Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение состояния свободных таможенных зон Беларуси, проблем и перспектив в этой области, а также анализ таможенных преимуществ в функционировании свободных экономических зон.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Выявлена сущность таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
2. Дана характеристика свободных экономических зон в Республике Беларусь.
3. Обозначены проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………….………...…..3
ГЛАВА 1. Понятие и правовое регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны…………………………...……………………………..5
1.1 Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под эту процедуру………………………………………….....5
1.2 Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и их особенности…………………….....…7
1.3 Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны……………………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. Особенности применения процедуры свободной таможенной зоны в Республике Беларусь…………………………………………………….......9
2.1. Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободных экономических зон в Республике Беларусь……9
2.2 Характеристика свободных экономических зон как территорий применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ………………………….12
ГЛАВА 3. Роль свободных таможенных зон в белорусской экономике, и перспективы их развития………………………………………………………..18
3.1 Значение свободных таможенных зон в белорусской экономике…………..18
3.2. Проблемы и перспективы развития свободных таможенных зон в
Республике Беларусь……………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………….………….25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.54 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Факультет международных отношений 
 

Кафедра таможенного дела 
 

Петрова Любовь Александровна 
 

     СВОБОДНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ЗОНЫ БЕЛАРУСИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 

Курсовая  работа студентки 4 курса дневной  формы обучения 
Направление специальности: правовое обеспечение таможенного дела
 
 

Научный руководитель:

кандидат  исторических наук, доцент

В. А. Острога

________________________

                                                                                           (подпись)

«___»______________2011 г. 

Минск,

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………….………...…..3

ГЛАВА 1. Понятие и правовое регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны…………………………...……………………………..5

1.1 Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под эту процедуру………………………………………….....5

1.2 Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и их особенности…………………….....…7

1.3 Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны……………………………………………………………………………………..8

ГЛАВА 2. Особенности применения процедуры свободной таможенной зоны в Республике Беларусь…………………………………………………….......9

2.1. Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободных экономических зон в Республике Беларусь……9

2.2 Характеристика  свободных экономических зон  как территорий применения таможенной  процедуры свободной таможенной  зоны ………………………….12

ГЛАВА 3. Роль свободных таможенных зон в белорусской экономике, и перспективы их развития………………………………………………………..18

3.1 Значение свободных  таможенных зон в белорусской  экономике…………..18

3.2. Проблемы  и перспективы развития свободных таможенных зон в  
Республике Беларусь……………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23

Список  использованных источников……………….………….25

     ВВЕДЕНИЕ

     Представленная работа посвящена теме «Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы».

     Свободные таможенные зоны это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые  оставаясь частью национальной территории с точки зрения финансового режима, рассматриваются как находящиеся  за пределами государственных границ. Они образуют как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Свободные таможенные зоны играют достаточно важную роль в международном торговом обмене.

     Свободные таможенные зоны, как правило, создаются в морских и речных портах, международных аэропортах, на главных транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр, а также снабжения судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Площадь свободных таможенных зон обычно не превышает нескольких квадратных километров. Преференциальный режим в этих зонах основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставке товаров из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина.

     Поощряется  развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.). В эту сферу привлекаются иностранные инвестиции. В зонах могут создаваться в валютные и товарные биржи, торгово-выставочные центры и т.п.[15]

     Итогом  проводимых экономических реформ должно являться создание эффективной рыночной экономики, обеспечивающей высокий  уровень жизни людей, а также  продуктивное участие Республики Беларусь в мировом хозяйстве. Одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности является институт свободных экономических зон. В этой связи важным инструментом достижения указанных целей является совершенствование механизмов таможенного регулирования на территории данных зон.

     Представляется, что экономический кризис, ставший  в современном мире предметом  особого внимания фактически на всех уровнях власти и управления, является не только препятствием, но и дополнительным стимулом к развитию национальных экономик по пути сотрудничества. Это обусловлено  потребностью в снижении их зависимости от цен на сырьевые и энергетические ресурсы, конъюнктуры рынков этих ресурсов и т.п., стремлением стать более конкурентоспособными и устойчивыми к негативным внешним воздействиям. Складывающаяся ситуация подтверждает высокую актуальность темы развития свободных экономических зон для современной белорусской экономики.

     Таким образом, хочется подчеркнуть актуальность темы данного исследования, ведь опыт создания и функционирования свободных таможенных зон свидетельствует об их значимости для экономического и социального развития государства.

     Также актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования механизма таможенного регулирования деятельности отечественных свободных таможенных зон в условиях создания единого экономического пространства странами-участницами Таможенного Союза.

     Целью данной курсовой работы является определение состояния свободных таможенных зон Беларуси, проблем и перспектив в этой области, а также анализ таможенных преимуществ в функционировании свободных экономических зон.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

     1. Выявлена сущность таможенной  процедуры свободной таможенной  зоны.

     2. Дана характеристика свободных экономических зон в Республике Беларусь.

     3. Обозначены проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь.

     Объектом  исследования являются порядок и  особенности использования процедуры  свободной таможенной зоны в Республике Беларусь, организация внешнеэкономической  и таможенной деятельности в условиях функционирования свободных экономических зон.

     Предмет исследования – порядок применения таможенной процедуры свободной  таможенной зоны на территории свободных  экономических зон и их взаимодействие с другими экономическими структурами.

     Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют нормативно – правовые акты:, Таможенный кодекс Таможенного  Союза (с дополнением) Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года(в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года), Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 204-З, Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. N 66 "Об утверждении положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон".

     Были  использованы положения о порядке  создания и обозначения свободных таможенных зон, труды отечественных ученых, исследования, проводимые в области таможенного контроля, материалы периодической печати, в том числе статьи М. Романовой «Свободные экономические зоны: таможенные новации», Ю. Юрусова «СЭЗ: вопросы отчетности», А. Коваля «СЭЗ: особенности таможенного регулирования».

  1. Понятие и правовое регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны
    1. Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под эту процедуру

     Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

     Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров таможенного союза.

     Товары, изготовленные (полученные) из товаров  таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус товаров таможенного союза.

     Товары  таможенного союза, помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны, находятся под таможенным контролем с момента регистрации  таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

     Под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны помещаются товары, предназначенные  для размещения и (или) использования  резидентами на территории СЭЗ, на которой  применяется таможенная процедура  свободной таможенной зоны, в целях  осуществления резидентами предпринимательской  и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении  деятельности на территории СЭЗ.

     Под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны не могут помещаться товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, и товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза.

     Комиссией таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

     Законодательством государств-членов таможенного союза  может быть установлен перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в СЭЗ, созданных (создаваемых) на территориях этих государств.

     Под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры.

     Товары, помещаемые под таможенную процедуру  свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

     Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, может выступать резидент. Резидент может выступать декларантом товаров, которые размещаются на территории той СЭЗ, резидентом которой он является.

     При завершении таможенной процедуры свободной  таможенной зоны декларантом товаров  может выступать только резидент, поместивший товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

     При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

     Товары  могут находиться под таможенной процедурой свободной таможенной зоны в пределах срока функционирования СЭЗ, за исключением случая, когда лицо, поместившее товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, утрачивает статус резидента, или принято решение о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ, на которой применялась таможенная процедура свободной таможенной зоны. [13]

    1. Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и их особенности

     В отношении товаров, помещенных под  таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если совершение таких операций соответствует условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в том числе:

     1)складирование  (хранение, накопление, дробление) товаров;

     2) операции по погрузке (разгрузке)  товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением;

Информация о работе Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы