать так, чтобы все, с кем приходится работать прониклись к руководителю уважением, были убеждены в правоте взглядов руководителя, прилагали максимальные усилия для достижения общих поставленных целей и задач.
Руководство это процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководить – это значит быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.
Руководство как единый процесс может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя. Они направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Готовность подчиненных следовать приказам и распоряжениям руководителя, определяется следующими факторами:
Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют руководителя либо выполнить их для достижения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, либо они не должны мешать достижению целей организации. Для этого руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.
Информация о работе Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах