Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение состояния свободных таможенных зон Беларуси, проблем и перспектив в этой области, а также анализ таможенных преимуществ в функционировании свободных экономических зон.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Выявлена сущность таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
2. Дана характеристика свободных экономических зон в Республике Беларусь.
3. Обозначены проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………….………...…..3
ГЛАВА 1. Понятие и правовое регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны…………………………...……………………………..5
1.1 Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под эту процедуру………………………………………….....5
1.2 Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и их особенности…………………….....…7
1.3 Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны……………………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. Особенности применения процедуры свободной таможенной зоны в Республике Беларусь…………………………………………………….......9
2.1. Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободных экономических зон в Республике Беларусь……9
2.2 Характеристика свободных экономических зон как территорий применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ………………………….12
ГЛАВА 3. Роль свободных таможенных зон в белорусской экономике, и перспективы их развития………………………………………………………..18
3.1 Значение свободных таможенных зон в белорусской экономике…………..18
3.2. Проблемы и перспективы развития свободных таможенных зон в
Республике Беларусь……………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………….………….25
Основной
задачей СЭЗ «Могилев» является
привлечение инвестиций для создания
экспортно-ориентированных и
Подытоживая, можно сказать, что СЭЗ в Республике Беларусь создавались с 1996 по 2002 год, как правило, для стимулирования наукоемких, энергосберегающих технологий, а также экспорт ориентированных и импортозамещающих производств; там, где для этого существует развитая инфраструктура, в т.ч. социальная; в целях предоставления большей свободы предпринимательскому сектору с параллельным решением проблемы борьбы с высокой безработицей.
Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:
1. СЭЗ являются частью государственной территории Республики Беларусь и таможенной территории таможенного союза.
2. Территория СЭЗ отличается от остальной территории Республики Беларусь тем, что на ней действует особый режим осуществления хозяйственной деятельности, в том числе предоставляются таможенные преференции:
3.
Роль свободных таможенных
зон в белорусской
экономике, и перспективы
их развития
3.1 Значение свободных таможенных зон в белорусской экономике
Следует учитывать тот мировой опыт, который гласит, что основными причинами низкой эффективности уже работающих зон являются: неправильный выбор территории их размещения; недостаточная подготовка «площадки» - слабый инвестиционный начальный толчок, отсутствовавшая или непрофессиональная предварительная экспертиза; наличие ненадлежащего качества производственной и социальной инфраструктуры в зоне; несистемное введение налоговых льгот; плохо отлаженный механизм функционирования СЭЗ; выпуск фирмами-резидентами неконкурентоспособной продукции; отсутствие экономической и политической стабильности в стране; сложное, недостаточное или неустойчивое национальное законодательство о СЭЗ; неконтролируемое развитие теневой экономики и др.
В
развивающихся странах целью
применения свободных таможенных зон
является экономический рост страны,
более высокая степень
Процедура свободной таможенной зоны должна применяться и действовать на продуманных принципах. В частности представляется, что на территории, на которой планируется применить процедуру свободной таможенной зоны необходимо иметь подготовленную инфраструктуру, производственные площади, правовые условия осуществления производственной, торговой, таможенной и иных видов деятельности.
Представляется необходимым: организовать и институционально обозначить организационную структуру управления СТЗ и роль государства в регулировании ее развития; подготовить нормативно-правовое обеспечение деятельности порядка применения процедуры свободной таможенной зоны; сосредоточить ресурсное обеспечение (государства, частных инвесторов и т.д.) на контроле применения процедуры свободной таможенной зоны на территории свободных экономических зон.
В
этой связи общими условиями успешного
применения СТЗ могут стать: а) завершение
их институционально-
Проведенный анализ зарубежной практики применения СТЗ и регулирования предпринимательской деятельности в зонах с особым режимом хозяйствования позволяет утверждать:
1.Для
нормального применения СТЗ
2.Недопустимо
прямое использование мировой
модели создания зон. Ведь
В
Беларуси процесс функционирования
СЭЗ начался лишь декабре 1996 года,
когда были выделены средства и начала
формироваться администрация
Развитие СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, которые можно условно подразделить на глобальные и проблемы, связанные с функционированием конкретной СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие:
1. Имеет место точка зрения, что при создании СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы, и иностранный капитал рекой польется в страну, что позволит решить насущные проблемы региона и страны в целом. При этом часто упускается из вида необходимость разработки механизма функционирования каждой конкретной зоны, без чего достижение поставленных перед зоной целей и задач невозможно.
2.Отсутствует методика расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ. Подобная методика должна включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций, снижение доходов бюджета, связанное с предоставлением налоговых и таможенных льгот, и т. д.), доходов от функционирования СЭЗ (рост валютных поступлений, рост объемов экспортно-импортных операция, объем привлечения иностранных инвестиций, рост доходов в перспективе и т. д.), а также интегральных показателей эффективности.
В
то время как необходимость
Решение этих проблем будет, несомненно, способствовать процессу экономически эффективного создания и функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.
Еще одной отрицательной тенденцией в деятельности СЭЗ в РБ является снижение их инвестиционной привлекательности. Для быстрейшего решения столь актуальной проблемы совершенствования экономического механизма привлечения инвестиций в СЭЗ, прежде всего, необходимо выделить ключевые факторы, оказывающие негативное влияние на формирование инвестиционной привлекательности белорусских СЭЗ.
Первым
из этого ряда можно назвать фактор
недоверия международных
Недостаточно четко отработан механизм взаимодействия СЭЗ с внутренним рынком, что порождает проблему нездоровой конкуренции между резидентами и остальными национальными товаропроизводителями.
Не
снижается острота вопроса
Как следствие, в условиях льготного режима деятельности резидентов имеются лишь единичные случаи привлечения в СЭЗ стратегических инвесторов, реализующих масштабные инвестиционные проекты. Невысокий уровень инвестиционной активности в СЭЗ говорит и о необходимости концентрации усилий на создании для инвесторов оптимальных условий. Представляется необходимой разработка прогноза приоритетного развития СЭЗ, построенного как на соответствующих экономических показателях, так и на конкретных инвестиционных проектах и инвестиционных программах.
Развитость финансовой инфраструктуры выступает фактором, стимулирующим привлечение инвестиций в СЭЗ, поскольку существенно ускоряет процесс осуществления экспортно-импортных операций, что способствует росту товарооборота и накоплению прибыли для последующего реинвестирования.
Но, несмотря на это, есть определенные позитивные результаты финансово-хозяйственной деятельности СЭЗ: стабильный рост объемов производства, высокие финансовые результаты работы.
На основе международного опыта развития СТЗ и истории становления их в Беларуси, установлены основные проблемы, возникающие на пути формирования эффективной предпринимательской деятельности свободных таможенных зон в Беларуси:
1. В СТЗ Беларуси пока не созданы комфортные условия для иностранных специалистов, которые приедут туда работать по контракту.
2. Проблема, связанная с доведением сроков окупаемости инвестиций до сроков, характерных для развитых стран.
3 Проблема, связанная с обеспечением гарантий возврата инвестиций.
4.
Проблема, связанная с переработкой
экспортно-ориентированной
5
.Мировой опыт свидетельствует,
Мировой опыт показывает, что регион, в котором появилась свободная таможенная зона, сам по себе развиваться не начнет. Чтобы действительно имелся рывок вперед, нужно учесть множество условий.
Во-первых, не следует смешивать зоны, созданные для развития того или иного сектора экономики, с зонами социального плана, обязанными "вытянуть" отстающий регион.
Во-вторых,
необходимо уменьшить число
В-третьих, государство должно предоставлять льготы на длительный срок. В этом отношении примером проведения последовательного курса является Китай: даже неудачи отдельных зон здесь воспринимаются не как повод отказа от зон как таковых, а как досадный эпизод. Инвесторы это ценят.
Общие экономические проблемы оказывают непосредственное воздействие и на уровень зон с особой таможенной процедурой. Подготовка специалистов является ключевым вопросом в развитии свободных таможенных зон. Эту проблему планируется решить путем взаимодействия с ведущими вузами страны.
Другой проблемой является расширение перечня отраслей экономики, для поддержки которых создаются зоны с особой таможенной процедурой.
Для организации эффективно функционирующей зоны необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:
Информация о работе Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы