Внешне экономическая деятельность налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 07:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
- рассмотреть исторический и международный опыт решения вопросов налогообложения импортно - экспортных операций;
- провести анализ современной системы налогообложения ВЭД;
- выявить проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД;
- наметить перспективы дальнейшего развития налогового законодательства в сфере ВЭД;
Из поставленных целей логически вытекает главная задача дипломной работы – исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения импортно – экспортных операций в нашей стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании ВЭД
1.1. Исторический аспект развития налогового законодательства о ВЭД ………………………………………………………………………………..6
1.2. Параллели с зарубежными системами налогообложения ВЭД …….16
Глава 2. Анализ современной системы налогообложения ВЭД РФ
2.1. Налогообложение экспортных операций …………………..…………..38
2.2. Налогообложение импортных операций ………….………..………….6
2.3. Налогообложение бартерных операций ……………..……..…………..7
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ
3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД ..….…………………………………………………………………..7
3.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..…………………………………………………………9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……..……………………………………………..9
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….………….............…………………9

Файлы: 1 файл

курсач ио.docx

— 325.45 Кб (Скачать)

Приложение 4  
Виды нарушений, наиболее часто допускаемых экспортерами, и ответственность за их совершение 
——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 
|     Наименование нарушения     |  Ответственность   |    Основание    |  
|————————————————————————————————|————————————————————|—————————————————|  
|Осуществление валютных операций,|Штраф     в     виде|Пункт     1   "а"|  
|связанных с движением  капитала,|взыскания  в   доход|статьи 14  Закона|  
|без разрешения Банка России:    |государства   суммы,|о        валютном|  
|-  предоставление  и   получение|являющейся  объектом|регулировании   и|  
|отсрочки платежа на  срок  более|нарушения.          |валютном         |  
|90 дней по  экспорту  и  импорту|                    |контроле.        |  
|товаров;                        |                    |                 |  
|-  предоставление  и   получение|                    |                 |  
|финансовых  кредитов   на   срок|                    |                 |  
|более 180 дней;                 |                    |                 |  
|- инвестиции в ценные бумаги,  в|                    |                 |  
|уставные капиталы предприятий  и|                    |                 |  
|др.                             |                    |                 |  
|————————————————————————————————|————————————————————|—————————————————|  
|Нарушение  порядка  обязательной|                    |                 |  
|продажи валютной выручки.       |       То же        |      То же      |  
|————————————————————————————————|————————————————————|—————————————————|  
|Нарушение порядка  обязательного|                    |                 |  
|зачисления     на     счет     в|                    |                 |  
|уполномоченном банке  полученной|       То же        |      То же      |  
|организацией    -     резидентом|                    |                 |  
|валюты.                         |                    |                 |  
|————————————————————————————————|————————————————————|—————————————————|  
|Отсутствие    учета     валютных|Штраф   в   пределах|Пункт 2 статьи 14|  
|операций.                       |суммы,  которая   не|Закона о валютном|  
|                                |была учтена.        |регулировании   и|  
|                                |                    |валютном  контро-|  
|                                |                    |ле.              |  
|————————————————————————————————|————————————————————|—————————————————|  
|Ведение учета валютных  операций|Штраф   в   пределах|                 |  
|с   нарушением    установленного|суммы,  которая   не|      То же      |  
|порядка.                        |была          учтена|                 |  
|                                |надлежащим образом. |                 |  
|————————————————————————————————|————————————————————|—————————————————|  
|Непредставление              или|Штраф   в   пределах|                 |  
|несвоевременное    представление|суммы,  по   которой|                 |  
|органам  и   агентам   валютного|документы  не   были|      То же      |  
|контроля документов и информации|представлены.       |                 |  
|в  соответствии  с     пунктом 2|                    |                 |  
|статьи  13  Закона  о   валютном|                    |                 |  
|регулировании     и     валютном|                    |                 |  
|контроле.                       |                    |                 |  
|————————————————————————————————|————————————————————|—————————————————|  
|Неполучение  (либо   получение в|Штраф в  размере  от|Статья 273 Тамо- |  
|срок,   превышающий   90   дней)|100 до 200 процентов|женного   кодекса|  
|выручки от экспорта товаров.    |от      неполученной|РФ               |  
|                                |суммы.              |                 |  
|————————————————————————————————|————————————————————|—————————————————|  
|Неполучение  (либо   получение в|Штраф   в    размере|Пункт   8   Указа|  
|срок,   превышающий   90   дней)|неполученной суммы. |Президента РФ  от|  
|выручки   от   экспорта   работ,|                    |14 июня 1992 г. N|  
|услуг.                          |                    |629              |  
|————————————————————————————————|————————————————————|—————————————————|  
|Невозвращение   из-за    границы|Лишение  свободы  на|Статья 193 Уголо-|  
|руководителем        организации|срок до трех лет.   |вного кодекса РФ |  
|средств в иностранной  валюте  в|                    |                 |  
|сумме, превышающей 10 000 мрот. |                    |                 |  
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| 
|Другие нарушения                                                       |  
 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 
  Приложение 5  
Формирование фактической себестоимости импортных товаров в учете у импортера на основе условий поставок Инкотермс  
——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 
|Условия пос-|   Вид   |Переход рис-|Расходы  на|Расходы  на|Расходы  на|  
|тавки       |транспор-|ка случайной| перевозку |страхование|таможенное |  
|            |   та    |гибели      |           |           |оформление |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|     1      |    2    |     3      |     4     |     5     |     6     |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|EXW С завода|  Любой  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |При  вывозе|  
|(наименова- |         |редачи това-|все расходы|страхование|из   страны|  
|ние пункта) |         |ров на заво-|от   завода|любых  рис-|продавца  и|  
|            |         |де продавца |продавца до|ков  от за-|ввозе в РФ |  
|            |         |            |конечного  |вода   про-|           |  
|            |         |            |пункта     |давца    до|           |  
|            |         |            |           |конечного  |           |  
|            |         |            |           |пункта     |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|FСА  Франко-|  Любой  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |При ввозе в|  
|-перевозчик |         |редачи това-|все расходы|страхование|РФ         |  
|(наименова- |         |ра  Перевоз-|от  указан-|любых  рис-|           |  
|ние пункта) |         |чику,   наз-|ного пункта|ков от ука-|           |  
|            |         |ванному  им-|и до конеч-|занного    |           |  
|            |         |портером,  в|ного пункта|пункта и до|           |  
|            |         |указанном   |           |конечного  |           |  
|            |         |пункте      |           |пункта     |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|FAS Свободно| Водный  |В     момент|Оплачивает |Оплачивает |При  вывозе|  
|вдоль  борта|         |размещения  |все расходы|страхование|из   страны|  
|судна  (наи-|         |товара    на|с   момента|любых  рис-|продавца  и|  
|менование   |         |пристани    |размещения |ков  с  мо-|ввозе в РФ |  
|порта    от-|         |вдоль  борта|товара   на|мента  раз-|           |  
|грузки)     |         |судна,  ука-|пристани  и|мещения то-|           |  
|            |         |зан импорте-|до конечно-|вара     на|           |  
|            |         |ром в согла-|го пункта  |пристани  и|           |  
|            |         |сованном    |           |до конечно-|           |  
|            |         |порту    от-|           |го пункта  |           |  
|            |         |грузки      |           |           |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|FOB Свободно| Водный  |В     момент|Оплачивает |Оплачивает |При ввозе в|  
|на     борту|         |фактического|все расходы|страхование|РФ         |  
|(наименова- |         |перехода то-|с   момента|любых  рис-|           |  
|ние    порта|         |вара   через|погрузки   |ков  с  мо-|           |  
|отгрузки)   |         |поручни суд-|товаров   и|мента  пог-|           |  
|            |         |на,  указан-|до конечно-|рузки и  до|           |  
|            |         |ного  импор-|го пункта  |конечного  |           |  
|            |         |тером в сог-|           |пункта     |           |  
|            |         |ласованном  |           |           |           |  
|            |         |порту    от-|           |           |           |  
|            |         |грузки      |           |           |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|CFR    Стои-| Водный  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |При ввозе в|  
|мость      и|         |рехода това-|все расходы|страхование|РФ         |  
|(наименова- |         |ра через по-|от    порта|любых  рис-|           |  
|ние    порта|         |ручни  судна|назначения |ков от пор-|           |  
|назначения) |         |в порту  от-|и до конеч-|та отгрузки|           |  
|            |         |грузки      |ного  пунк-|и до конеч-|           |  
|            |         |            |та, а также|ного пункта|           |  
|            |         |            |непредвиде-|           |           |  
|            |         |            |нные расхо-|           |           |  
|            |         |            |ды от порта|           |           |  
|            |         |            |отгрузки   |           |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|GIF    Стои-| Водный  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |При ввозе в|  
|мость, стра-|         |рехода това-|все расходы|страхование|РФ         |  
|хование,    |         |ра через по-|от    порта|любых  рис-|           |  
|фрахт  (наи-|         |ручни  судна|назначения |ков от пор-|           |  
|менование   |         |в порту  от-|и до конеч-|та назначе-|           |  
|порта назна-|         |грузки      |ного  пунк-|ния  и   до|           |  
|чения)      |         |            |та, а также|пункта     |           |  
|            |         |            |нные расхо-|           |           |  
|            |         |            |ды от порта|           |           |  
|            |         |            |отгрузки   |           |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|СРТ Перевоз-|  Любой  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |При ввозе в|  
|ка  оплачена|         |редачи това-|все расходы|страхование|РФ         |  
|до  (указан-|         |ра  перевоз-|от  указан-|любых  рис-|           |  
|ного пункта)|         |чику        |ного пункта|ков      от|           |  
|            |         |            |и до конеч-|пункта сда-|           |  
|            |         |            |ного  пунк-|чи  товаров|           |  
|            |         |            |та, а также|перевозчику|           |  
|            |         |            |непредвиде-|и до конеч-|           |  
|            |         |            |нные расхо-|ного пункта|           |  
|            |         |            |ды от пунк-|           |           |  
|            |         |            |та    сдачи|           |           |  
|            |         |            |товаров пе-|           |           |  
|            |         |            |ревозчику  |           |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|CIP Перевоз-|Любой    |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |При ввозе в|  
|ка  и  стра-|         |редачи   то-|все расходы|страхование|РФ         |  
|ховка  опла-|         |вара   пере-|от  указан-|любых  рис-|           |  
|чены      до|         |возчику     |ного пункта|ков от ука-|           |  
|(указанного |         |            |и до конеч-|занного    |           |  
|пункта)     |         |            |ного  пунк-|пункта и до|           |  
|            |         |            |та, а  так-|конечного  |           |  
|            |         |            |же  непред-|пункта     |           |  
|            |         |            |виденные   |           |           |  
|            |         |            |расходы  от|           |           |  
|            |         |            |пункта сда-|           |           |  
|            |         |            |чи товаров |           |           |  
|            |         |            |перевозчику|           |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|DAF Поставка|  Любой  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |При ввозе в|  
|до   границы|         |редачи това-|все расходы|страхование|РФ         |  
|(указанного |         |ра в  согла-|от  указан-|любых  рис-|           |  
|пункта)     |         |сованном    |ного пункта|ков от ука-|           |  
|            |         |пункте    на|до конечно-|занного    |           |  
|            |         |границе     |го пункта  |пункта   до|           |  
|            |         |            |           |конечного  |           |  
|            |         |            |           |пункта     |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|DES Поставка| Водный  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |При ввозе в|  
|с судна (на-|         |редачи това-|все расходы|страхование|РФ         |  
|именование  |         |ра на  борту|с   момента|любых  рис-|           |  
|порта назна-|         |судна в пор-|получения  |ков  с  мо-|           |  
|чения)      |         |ту  назначе-|товара   на|мента полу-|           |  
|            |         |ния, указан-|борту судна|чения това-|           |  
|            |         |ном импорте-|и до конеч-|ра на борту|           |  
|            |         |ром         |ного пункта|судна  и до|           |  
|            |         |            |           |конечного  |           |  
|            |         |            |           |пункта     |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|DEQ Поставка| Водный  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |Нет        |  
|с   пристани|         |редачи това-|все расходы|страхование|           |  
|(наименова- |         |ра на согла-|от    порта|любых  рис-|           |  
|ние    порта|         |сованной    |назначения |ков от пор-|           |  
|назначения  |         |пристани   в|и до конеч-|та и до ко-|           |  
|            |         |порту назна-|ного пункта|нечного    |           |  
|            |         |чения,  ука-|           |пункта     |           |  
|            |         |занном   им-|           |           |           |  
|            |         |портером    |           |           |           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|DDU Поставка|  Любой  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |При ввозе в|  
|без   оплаты|         |редачи това-|все расходы|страхование|РФ         |  
|пошлины (на-|         |ра в  согла-|от   пункта|любых  рис-|           |  
|именование  |         |сованном    |назначения |ков      от|           |  
|пункта  наз-|         |пункте  наз-|и до конеч-|пункта     |           |  
|начения)    |         |начения     |ного пункта|назначения |           |  
|            |         |            |           |и до конеч-|           |  
|            |         |            |           |ного пункта|           |  
|————————————|—————————|————————————|———————————|———————————|———————————|  
|DDP Поставка|  Любой  |В момент пе-|Оплачивает |Оплачивает |Нет        |  
|с    оплатой|         |редачи това-|все расходы|страхование|           |  
|пошлины (на-|         |ра в  согла-|от   пункта|любых  рис-|           |  
|именование  |         |сованном    |назначения |ков      от|           |  
|пункта  наз-|         |пункте  наз-|и до конеч-|пункта     |           |  
|начения)    |         |начения     |ного пункта|назначения |           |  
|            |         |            |           |и до конеч-|           |  
|            |         |            |           |ного пункта|           |  
 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 
Приложение 6. 

Лист 1 

 

 

                        Паспорт бартерной сделки              

N 3/XXXXXXXX/XXX/XXXXXXXXXX от XX.XX.XX г. 

 

----------------------------------------------------------------------

|         1. Реквизиты Управления уполномоченного МВЭС России:

----------------------------------------------------------------------

Наименование -  ______________________________________________________

Почтовый адрес - _____________________________________________________

----------------------------------------------------------------------

|                    2. Реквизиты российского лица:

----------------------------------------------------------------------

Наименование -  ______________________________________________________

Код ОКПО - ___________________________________________________________

Код налогоплательщика - ______________________________________________

Адрес - ______________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------

|                    3. Реквизиты иностранного лица:

----------------------------------------------------------------------

Наименование -  ______________________________________________________

Страна - _____________________________________________________________

Адрес - ______________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------

|                    4. Реквизиты и условия договора:

----------------------------------------------------------------------

Номер - __________________________ Последняя  дата - __________________

Дата - ___________________________ Форма  расчетов: ___________________

Сумма договора - _________________ - код - ___________________________

Валюта цены - ____________________ - паспорт сделки - ________________

Код валюты цены - ________________ - валютная сумма - ________________                                  

 Срок встречной поставки - _________

----------------------------------------------------------------------

|                    5. Разрешение МВЭС России:

----------------------------------------------------------------------

Номер - __________________________ Дата - ____________________________

Отсрочка - ___________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------

|                    6. Подписи уполномоченных лиц:

----------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------

|От Управления уполномоченного  МВЭС России:| От российского лица:

Должность ________________________________  Должность _______________

И.О.Фамилия         (подпись)               И.О.Фамилия   (подпись) 

 

 

 

М.П.   Дата: __________________             М.П.   Дата: ____________ 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------

|                    7. Особые отметки :

----------------------------------------------------------------------

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________  

 

 

                                                              

 Лист 2 

 

 

                 Приложение к паспорту бартерной  сделки              

N 3/XXXXXXXX/XXX/XXXXXXXXXX от XX.XX.XX г. 

 

----------------------------------------------------------------------

|1. Наименование товара, работ, |2. Едини-|3. Коли-|5. Цены|6. Стои- |

| услуг, результатов интеллекту-| ца изме-| чество |   за  |   мость |

| альной деятельности (коды)    | рения   |        |единицу|(тыс.еди-|

|                               |         |        |       |   ниц)  |

|--------------------------------------------------------------------|

|                Экспорт                  |4. Бази-|                 |

|                                         |сы пос- |                 |

|                                         |тавки   |                 |

|--------------------------------------------------------------------|

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

|--------------------------------------------------------------------|

|                Импорт                   |Базисы  |                 |

|                                         | пос-   |                 |

|                                         |тавки   |                 |

|--------------------------------------------------------------------|

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

|                                                                    |

----------------------------------------------------------------------  

 

 

 

 

 

[1] Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина, Г.П.  Журавлёвой, Л.С. Тарасевича –  М.: Инфра-М, 2002. – 714 с. (серия «Высшее  образование»). 

[2] Булатов А. Капиталообразование  в России / Вопросы экономики. 2001г.  №3. 

[3] Аналитический вестник  Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - № 17 (62)

[4] «Независимая газета»  от 10.02.2004г.

[5]  Внешнеторговая политика: опыт реформ / Винод Т., Нэш Д. М.: Инфра-М. 1996г. с. 108. 

[6] Налоговые системы зарубежных  стран Авторы: Князев В.Г., Черник  Д.Г.Издательство: "ЮНИТИ" : 1998, 191 стр.

[7] Налоги.Учебное пособие./Под  ред. Д.Г. Черника. – 2-е издание.- М:  Финансы  и  статистика, 2000г. – 688 с.

[8] Налоги  и  налогообложение. 2 – е  издание./Под  ред. М.В.Романовского, О.В. Врулевской – СПб : Питер, 2001. – 544 с.

[9] Богуславский М. М.  Международное частное право.  М., 1989. С. 186. 

[10] Налоги.Учебное пособие./Под  ред. Д.Г. Черника. – 2-е издание.- М:  Финансы  и  статистика, 2000г. – 688 с.

9  Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. 

[12] Налоговые системы  зарубежных стран: Содружество  Независимых Государств. Бобоев  М.Р. и др., "Гелиос" - 2002, 624 стр.

|—————————————————|—————————————————————|———————————————————————————————|  
|                 |Алмазный фонд РФ     |Положение  об   Алмазном  фонде|  
|                 |                     |Российской  Федерации,  утверж-|  
|                 |                     |денное Указом Президента РФ  от|  
|                 |                     |15 ноября 1999 г. N  1524*     |  
|—————————————————|—————————————————————|———————————————————————————————|  
|                 |Российская государст-|Положение о Российской государ-|  
|                 |венная пробирная  па-|ственной пробирной  палате  при|  
|                 |лата при Министерстве|Министерстве  финансов Российс-|  
|                 |финансов РФ          |кой   Федерации,   утвержденное|  
|                 |                     |приказом  Минфина России  от 29|  
|                 |                     |мая 1998 г. 91 N в  редакции от|  
|                 |                     |13 мая 1999 г.                 |  
|—————————————————|—————————————————————|———————————————————————————————|  
|Государственный  |Управление  валютного|Положение   о   Государственном|  
|таможенный  коми-|контроля             |таможенном комитете  Российской|  
|тет РФ           |                     |Федерации, утвержденное  Указом|  
|                 |                     |Президента РФ   от   25 октября|  
|                 |                     |1994 г.  N 2014 в  редакции  от|  
|                 |                     |16 сентября 1999 г.            |  
|—————————————————|—————————————————————|———————————————————————————————|  
|Министерство   РФ|Управление  налогооб-|Положение о  Министерстве  Рос-|  
|по налогам и сбо-|ложения    финансово-|сийской Федерации по налогам  и|  
|рам              |кредитных институтов |сборам,  утвержденное постанов-|  
|                 |                     |лением Правительства  РФ  от 16|  
|                 |                     |октября 2000 г. N 783.         |  
|—————————————————|—————————————————————|———————————————————————————————|  
|Министерство эко-|Департамент  нетариф-|Положение о Министерстве эконо-|  
|номического  раз-|ного регулирования   |мического развития  и  торговли|  
|вития и  торговли|                     |Российской  Федерации,  утверж-|  
|РФ               |                     |денное   постановлением  Прави-|  
|                 |                     |тельства   РФ   от  21  декабря|  
|                 |                     |2000 г. N 990.                 |  
|———————————————————————————————————————|———————————————————————————————|  
|Инспекция валютного контроля при Прави-|Постановление Правительства  РФ|  
|тельстве РФ                            |от  5  июля  1994  г.    N  788|  
|                                       |"О  координационных  и  совеща-|  
|                                       |тельных   органах,  создаваемых|  
|                                       |Правительством Российской Феде-|  
|                                       |рации" в редакции  от 5  апреля|  
|                                       |2002 г.                        |  
|———————————————————————————————————————|———————————————————————————————|  
|Комитет РФ по финансовому мониторингу  |Положение о Комитете Российской|  
|                                       |Федерации по финансовому  мони-|  
|                                       |торингу, утвержденное постанов-|  
|                                       |лением  Правительства  РФ от  2|  
|                                       |апреля 2002 г. N  211.         |  
 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 
В конце 1991 г. в международном сообществе появилось новое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ). Учредителями СНГ стали 11 государств - бывших республик СССР, в 1993 г. членом Содружества стала и Грузия.  
Страны СНГ поставили перед собой задачу всестороннего и сбалансированного развития государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственной кооперации и интеграции. В целях эффективного решения этой задачи государства Содружества 24 сентября 1993 г. заключили Договор "О создании Экономического союза".  
В соответствии с Договором целями Экономического союза являются:  
формирование условий стабильного развития экономик договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;  
поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;  
создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;  
совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес.  
Отметим, что Экономический союз предполагает:  
свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;  
согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;  
гармонизированное хозяйственное законодательство договаривающихся сторон;  
наличие общей статистической базы.  
Для каждой формы интеграции предусмотрен комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.  
Договаривающиеся стороны проводят последовательную гармонизацию налоговых систем, унифицируют виды основных налогов, а также законодательные положения о порядке взимания и о применении ставок налогов. Заключено отдельное соглашение о налоговой политике, осуществляемой в рамках Экономического союза.  
Договор "О создании Экономического союза" не был подписан Украиной, которая в своем заявлении в связи с данным Договором изъявила желание о намерении сотрудничать с экономическим сообществом в качестве ассоциированного члена на основе отдельного соглашения в соответствии со ст.30 Договора о создании Экономического союза.  
2 апреля 1994 г. было принято Соглашение  "О создании зоны свободной торговли", цель которого - обеспечение взаимодействия в решении конкретных задач первого этапа создания Экономического союза, направленных на:  
постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле;  
координацию экономической политики в той мере, в какой это необходимо для достижения целей Соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.д.);  
гармонизацию и (или) унификацию законодательства договаривающихся сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.  
На сегодняшний день для России, Грузии и Туркмении Соглашение применяется временно, так как, согласно ст. 23 Соглашения, оно временно применяется со дня подписания и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его договаривающимися сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур.  
Руководствуясь положениями данного Соглашения, Правительством РФ 10 и 20 октября, а также 29 ноября 2000 г. были подписаны двусторонние соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле соответственно с Правительством Республики Киргизия, Правительством Республики Армения и Правительством Азербайджанской Республики.  
Исходя из положений названных соглашений, взимание косвенных налогов во взаимной торговле между сторонами осуществляется по принципу страны назначения.  
Нормы гл.21 и 22 НК РФ отвечают принципу взимания косвенных налогов по стране назначения.  
В частности, главой 22 НК РФ вводится одинаковый режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ и за пределы государств - участников СНГ.  
Следует иметь в виду, что, поскольку до 1 июля 2001 г. в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" реализация подакцизных товаров в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров на территории РФ, вышеизложенная норма вводится в действие лишь с указанной даты.  
В соответствии со ст.7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.  
В соответствии со ст.183 НК РФ операции по реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории РФ, освобождаются от налогообложения акцизами.  
Статьей 184 НК РФ определено, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при вывозе произведенных им подакцизных товаров только при представлении в налоговый орган поручительства уполномоченного банка. Согласно ст.74 и 184 НК РФ, поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем. В силу поручительства поручитель (т.е. уполномоченный банк) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате суммы акциза в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные пунктом 6 ст.198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров и неуплаты им акциза и (или) пеней.  
26 февраля 1999 г. в Москве между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Республикой Киргизия, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был подписан Договор "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве".  
Данный Договор - это обобщенное основополагающее международное соглашение, заключенное пятью государствами, в котором представлена концепция построения системы отношений в экономической, социальной и правовой сферах. Согласно Договору, Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.  
Данным Соглашением стороны подтверждают, что их стремление обеспечить завершение формирования Таможенного союза основано на базе функционирования режима свободной торговли, поэтапного установления единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности и исполнения обязательств, вытекающих из принципов и положений соглашений о Таможенном союзе.  
Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" ратифицирован Договор "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", со следующей оговоркой к ст.16 и 18 Договора: "Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств переходит с 1 июля 2001 г., если иной срок не предусмотрен международными договорами РФ о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа".  
Учитывая изложенное, взимание акцизов по подакцизным товарам, вывозимым в Республику Армения и Республику Киргизия по принципу страны назначения, осуществляется с 1 января 2001 г., в Азербайджанскую Республику - с 1 апреля 2001 г., в другие государства - участники СНГ, за исключением Республики Белоруссия, - с 1 июля 2001 г.  
В соответствии с приказом Государственного таможенного комитета РФ от 8 июня 2001 г. N 542 "О мерах по усилению таможенного контроля в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ" таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из государств - участников СНГ (за исключением Республики Белоруссия), обеспечивается в строгом соответствии с правовыми актами ТК РФ России, разработанными в связи с вступлением в силу части второй НК РФ.  
Во исполнение Договора "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" был принят Договор "Об учреждении Евразийского экономического сообщества". ЕврАзЭС - международная организация, основная цель которой - продвижение процесса формирования сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства.  
Наиболее тесное сотрудничество в рамках Содружества сложилось между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия. 2 апреля 1997 г. был заключен Договор "О Союзе Беларуси и России" и принят Устав Союза, а 25 декабря 1998 г. в Москве подписана Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии.  
Данный документ поддерживал направление на продолжение и углубление устойчивого поэтапного движения к добровольному объединению России и Белоруссии в союзное государство при сохранении национального суверенитета.  
Важным моментом во взаимоотношениях Республики Белоруссия и РФ стало подписание в декабре 1999 г. Договора "О создании Союзного государства". Договор знаменует новый этап интеграционного процесса между двумя государствами - создание Союзного государства, одна из задач которого - формирование единого экономического пространства.  
В соответствии со ст.20 данного Договора действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство.  
Конкретным шагом в направлении к реализации данного положения стало Соглашение между Правительством Республики Белоруссия и Правительством РФ "О создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики", заключенное 30 августа 2000 г. в Москве.  
В Соглашении определены основополагающие элементы унифицированного налогового законодательства, как-то:  
единые принципы и правила налогообложения;  
единый перечень основных налогов;  
единые права и обязанности налогоплательщиков на территории Союзного государства;  
единые термины и понятия.  
На подакцизные товары, вывозимые из РФ на территорию Республики Белоруссия и ввозимые на территорию РФ из Республики Белоруссия, учитывая положения ст.27 договора "О создании Союзного государства", а также положения Федерального закона от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", принцип взимания акцизов по стране назначения не распространяется, если иное не будет предусмотрено отдельным соглашением "О взимании косвенных налогов во взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Беларусь".  
Статьей 13 Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 118-ФЗ установлено, что до 1 июля реализация товаров в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров на территории РФ. При этом сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств - участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения, в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса.  
Проблема унификации налогового законодательства государств обусловлена тем, что на сегодняшний день существует множество расхождений в налоговом законодательстве Республики Белоруссия и РФ, в том числе по налогообложению акцизами подакцизных товаров.  
Так, ставки акцизов на подакцизные товары белорусским законодательством установлены в евро на единицу измерения, в то время как в российском законодательстве специфические ставки акцизов установлены в рублях.  
Несмотря на имеющиеся проблемы, работа по унификации налогового законодательства РФ и Республики Белоруссия идет в соответствии с Планом мероприятий по переходу к единой системе налогообложения, а также с Планом мероприятий по подготовке проекта НК Союзного государства.  
Развитие налогового законодательства в отношении внешне – экономической деятельности невозможно рассмотреть без вопроса о Налоговом Кодексе РФ, который является сложным, многоплановым и многофункциональным документом, затрагивающим практически все стороны экономической деятельности людей, предприятий и регионов, отраслей производства. 

Информация о работе Внешне экономическая деятельность налогообложения