Таможенные органы Российской Федерации, система, структура, правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите


российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

Оглавление

Введение

1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ПРАВОВОЙ СТАТУС.

2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.2 РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ.

Заключение

Используемая литература

Файлы: 1 файл

Готовая Контра Правоведение - копия.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Типовая организационная структура и  предельная штатная численность  региональных таможенных управлений утверждаются ГТК России.

     Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и  освобождаемый от должности Председателем  ГТК России. Заместители начальника, начальник отдела бухгалтерского учета  и контроля (главный бухгалтер) и  начальник юридического отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ГТК России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответствующими структурными подразделениями ГТК России.

     Также как и в ГТК России, в РТУ  РФ создается коллегия, которая состоит  из начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. При этом, члены коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются ГТК России по представлению начальника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утверждаются ГТК России.

     На  своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управления и находящихся в его непосредственном и оперативном подчинении таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь приказами ее председателя — начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.

     РТУ РФ является органом федеральной исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. 

     2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ 

     Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

     Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.

     Таможни и их подразделения (таможенные посты, центры таможенного оформления и  др.) создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангельской области, юрисдикция Ростовской таможни — далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воронежская таможня обладает юрисдикцией аж на территории трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Следует также отметить, что в порядке, предусмотренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы подведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.

     Размещение  таможен на территории страны связано  как с маршрутами перемещения  грузов, так и с концентрацией  участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство  таможен располагалось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:

     портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либерализация внешнеэкономической  деятельности обусловила необходимость  реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внутренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важных вопросов, как, например, установление степени переработки товара, места его производства, проведение товароведческих экспертиз и т. д.

     Деление таможен России на пограничные и  внутренние соответствует мировой  практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

     Среди таможен есть небольшие, в которых  работает не более ста человек, и  крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства.

     Таможенный  пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему  таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и  осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.

     Таможенные  посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограниченной правоспособностью. Так, например, в случае судебного обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, — в качестве ответчика, как правило, выступает таможня, в состав которой входит данный таможенный пост.

     По  этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса  РФ часть его разработчиков настаивала на исключении таможенных постов из системы  таможенных органов как ее самостоятельных  звеньев. И первоначально так  и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

     Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

     Размещение  таможенных постов также как и  таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов  пропуска через таможенную границу сочетается с размещением их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

     Задачи  таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.

     Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависимых группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции.

     Так, таможня претворяет и таможенный пост участвует в претворении  в жизнь в подведомственном регионе  правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики;

     -таможня  участвует в разработке и реализует, а таможенный пост участвует в реализации программ развития таможенного дела в подведомственном регионе;

     -осуществляют  контроль за соблюдением всеми  юридическими и физическими лицами  правил, порядка и условий таможенного  дела; осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств;

     -осуществляют  контроль за достоверностью и  полнотой сведений, представляемых  для таможенных целей;

     -осуществляют  контроль за доставкой товаров  и транспортных средств, находящихся  под таможенным контролем, и  документов на них в места, определяемые таможенными органами;

     -осуществляют  контроль за целевым использованием  условно выпущенных товаров и  транспортных средств;

     -начисляют  и взимают таможенные пошлины,  налоги и иные таможенные платежи;  контролируют деятельность в  подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков;

     -выполняют  функции агентов валютного контроля; осуществляют борьбу с контрабандой, иными преступлениями, нарушениями  таможенных правил и административными  правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов и др.

     Вместе  с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных постов;

     -обобщает  и анализирует практику применения средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную практику;

     -осуществляет  контроль за единообразным и  точным исполнением законодательства  структурными подразделениями таможни  и нижестоящими таможенными постами; осуществляет проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства;

     -осуществляет  контроль за соблюдением законности  должностными лицами таможни  и нижестоящих таможенных постов  при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушениях таможенных правил и административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;

     -организует  и проводит обучение специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций;

     -вносит  в вышестоящий таможенный орган  предложения о создании, реорганизации  и ликвидации в подведомственном  регионе таможенных постов;

     -проводит  аттестацию сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов, приводит их к присяге и др.

     Поставленные  перед ними задачи и возложенные  на них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

     Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридическим лицам атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотренных законодательством источников и обладает правом оперативного управления в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

     Таможенный  пост как уже отмечено (за редким исключением) не является юридическим  лицом и находится в оперативном  подчинении таможни, в состав которой  он входит.

     Типовая структура и штатная численность  таможни и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

     Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни  осуществляет ГТК России по представлению  либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.

     Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного  поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного  поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, — ГТК России.

     Территориальный принцип организации и функционирования таможен не исключает возможность  их специализации — специализации таможенного дела при определенных обстоятельствах. Так, например, образованная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области.

Информация о работе Таможенные органы Российской Федерации, система, структура, правовой статус