Внешне экономическая деятельность налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 07:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
- рассмотреть исторический и международный опыт решения вопросов налогообложения импортно - экспортных операций;
- провести анализ современной системы налогообложения ВЭД;
- выявить проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД;
- наметить перспективы дальнейшего развития налогового законодательства в сфере ВЭД;
Из поставленных целей логически вытекает главная задача дипломной работы – исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения импортно – экспортных операций в нашей стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании ВЭД
1.1. Исторический аспект развития налогового законодательства о ВЭД ………………………………………………………………………………..6
1.2. Параллели с зарубежными системами налогообложения ВЭД …….16
Глава 2. Анализ современной системы налогообложения ВЭД РФ
2.1. Налогообложение экспортных операций …………………..…………..38
2.2. Налогообложение импортных операций ………….………..………….6
2.3. Налогообложение бартерных операций ……………..……..…………..7
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ
3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД ..….…………………………………………………………………..7
3.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..…………………………………………………………9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……..……………………………………………..9
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….………….............…………………9

Файлы: 1 файл

курсач ио.docx

— 325.45 Кб (Скачать)

 

    СОДЕРЖАНИЕ 
  "1-3"  
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…..

Глава 1. Налоговое  законодательство в регулировании  ВЭД

1.1.  Исторический  аспект  развития налогового законодательства о ВЭД ………………………………………………………………………………..6  
1.2. Параллели с зарубежными системами налогообложения  ВЭД …….16 
Глава 2. Анализ современной системы налогообложения ВЭД РФ 
2.1. Налогообложение экспортных операций …………………..…………..38  
2.2. Налогообложение импортных операций ………….………..………….6  
2.3. Налогообложение бартерных операций ……………..……..…………..7  
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ                     
3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД ..….…………………………………………………………………..7  
3.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД 8  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..…………………………………………………………9 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……..……………………………………………..9 
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….………….............…………………9  
                           
                                      
                                   
ВВЕДЕНИЕ  
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства.  
К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:  
— международная торговля товарами и услугами;  
— движение капиталов и зарубежных инвестиций;  
— миграция рабочей силы;  
— межстрановая кооперация производства;  
— обмен в области науки и техники;  
— валютно-кредитные отношения.  
Хотя различные формы международных экономических связей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о составных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др. 
Актуальность темы дипломной работы неоспорима, т.к. проблемы  налогообложения внешнеэкономической деятельности входят в ряд ключевых, оказывающих влияние на процессы развития международных торговых отношений страны. Без совершенствования этих отношений невозможно проведение интеграции России в мировую рыночную экономику.  
Для современного этапа реформирования экономики России характерны тенденции ее возрастающей интеграции с мировым сообществом, активного выхода отечественных предприятий на зарубежные рынки, интенсификации развития новых форм международного бизнеса.  
Проводимые в Российской Федерации экономические реформы обусловили необходимость радикальных изменений в механизме регулирования государственной внешнеторговой деятельности, которое осуществляется посредством применения экономического и административного методов управления внешнеторговой деятельностью в соответствии с действующим российским законодательством. Каждый метод предполагает использование конкретных инструментов регулирования, которые могут быть объединены в следующие группы:  
- таможенно-тарифные инструменты, то есть импортный и экспортный тарифы;  
- квазитарифные инструменты (таможенные сборы, акцизы и НДС, взимаемые таможенными органами, и т.д.);  
- валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);  
- антидемпинговые и компенсационные пошлины;  
- государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;  
- установление различного рода технических барьеров;  
- контингентирование (квотирование);  
- лицензирование внешнеторговых операций.  
В данной работе рассматриваются вопросы налогообложения внешнеэкономической деятельности.  
Формирование эффективной системы норм налогового законодательства и ее позитивное влияние на экономику Российской Федерации - неотъемлемая предпосылка успешного развития страны. Это предполагает надлежащее правовое регулирование налоговых отношений в общей финансовой деятельности государства.  
Одной из важнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже – по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным – около 40%.  
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности.  
Предметом исследования в дипломной работе являются вопросы налогообложения импортно – экспортных операций в стране.  
Цель работы:  
- рассмотреть исторический и международный опыт решения вопросов налогообложения импортно - экспортных операций;  
- провести анализ современной системы налогообложения ВЭД;  
- выявить проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД;  
- наметить перспективы дальнейшего развития налогового законодательства в сфере ВЭД;  
Из поставленных целей логически вытекает главная задача дипломной работы – исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения импортно – экспортных операций в нашей стране.  
Источниками для написания работы явились труды современных отечественных и зарубежных исследователей, опубликованные статистические данные и нормативные документы.  

Глава 1. Налоговое  законодательство в регулировании  ВЭД

1.1.  Исторический  аспект  развития налогового законодательства о ВЭД  
Внешнеэкономическая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.  
Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции.  
Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”. В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, без специальной регистрации.  
Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.  
Задачи первого этапа экономических реформ были определены в принятой в 1993г. среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации – «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», рассчитанной на 1993-1995гг. В целях улучшения положения России в системе международного разделения труда, проблемы неплатежеспособности страны задачами среднесрочного характера в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности были определены:  
–                   сокращение и отказ от количественных ограничений во внешней торговле, использование экономических методов регулирования, переход к единому курсу рубля:  
–                   сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа с отменой его к началу 1996г., введение унифицированного импортного тарифа;  
–                   поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.  
Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991г. – начале 1992г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993гг. – порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот[1].  
С  1992г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около ѕ российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции. Общая классификация таможенных тарифов приведена в Приложении 1.  
Ввоз определенного круга изделий подлежит лицензированию – в их число входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами.  
Реформирование внешнеэкономических связей в 1993-1996гг. проводилось с учетом результатов, достигнутых в предшествующий период.  
В 1993-1994гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования дополнялись обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.  
В течение второй половине 1994г. и в начале 1995г., по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:   
–                   продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными «извне», т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств;  
–                   товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.  
Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.  
С 1994г. по 2003 г. действовала система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и Центробанком.  
В случае непоступления или несвоевременного поступления экспортной валютной выручки обоснованность данного факта оценивает специальная комиссия, созданная под эгидой МВЭС.  
Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995г. Наиболее значимыми мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин по основным товарным группам.  
Форсированная либерализация внешнеторгового режима вызвала необходимость создания достаточно сложной и громоздкой системы учета и контроля, разработанной по разным ведомствам (ГТК, ВЭК, Центробанк, МВЭС, Госналогслужба, Налоговая полиция и др.). Однако, как свидетельствуют данные оперативного контроля, манипуляции с количеством и качеством и, как следствие, стоимостью товара позволяли экспортерам образовывать до 30% неучтенной валютной выручки[2].  
Для преодоления указанных недостатков в конце 1995г. было принято решение ввести единую систему обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996г. № 298 эта система была сохранена, но она, во-первых, не  носит обязательного характера, а, во-вторых, распространяется на ограниченный перечень товаров.  
           Основным нормативным актом в сфере валютного регулирования в настоящее время Федеральный Закон  № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.  "О валютном регулировании и валютном контроле". Он определяет перечень государственных органов, ответственных за  принятие актов валютного законодательства и контроль за их соблюдением (таблица 1).  
Таблица 1 Государственные органы РФ,  ответственные за  принятие актов валютного законодательства и контроль за их соблюдением.  
 Наименование  го-|Наименование  подраз-|Правовая   основа  функциониро-|  
|сударственного   |деления, выполняющего|вания  государственного  органа|  
|органа           |функции валютного ре-|                               |  
|                 |гулирования  и  (или)|                               |  
|                 |валютного контроля   |                               |  
|—————————————————|—————————————————————|———————————————————————————————|  
|Центральный  банк|Департамент валютного|Федеральный закон  от 26 апреля|  
|РФ               |регулирования  и  Де-|1995 г. "О  Центральном   банке|  
|                 |партамент   валютного|Российской   Федерации   (Банке|  
|                 |контроля             |России)" в редакции от 21 марта|  
|                 |                     |2002 г.*(6).                   |  
|—————————————————|—————————————————————|———————————————————————————————|  
|Министерство  фи-|Департамент валютного|Положение о Министерстве финан-|  
|нансов РФ        |контроля             |сов РФ,  утвержденное Постанов-|  
|                 |                     |лением  Правительства  РФ  от 6|  
|                 |                     |марта 1998 г.  N 273 в редакции|  
|                 |                     |от 18 июня 1999 г.             |  
|—————————————————|—————————————————————|———————————————————————————————|  
|                 |Государственное   уч-|Положение   о   государственном|  
|                 |реждение  по формиро-|учреждении   по    формированию|  
|                 |ванию Государственно-|Государственного  фонда  драго-|  
|                 |го фонда  драгоценных|ценных  металлов и  драгоценных|  
|                 |металлов и  драгоцен-|камней   Российской  Федерации,|  
|                 |ных камней РФ, хране-|хранению,  отпуску  и использо-|  
|                 |нию,  отпуску  и  ис-|ванию  драгоценных  металлов  и|  
|                 |пользованию драгоцен-|драгоценных камней (Гохран Рос-|  
|                 |ных металлов и драго-|сии) при Министерстве  финансов|  
|                 |ценных камней (Гохран|Российской  Федерации,  утверж-|  
|                 |России)              |денное  приказом Минфина РФ  от|  
|                 |                     |11  декабря   1996 г.    N 1941|  
|                 |                     |в     редакции   от   28   июля|  
|                 |                     |1999 г.                        | 

3.2. Перспективы развития  налогового законодательства в  сфере ВЭД  
Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период целесообразно направить на обеспечение :  
- наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;  
- эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;  
- доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);  
- благоприятного платежного баланса страны;  
- повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;  
- соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.  
Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства. 
Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.  
В ближайшей перспективе необходимо достичь решающего прогресса на переговорах с целью выхода на принципиальные договоренности с основными торговыми партнерами России по будущим обязательствам в области тарифов, услуг и сельского хозяйства и перехода к постатейному утверждению разделов Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО и Протокола о присоединении (основных документов, оформляющих присоединение к ВТО). 
Конечные сроки присоединения будут зависеть от характера требований, предъявляемых к России во время переговоров, и возможности их учета с точки зрения обеспечения необходимого уровня защиты отечественных производителей. 
С учетом возрастающей открытости национального хозяйства усилится роль единой торговой политики в развитии российской экономики, укреплении ее конкурентоспособности и обеспечении эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции. 
Выгоды от присоединения России к ВТО будут возрастать по мере увеличения в экспорте страны удельного веса товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в ближайшей перспективе особую значимость приобретут вопросы реализации эффективной государственной политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение товарной структуры.  
В     целях  содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия :  
- усилить межведомственную координацию в сфере содействия экспорту и сосредоточить основные функции в этой области в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти; 
- обеспечить эффективное функционирование системы государственного страхования и гарантирования экспортных кредитов; 
- обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов; 
- активизировать работу по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности; 
- улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений и т.п.; 
- осуществлять меры государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов; 
- обеспечить запуск системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные массивы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России и обеспечивающей доступ к ним в режиме реального времени заинтересованных участников ВЭД; 
- обеспечить более широкое привлечение к работе межправительственных комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной-партнером; 
- активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах. 
Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки. 
В этой связи необходимо активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том числе используя принцип взаимности. 
Для этих целей следует также эффективнее использовать возможности членства России в международных экономических организациях. 
Российская экономика, характеризуемая сравнительно низкой конкурентоспособностью, еще длительное время будет нуждаться в разумной протекционистской политике. Поэтому принятие Россией обязательств по облегчению доступа на внутренний рынок товаров и услуг должно сопровождаться мерами по повышению конкурентоспособности отечественного производства и совершенствованию механизмов защиты национальных товаропроизводителей.  
Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ должны оставаться приоритетными и развиваться по следующим направлениям[12]: 
- формирование зоны свободной торговли государств СНГ, предусматривающей неприменение во взаимной торговле ограничений и переход при этом на единый принцип взимания косвенных налогов; 
- сохранение доступа к необходимым для российской промышленности сырьевым ресурсам в государствах СНГ; 
- достижение более тесной интеграции России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в экономической области в рамках формирования таможенного союза; 
- развитие взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества со странами СНГ с целью привлечения капиталовложений этих стран в отечественную экономику, а также стимулирование вложения российского капитала в экономику стран Содружества; 
- ускорение развития инновационного сотрудничества со странами СНГ, в том числе в области выработки общих научно-технических приоритетов, а также транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры; 
- ускорение процесса унификации нормативно-правовой базы стран СНГ, регулирующей внешнеэкономическую и налоговую сферы. 
В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение должно иметь сотрудничество с Европейским Союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации и 25% иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы.  
Расширение ЕС на Восток, будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, а также других единообразных правил и норм, регулирующих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность группировки.  
Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами-членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера: 
- активизировать работу по выполнению Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом; 
- совершенствовать систему валютно-финансовых расчетов со странами ЕС с учетом введения новой денежной единицы "Евро"; 
- развивать стратегическое сотрудничество в ЕС в области энергетики на взаимовыгодной основе; 
- рассмотреть возможность формирования зоны свободной торговли с ЕС; 
- обеспечить дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и систем связи. 
Страны-участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле - исторически сложившаяся сфера интересов России, которая играет большую роль в обеспечении экономической безопасности. Поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ - важнейшее направление российской торгово-политической деятельности в этом регионе. 
В этой связи необходимо: 
- в рамках совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества усилить работу по обеспечению для Российской Федерации максимально благоприятного доступа на рынки этих стран, принимая во внимание их взаимные обязательства в рамках ЦЕССТ и по договорам с ЕС; 
- обеспечить привлечение российских предприятий к строительству новых и реконструкции действующих промышленных объектов, в первую очередь тех, возведение которых было осуществлено ранее при российском участии; 
- добиться от стран ЦЕССТ максимально возможных компенсирующих уступок в торгово-политическом режиме сотрудничества с ними в процессе переговоров этих стран о вступлении в ЕС; 
На американском континенте важнейшим торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. Необходимо добиваться: 
- предоставления России режима нормальных торговых отношений на постоянной основе; 
- прекращения применения дискриминационных по отношению к России положений американского антидемпингового законодательства, препятствующих экспорту российских товаров в США или грозящих вытеснению их с американского рынка, а также ограничивающих доступ России к американским товарам и технологиям.  
Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший производственно-экономический потенциал этого региона. Эти страны останутся традиционными поставщиками на российский рынок продовольственных товаров и товаров тропического земледелия. 
Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для улучшения товарной структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта российской высокотехнологичной продукции, включая вооружения и военную технику, наличием значительного инвестиционного потенциала. 
Для укрепления позиций России в странах этого региона целесообразно: 
- активизировать торгово-экономические связи с традиционными партнерами России, такими как Китай, Индия, Республика Корея, Япония путем расширения регионального и приграничного сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий по производству необходимой России продукции, в том числе в счет погашения задолженности; 
- расширять сотрудничество с динамично развивающимися странами Юго-Восточной Азии, предъявляющими растущий спрос на многие виды отечественной продукции и предлагающими широкий ассортимент качественных, но сравнительно недорогих товаров, представляющих потенциальный интерес для российского внутреннего рынка; 
- использовать членство в АТЭС для содействия на многосторонней основе расширению российского экспорта и привлечения в Россию капиталов из этого региона. 
Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружения. Платежеспособные государства этого региона (Турция, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России. 
Рынок стран Африки останется в ближайшей перспективе одним из самых благоприятных для России с устойчивым и повышающимся спросом на российскую продукцию гражданского и оборонного комплексов и, особенно, на строительные услуги и технологии в различных отраслях экономики. Кроме этого, наличие значительных запасов разнообразных природных ресурсов в странах этого континента определяет целесообразность и направления сотрудничества в целях обеспечения наших потребностей в необходимом сырье, сохранения собственных ресурсов и экологической среды. 
                               Заключение  
Не вызывает сомнения, что роль и место внешних экономических связей должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивного роста экспорта уже практически исчерпаны.  ВЭС должны во все возрастающей степени влиять на развитие рыночных связей внутри страны. В этом контексте развитие промышленного экспорта, прежде всего наукоемкой продукции, должно помочь раздвинуть рамки внутреннего спроса, сделать экономический рост неинфляционным, дать импульс инвестициям и производству во многих секторах национальной экономики. 
Соответственно приоритетное значение приобретает решение задачи создания внутренних и внешних условий для эффективной интеграции России в мировое хозяйство, реализации ее конкурентных преимуществ. 
Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов российских участников ВЭД на внешнем рынке. 
Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства. 
Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.  
 В этом контексте особое значение приобретают присоединение России к ВТО на выгодных для себя условиях, активизация торгово-политической работы, направленной на  обеспечение рынков сбыта для российской наукоемкой продукции и услуг, в том числе и нетрадиционных рынков. Необходимо также предусмотреть определенное ужесточение системы государственного регулирования ВЭС, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию. 
Ее суть заключается в том, что иностранный капитал, воспользовавшись кризисным состоянием отечественного производства, а также открытостью российских предпринимательских структур создает внутри страны настоящий торгово-финансово-сбытовой комплекс (иногда даже с элементами производства), который прежде всего благодаря огромным прибылям занял практически центральное место на потребительском рынке страны, и в первую очередь на наиболее привлекательных его сегментах (в крупнейших городах и морских портах). Благодаря своей финансовой мощи, обеспеченной во многом в ущерб российским производителям, и хорошей структурированности этот комплекс мобилизует на российском рынке значительную часть свободных капиталов, отвлекая их от других сфер приложения, а за счет контроля за соответствующей инфраструктурой создает препятствия на пути реализации отечественной продукции.

Необходимо в максимально сжатые сроки отладить и механизм применения традиционных мер антидемпинговых  и компенсационных пошлин, а также  защитных мер. Весьма важно также  в короткий срок упорядочить ввоз необлагаемых практически никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой неорганизованной торговли. 
В то же время не исключено, что в условиях структурного кризиса отечественного производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей  и создающих для сбыта их продукции льготные условия. 
Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части ВЭС нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи: развития экспорта и совершенствования его структуры; защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, главным образом с помощью экономических методов; продолжения курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий. 
Среди основных мер, предусмотренных в области ВЭС (некоторые уже приняты), необходимо выделить принятые Федеральной программы развития экспорта и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета. 
Вместе с тем уже сейчас становится ясно, что вышеперечисленные меры  отнюдь не обеспечивают реализацию всего комплекса задач, стоящих перед ВЭС на сегодняшнем этапе. Они лишь намечают основные пути начала движения. Конкретные механизмы пока лишь обозначаются. В случае же их оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным, весомым фактором структурной перестройки российской экономики, восстановления и роста ее производственного потенциала.          
                                         Список литературы  
1.                Шенаев В.Н. Деньги, валюта и платежный баланс России. – М., 1996. – 117 с.  
2.                Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича – М.: Инфра-М, 2002. – 714 с. (серия «Высшее образование»).  
3.                Мировая экономика: Учебник /  Раджабова З.К. – М.: Инфра-М, 2002. – 320 с. (серия «Высшее образование»).  
4.                Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. с англ. – М., 2000.  
5.                Бирюков В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике / Мировая экономика и международные экономические отношения. 2002Г. №3.  
6.                Булатов А. Капиталообразование в России / Вопросы экономики. 2001г. №3.  
9.  Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. 2003г. №1. с. 154-157.  
10.  Внешнеторговая политика: опыт реформ / Винод Т., Нэш Д. М.: Инфра-М. 1996г. с. 108.  
11.  Н. Федоренко, Г. Шагалов. Эффективность включения России в международное разделение труда // Вопросы экономики. 2002г. №7. с. 83-93.  
12.  Международная экономика. Теория и политика. / Кругман П., Обстфельд М.М. 1997г. с. 150.  
13. Н. Щебарова. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма // Мировая экономика и международные отношения. 2003г. №3. с. 42-48.  
14. К. Астапов. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. 2003г. №2. с. 26-35.  
15. Внешний долг России: уроки и перспективы // Деньги и кредит. 2001г. №9. с. 71.  
16. Внешний долг России / Шохин А.Н. М. 1997г. с. 15.  
17.  Глазьев С.Ю. Проблема долга СССР и перспективы её решения // Внешняя торговля. 2001г. №1. с. 2-3.  
18.  В. Крюков, Н. Петров. Динамика экспорта. // Экономист. 2003г. №4. с. 76-81.  
19.  Н. Гаврилова. К вопросу о государственном долге // Экономист. 2003г. №4. с. 45-48.  
20.  Налоги.Учебное пособие./Под ред. Д.Г. Черника. – 2-е издание.- М:  Финансы  и  статистика, 2000г. – 688 с.  
21.   Налоги  и  налогообложение. 2 – е  издание./Под  ред. М.В.Романовского, О.В. Врулевской – СПб : Питер, 2001. – 544 с.  
22.  Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств. Бобоев М.Р. и др., "Гелиос" - 2002, 624 стр.  
23.  Налоговые системы зарубежных стран Авторы: Князев В.Г., Черник Д.Г.Издательство: "ЮНИТИ" : 1998, 191 стр.  
24.            Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.  

 

                                         

 

 Приложение 1

 

                             Классификация  таможенных тарифов

Признак 

Виды пошлины 

По количеству ставок для одного товара 

¨     простые  
¨     сложные 

По направлениям 

¨     экспортные  
¨     импортные 

По характеру происхождения     

¨     автономные  
¨     конвенциональные  
¨     особые:  
¨     антидемпинговые  
¨     специальные  
¨     преференциальные      

По методу исчисления 

¨     адвалорные  
¨     специфические  
¨     комбинированные 

По времени действия 

¨     автономные (генеральные)  
¨     временные  
¨     сезонные 


 

 Приложение 2  
Структура российского импорта и экспорта в 2001 году, а также динамика внешней торговли в 1999-2001 гг.  
  
  
  
  
Приложение 3.  
Состав коммерческих расходов у экспортера в соответствии с условиями поставки Инкотермс.  
 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 
|Условия    |Вид   |Переход риска|Расходы на пе-|Расходы    на|Расходы  |  
|поставки   |транс-|случайной ги-|ревозку       |страхование  |на  тамо-|  
|           |порта |бели         |              |             |женное   |  
|           |      |             |              |             |оформле- |  
|           |      |             |              |             |ние      |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|    1      |  2   |      3      |      4       |      5      |    6    |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|EXW        |Любой |В момент  пе-|      Нет     |     Нет     |   Нет   |  
|С    завода|      |редачи  това-|              |             |         |  
|(наименова-|      |ров на складе|              |             |         |  
|ние пункта)|      |продавца     |              |             |         |  
|           |      |             |              |             |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|FСА        |Любой |В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Франко- пе-|      |редачи  това-|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|ревозчик   |      |ра перевозчи-|склада      до|любых  рисков|         |  
|(наименова-|      |ку, названно-|пункта   сдачи|от склада  до|         |  
|ние пункта)|      |му   импорте-|товаров  пере-|пункта  сдачи|         |  
|           |      |ром,  в  ука-|возчику       |товаров пере-|         |  
|           |      |занном пункте|              |возчику      |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|FAS        |Водный|В момент раз-|Оплачивает все|Оплачивает   |   Нет   |  
|Свободно   |      |мещения това-|расходы     от|страхование  |         |  
|вдоль      |      |ра на приста-|склада до ука-|любых  рисков|         |  
|борта судна|      |ни вдоль бор-|занной приста-|от склада  до|         |  
|(наименова-|      |та     судна,|ни            |размещения   |         |  
|ние порта  |      |указанного   |              |товаров    на|         |  
|отгрузки)  |      |импортером  в|              |указанной    |         |  
|           |      |согласованном|              |пристани     |         |  
|           |      |порту отгруз-|              |             |         |  
|           |      |ки           |              |             |         |  
|           |      |             |              |             |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|FOB        |Водный|В момент фак-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Свободно   |      |тического пе-|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|на    борту|      |рехода товара|склада      до|любых  рисков|         |  
|(наименова-|      |через поручни|сдачи  товаров|от склада  до|         |  
|ние   порта|      |судна,   ука-|указанному    |сдачи товаров|         |  
|отгрузки)  |      |занного   им-|перевозчику   |указанному   |         |  
|           |      |портером    в|              |перевозчику  |         |  
|           |      |согласованном|              |             |         |  
|           |      |порту отгруз-|              |             |         |  
|           |      |ки           |              |             |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|CFR        |Водный|В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Стоимость  |      |рехода товара|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|и     фрахт|      |через поручни|склада до пор-|любых  рисков|         |  
|(наименова-|      |судна в  пор-|та   отгрузки,|от склада  до|         |  
|ние   порта|      |ту отгрузки  |а также  пере-|порта отгруз-|         |  
|назначения)|      |             |возку  до пор-|ки           |         |  
|           |      |             |та назначения |             |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|CIF        |Водный|В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Стоимость, |      |рехода товара|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|страхова-  |      |через поручни|склада до пор-|любых  рисков|         |  
|ние,  фрахт|      |судна в  пор-|та   отгрузки,|от склада  до|         |  
|(наименова-|      |ту отгрузки  |а также  пере-|порта отгруз-|         |  
|ние   порта|      |             |возку  до пор-|ки,  а  также|         |  
|назначения)|      |             |та назначения |страхование  |         |  
|           |      |             |              |товаров    на|         |  
|           |      |             |              |время морской|         |  
|           |      |             |              |перевозки    |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|СРТ        |Любой |В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Перевозка  |      |редачи товара|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|оплачена до|      |перевозчику  |склада до сда-|любых  рисков|         |  
|(указанного|      |             |чи товаров пе-|от склада  до|         |  
|пункта)    |      |             |ревозчику,   а|сдачи товаров|         |  
|           |      |             |также перевоз-|перевозчику  |         |  
|           |      |             |ку до  указан-|             |         |  
|           |      |             |ного пункта   |             |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|CIP        |Любой |В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Перевозка и|      |редачи товара|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|страховка  |      |перевозчику  |склада до сда-|любых  рисков|         |  
|оплачены до|      |             |чи товаров пе-|от склада  до|         |  
|(указанного|      |             |ревозчику,   а|сдачи товаров|         |  
|пункта)    |      |             |также перевоз-|перевозчику, |         |  
|           |      |             |ку до  указан-|а также стра-|         |  
|           |      |             |ного пункта   |хование това-|         |  
|           |      |             |              |ров на  время|         |  
|           |      |             |              |перевозки  до|         |  
|           |      |             |              |указанного   |         |  
|           |      |             |              |пункта       |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|DAF        |Любой |В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Поставка до|      |редачи товара|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|границы    |      |в согласован-|склада до ука-|любых  рисков|         |  
|(указанного|      |ном    пункте|занного пункта|от склада  до|         |  
|пункта)    |      |на границе   |на границе    |указанного   |         |  
|           |      |             |              |пункта     на|         |  
|           |      |             |              |границе      |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|DES        |Водный|В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Поставка   |      |редачи товара|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|с   судна  |      |на борту суд-|склада до сда-|любых  рисков|         |  
|(наименова-|      |на  в  порту,|чи  товаров на|от склада  до|         |  
|ние   порта|      |указанном им-|борту  указан-|сдачи товаров|         |  
|назначения)|      |портером     |го   судна   в|на      борту|         |  
|           |      |             |порту назначе-|указанного   |         |  
|           |      |             |ния           |судна в порту|         |  
|           |      |             |              |назначения   |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|DEQ        |Водный|В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Поставка  с|      |редачи товара|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|пристани   |      |на   согласо-|склада до пор-|любых  рисков|и ввозе в|  
|(наименова-|      |ванной  прис-|та            |от склада  до|страну   |  
|ние   порта|      |тани  в порту|              |порта  назна-|покупате-|  
|назначения)|      |назначения,  |              |чения        |ля       |  
|           |      |указанном им-|              |             |         |  
|           |      |портером     |              |             |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|DDU        |Любой |В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Поставка   |      |редачи товара|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|без  оплаты|      |в согласован-|склада до ука-|любых  рисков|         |  
|пошлины    |      |ном    пункте|занного пункта|от склада  до|         |  
|(наименова-|      |назначения   |назначения    |указанного   |         |  
|ние  пункта|      |             |              |пункта       |         |  
|назначения)|      |             |              |назначения   |         |  
|———————————|——————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————|  
|DDP        |Любой |В момент  пе-|Оплачивает все|Оплачивает   |При выво-|  
|Поставка   |      |редачи товара|расходы     от|страхование  |зе из РФ |  
|с   оплатой|      |в согласован-|склада до ука-|любых  рисков|и ввозе в|  
|пошлины    |      |ном    пункте|занного пункта|от склада  до|страну   |  
|(наименова-|      |назначения   |назначения    |указанного   |покупате-|  
|ние  пункта|      |             |              |пункта назна-|ля       |  
|назначения)|      |             |              |чения        |         | 

Информация о работе Внешне экономическая деятельность налогообложения