Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение состояния свободных таможенных зон Беларуси, проблем и перспектив в этой области, а также анализ таможенных преимуществ в функционировании свободных экономических зон.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Выявлена сущность таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
2. Дана характеристика свободных экономических зон в Республике Беларусь.
3. Обозначены проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………….………...…..3
ГЛАВА 1. Понятие и правовое регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны…………………………...……………………………..5
1.1 Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под эту процедуру………………………………………….....5
1.2 Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и их особенности…………………….....…7
1.3 Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны……………………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. Особенности применения процедуры свободной таможенной зоны в Республике Беларусь…………………………………………………….......9
2.1. Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободных экономических зон в Республике Беларусь……9
2.2 Характеристика свободных экономических зон как территорий применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ………………………….12
ГЛАВА 3. Роль свободных таможенных зон в белорусской экономике, и перспективы их развития………………………………………………………..18
3.1 Значение свободных таможенных зон в белорусской экономике…………..18
3.2. Проблемы и перспективы развития свободных таможенных зон в
Республике Беларусь……………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………….………….25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.54 Кб (Скачать)

     Основной  задачей СЭЗ «Могилев» является привлечение инвестиций для создания экспортно-ориентированных и высокотехнологичных  производств. Особый статус свободной экономической зоны обеспечивает благоприятные условия для привлечения капитала в экономику республики.[17]

     Подытоживая, можно сказать, что СЭЗ в Республике Беларусь создавались с 1996 по 2002 год, как правило, для стимулирования наукоемких, энергосберегающих технологий, а также экспорт ориентированных и импортозамещающих производств; там, где для этого существует развитая инфраструктура, в т.ч. социальная; в целях предоставления большей свободы предпринимательскому сектору с параллельным решением проблемы борьбы с высокой безработицей.

     Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:

     1. СЭЗ являются частью государственной территории Республики Беларусь и таможенной территории таможенного союза.

     2. Территория СЭЗ отличается от остальной территории Республики Беларусь тем, что на ней действует особый режим осуществления хозяйственной деятельности, в том числе предоставляются таможенные преференции:

  • Резиденты СЭЗ уплачивают только сбор за таможенное оформление товара;
  • 100% освобождение от таможенных платежей при ввозе на территорию СТЗ сырья, материалов, комплектующих, оборудования;
  • 100% освобождение от таможенных платежей при вывозе продукции собственного производства за пределы Республики Беларусь, либо при производстве импортозамещающей продукции.

     3. Роль свободных таможенных зон в белорусской 
экономике, и перспективы их развития

     3.1 Значение свободных  таможенных зон  в белорусской  экономике

     Следует учитывать тот мировой опыт, который  гласит, что основными причинами  низкой эффективности уже работающих зон являются: неправильный выбор территории их размещения; недостаточная подготовка «площадки» - слабый инвестиционный начальный толчок, отсутствовавшая или непрофессиональная предварительная экспертиза; наличие ненадлежащего качества производственной и социальной инфраструктуры в зоне; несистемное введение налоговых льгот; плохо отлаженный механизм функционирования СЭЗ; выпуск фирмами-резидентами неконкурентоспособной продукции; отсутствие экономической и политической стабильности в стране; сложное, недостаточное или неустойчивое национальное законодательство о СЭЗ; неконтролируемое развитие теневой экономики и др.

     В развивающихся странах целью  применения свободных таможенных зон  является экономический рост страны, более высокая степень индустриализации экономики, включение страны в международную  торговлю или в отдельные отрасли. При этом основным источником привлекаемого предпринимательского капитала в свободные таможенные зоны являются иностранные инвестиции, в основном в силу недостаточности национального капитала.

     Процедура свободной таможенной зоны должна применяться  и действовать на продуманных принципах. В частности представляется, что на территории, на которой планируется применить процедуру свободной таможенной зоны необходимо иметь подготовленную инфраструктуру, производственные площади, правовые условия осуществления производственной, торговой, таможенной и иных видов деятельности.

     Представляется  необходимым: организовать и институционально обозначить организационную структуру управления СТЗ и роль государства в регулировании ее развития; подготовить нормативно-правовое обеспечение деятельности порядка применения процедуры свободной таможенной зоны; сосредоточить ресурсное обеспечение (государства, частных инвесторов и т.д.) на контроле применения процедуры свободной таможенной зоны на территории свободных экономических зон.

     В этой связи общими условиями успешного  применения СТЗ могут стать: а) завершение их институционально-организационного и правового оформления, сохраняющего конкурентные преимущества; б) качественное улучшение инфраструктурного обеспечения, в) усиление госгарантий коммерческих и инвестиционных рисков участников ВЭД.

     Проведенный анализ зарубежной практики применения СТЗ и регулирования предпринимательской деятельности в зонах с особым режимом хозяйствования позволяет утверждать:

     1.Для  нормального применения СТЗ важно  не только четкое определение  целей и задач, но и наличие  целого ряда условий, реализация  которых может превратить зоны  в фактор экономического роста  через активизацию международного товарооборота, мобилизацию инвестиций и углубление экономических процессов.

     2.Недопустимо  прямое использование мировой  модели создания зон. Ведь почти  ни в одном государстве условия  и цели создания СТЗ не имеют  прямых аналогов в мировой  практике. Применение шаблонов и  негибких многовариантных подходов может привести не просто к низкой эффективности, но и дискредитировать саму идею создания свободной экономической зоны.

     В Беларуси процесс функционирования СЭЗ начался лишь декабре 1996 года, когда были выделены средства и начала формироваться администрация СЭЗ  “Брест”.

     Развитие  СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено  с рядом проблем, которые можно условно подразделить на глобальные и проблемы, связанные с функционированием конкретной СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие:

     1. Имеет место точка зрения, что при создании СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы, и иностранный капитал рекой польется в страну, что позволит решить насущные проблемы региона и страны в целом. При этом часто упускается из вида необходимость разработки механизма функционирования каждой конкретной зоны, без чего достижение поставленных перед зоной целей и задач невозможно.

     2.Отсутствует методика расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ. Подобная методика должна включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций, снижение доходов бюджета, связанное с предоставлением налоговых и таможенных льгот, и т. д.), доходов от функционирования СЭЗ (рост валютных поступлений, рост объемов экспортно-импортных операция, объем привлечения иностранных инвестиций, рост доходов в перспективе и т. д.), а также интегральных показателей эффективности.

     В то время как необходимость существования СЭЗ в Республике Беларусь редко вызывает сомнения, наличие подобных проблем позволяет усомниться в целесообразности создания и получении ожидаемого эффекта от той или иной СЭЗ. Так, например, мировой опыт показывает, что для того, чтобы привлечь $1 иностранных инвестиций в СЭЗ, необходимо вложить в развитие зоны около $4 собственных средств, а первоначальные затраты на одно рабочее место составляют $5 тысяч. На первых порах на это, как правило, расходуются бюджетные средства.

     Решение этих проблем будет, несомненно, способствовать процессу экономически эффективного создания и функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.

     Еще одной отрицательной тенденцией в деятельности СЭЗ в РБ является снижение их инвестиционной привлекательности. Для быстрейшего решения столь  актуальной проблемы совершенствования  экономического механизма привлечения  инвестиций в СЭЗ, прежде всего, необходимо выделить ключевые факторы, оказывающие  негативное влияние на формирование инвестиционной привлекательности  белорусских СЭЗ.

     Первым  из этого ряда можно назвать фактор недоверия международных деловых  кругов к неизменности и безусловному выполнению государственных гарантий правового статуса СЭЗ, прежде всего  льгот и преференций, предоставляемых иностранным инвесторам. Не направлена на оказание стимулирующего воздействия фискального фактора действующая система налоговых льгот.

     Недостаточно  четко отработан механизм взаимодействия СЭЗ с внутренним рынком, что порождает проблему нездоровой конкуренции между резидентами и остальными национальными товаропроизводителями.

     Не  снижается острота вопроса финансирования инженерной инфраструктуры на территории СЭЗ. Нехватка средств на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры препятствует обеспечению резидентов соответствующими коммуникациями, а также дальнейшему размещению своих предприятий.

     Как следствие, в условиях льготного  режима деятельности резидентов имеются  лишь единичные случаи привлечения  в СЭЗ стратегических инвесторов, реализующих масштабные инвестиционные проекты. Невысокий уровень инвестиционной активности в СЭЗ говорит и о необходимости концентрации усилий на создании для инвесторов оптимальных условий. Представляется необходимой разработка прогноза приоритетного развития СЭЗ, построенного как на соответствующих экономических показателях, так и на конкретных инвестиционных проектах и инвестиционных программах.

     Развитость  финансовой инфраструктуры выступает  фактором, стимулирующим привлечение инвестиций в СЭЗ, поскольку существенно ускоряет процесс осуществления экспортно-импортных операций, что способствует росту товарооборота и накоплению прибыли для последующего реинвестирования.

     Но, несмотря на это, есть определенные позитивные результаты финансово-хозяйственной деятельности СЭЗ: стабильный рост объемов производства, высокие финансовые результаты работы.

     3.2. Проблемы и перспективы  развития свободных таможенных зон в Республике Беларусь

     На  основе международного опыта развития СТЗ и истории становления  их в Беларуси, установлены основные проблемы, возникающие на пути формирования эффективной предпринимательской деятельности свободных таможенных зон в Беларуси:

     1. В СТЗ Беларуси пока не созданы комфортные условия для иностранных специалистов, которые приедут туда работать по контракту.

     2. Проблема, связанная с доведением  сроков окупаемости инвестиций  до сроков, характерных для развитых  стран. 

     3 Проблема, связанная с обеспечением  гарантий возврата инвестиций.

     4. Проблема, связанная с переработкой  экспортно-ориентированной продукции.

     5 .Мировой опыт свидетельствует,  что вместе со значительными  успехами в формировании и развитии предпринимательской деятельности в СЭЗ есть и неудачные попытки. Так, неэффективными попытками оказались СЭЗ, созданные в Польше и Индии. Анализируя данный опыт к самым распространенным недостаткам и просчетам можно отнести:

  • неправильный выбор месторасположения зоны;
  • неразвитость базовой инфраструктуры (отсутствие необходимого уровня путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного сообщения; недостаточный уровень развития телекоммуникаций и электроснабжение);
  • недостаточные институциональные связи между администрацией зоны и теми государственными учреждениями, которые причастны к созданию льготных режимов (такими, как, например, министерство финансов, таможенный комитет, министерство экономики и тому подобное).

     Мировой опыт показывает, что регион, в котором  появилась свободная таможенная зона, сам по себе развиваться не начнет. Чтобы действительно имелся рывок вперед, нужно учесть множество  условий.

     Во-первых, не следует смешивать зоны, созданные  для развития того или иного сектора  экономики, с зонами социального  плана, обязанными "вытянуть" отстающий  регион.

     Во-вторых, необходимо уменьшить число административных барьеров. И здесь излишняя централизация  помогает далеко не всегда.

     В-третьих, государство должно предоставлять  льготы на длительный срок. В этом отношении  примером проведения последовательного  курса является Китай: даже неудачи отдельных зон здесь воспринимаются не как повод отказа от зон как таковых, а как досадный эпизод. Инвесторы это ценят.

     Общие экономические проблемы оказывают  непосредственное воздействие и на уровень зон с особой таможенной процедурой. Подготовка специалистов является ключевым вопросом в развитии свободных таможенных зон. Эту проблему планируется решить путем взаимодействия с ведущими вузами страны.

     Другой  проблемой является расширение перечня  отраслей экономики, для поддержки  которых создаются зоны с особой таможенной процедурой.

     Для организации эффективно функционирующей  зоны необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:

  • активизации предпринимательской деятельности;
  • прибыльности предпринимательской инвестиционной активности;
  • конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;
  • достижения целей как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
  • единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);
  • обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.

Информация о работе Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы