Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение состояния свободных таможенных зон Беларуси, проблем и перспектив в этой области, а также анализ таможенных преимуществ в функционировании свободных экономических зон.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Выявлена сущность таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
2. Дана характеристика свободных экономических зон в Республике Беларусь.
3. Обозначены проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………….………...…..3
ГЛАВА 1. Понятие и правовое регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны…………………………...……………………………..5
1.1 Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под эту процедуру………………………………………….....5
1.2 Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и их особенности…………………….....…7
1.3 Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны……………………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. Особенности применения процедуры свободной таможенной зоны в Республике Беларусь…………………………………………………….......9
2.1. Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободных экономических зон в Республике Беларусь……9
2.2 Характеристика свободных экономических зон как территорий применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ………………………….12
ГЛАВА 3. Роль свободных таможенных зон в белорусской экономике, и перспективы их развития………………………………………………………..18
3.1 Значение свободных таможенных зон в белорусской экономике…………..18
3.2. Проблемы и перспективы развития свободных таможенных зон в
Республике Беларусь……………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………….………….25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.54 Кб (Скачать)

     Эти принципы являются основным мотивационным  положением организации СТЗ и зависят от уровня проработанности правовых и финансово-экономических механизмов, действующих в зоне с особым таможенным режимом.

     По  словам президента Беларуси Александра Лукашенко новые свободные экономические зоны в Беларуси создавать не планируется, но возможно расширение уже существующих.

     «У  нас создано шесть свободных экономических зон по китайскому образцу, они функционируют. Больше мы не собираемся создавать. Мы расширяем эти экономические зоны, если есть желающие строить там свои предприятия. Такие решения я принимаю практически ежегодно. В каждой области и в Минске такая свободная экономическая зона есть. Поэтому нам дополнительно создавать свободные экономические зоны не надо».

     По  словам Александра Лукашенко, создание СЭЗ принесло хорошие плоды: «Думаю, что эта практика будет еще существовать определенное время и в Беларуси. Это большой приток валюты. Резиденты СЭЗ торгуют, как и в Китае, на экспорт в основном, а если поставляют на внутренний рынок, то, конечно, налоги платят так, как и все другие», - отметил Александр Лукашенко.[35]

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Свободные экономические зоны – часть национально-государственной  территории, на которой действуют  особые льготные условия для иностранных  и национальных предпринимателей.

     В Республике Беларусь СЭЗ функционируют сравнительно с недавнего времени. Они организованы в целях обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития регионов и республики в целом, расширения производства потребительских товаров и услуг, увеличения экспорта продукции, создания новых рабочих мест на базе новой техники и технологий, привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Свободные зоны в Беларуси имеют экспортно-производственную и импортозамещающую ориентацию.

     Подводя итог, можно отметить, что процедура  свободной таможенной зоны, применяемый на территории свободных экономических зон, несомненно является действенным инструментом инновационной и инвестиционной политики государства. Рациональное и последовательное установление процедуры свободной таможенной зоны на территории Беларуси способствует становлению стабильной экономической системы, особенно в области микроэкономических отношений.

     Как показывают результаты проведенного исследования, административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных таможенных зонах должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой инфраструктуре, защите конкуренции, введение специальных налоговых режимов, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

     Формирование  свободных таможенных зон представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития международного экономического сотрудничества Беларуси. Свободные таможенные зоны являются институтом, который может способствовать привлечению инвестиций, а также укреплению экономического и научного потенциала государства.

     Анализ  мирового опыта функционирования свободных  таможенных зон свидетельствует  о том, что их создание и развитие ориентировано в основном на решение  приоритетных производственно-инвестиционных задач, а также реализацию стратегических программ и проектов. Территории СЭЗ, благоприятные для применения процедуры свободной таможенной зоны обычно располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой.

     Однако  отсутствие соответствующей конструктивной маркетинговой стратегии заметно  тормозит развитие свободных таможенных зон в Беларуси.

     Институт  свободных таможенных зон стал новым  явлением для белорусской экономики и для белорусского законодателя. В этой связи многие аспекты создания свободных экономических зон в Беларуси, в том числе законодательные и организационные, требуют значительной доработки и совершенствования на основе имеющегося исторического опыта и мировой практики. Свободные экономические зоны Беларуси используются хозяйствующими субъектами в основном для получения льгот, а не для осуществления деятельности в данной особой экономической зоне, где они лишь зарегистрированы.

     Основной  задачей современных свободных экономических зон, целенаправленно решаемой частью из них во взаимодействии с другими инновационными инструментами государственной политики, должно стать участие в развитии экономики по инновационному пути.

     И в заключение ещё раз следует отметить таможенные льготы, существующие при вывозе товаров за пределы территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ:

  • 100% освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе готовой продукции за пределы СТЗ на таможенную территорию таможенного союза, в случае признания готовой продукции товаром таможенного союза (осуществляется до 01.01.2017 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 01.01.2012);
  • 100% освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (по сырью, помещенному ранее под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, процедуру) при вывозе готовой продукции за пределы таможенной территории таможенного союза в случае несоответствия ее критериям достаточной переработки.

     Таким образом, видно, что для резидентов СЭЗ создаются максимально привлекательные  таможенные условия. И это говорит  о перспективности развития свободных таможенных зон.

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      1. Таможенный  кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе  Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.
      2. О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон»: Указ Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93.
      3. О создании свободной экономической зоны «Витебск»: Указ Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458.
      4. О создании свободной экономической зоны «Могилев»: Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 66.
      5. О создании свободной экономической зоны «Гродноинвест»: Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2002 г. № 208.
      6. Об утверждении положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон: Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66.
      7. Об утверждении положения о свободной экономической зоне «Гомель-Ратон»: Постановление Совета Министров Республики от 15 мая 1998 г. №773.
      8. Об утверждении положения о свободной экономической зоне «Минск»: Постановление Совета Министров Республики от 15 мая 1998 г. №749.
      9. Об утверждении положения о свободной экономической зоне «Витебск»: Постановление Совета Министров Республики от 6 октября 1999 г. №1554.
      10. Об утверждении положения о свободной экономической зоне «Могилев» и ее администрации: Постановление Совета Министров Республики от 8 апреля 2002 г. № 445.
      11. Об утверждении положения о свободной экономической зоне «Гродноинвест» и ее администрации: Постановление Совета Министров Республики от 17 июня 2002 г. №789.
      12. О регулировании деятельности резидентов свободных экономических зон: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2005 г. №1303.
      13. По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны: Соглашение, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. №286.
      14. Коваль, А. СЭЗ: особенности таможенного регулирования / А. Коваль // Таможня и ВЭД. - 2009. - №5. - С. 30-33.
      15. Юрусов, Ю. СЭЗ: вопросы отчетности / Ю. Юрусов // Таможня и ВЭД. - 2010. - №9. - С. 17.
      16. – Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/investment/fez/brest/ –Дата доступа: 13.04.2011
      17. – Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/investment/fez/gomel/ –Дата доступа: 13.04.2011
      18. – Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/investment/fez/grodno/ –Дата доступа: 14.04.2011
      19. – Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/investment/fez/minsk/ –Дата доступа: 14.04.2011
      20. – Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/investment/fez/mogilev/ –Дата доступа: 13.04.2011
      21. – Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/investment/fez/vitebsk/ –Дата доступа:
      22. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press28534.html –Дата доступа: 14.04.2011
      23. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press29000.html#doc –Дата доступа: 14.04.2011
      24. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press29048.html#doc –Дата доступа: 15.04.2011
      25. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press29050.html#doc –Дата доступа: 14.04.2011
      26. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press29054.html#doc –Дата доступа: 15.04.2011
      27. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press29370.html#doc –Дата доступа: 15.04.2011
      28. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press29372.html#doc –Дата доступа: 14.04.2011
      29. – Режим доступа: http://www.fezmogilev.com –Дата доступа: 14.04.2011
      30. – Режим доступа: http://www.gomelraton.com –Дата доступа: 14.04.2011
      31. – Режим доступа: http://www.fezminsk.by –Дата доступа: 14.04.2011
      32. – Режим доступа: http://www.fez-vitebsk.com –Дата доступа: 14.04.2011
      33. – Режим доступа: www.fez.brest.by –Дата доступа: 14.04.2011
      34. – Режим доступа: www.news.tut.by/199870.html –Дата доступа: 14.04.2011
      35. – Режим доступа: http://www.grodnoinvest.com/ –Дата доступа: 14.04.2011

Информация о работе Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы