Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение состояния свободных таможенных зон Беларуси, проблем и перспектив в этой области, а также анализ таможенных преимуществ в функционировании свободных экономических зон.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Выявлена сущность таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
2. Дана характеристика свободных экономических зон в Республике Беларусь.
3. Обозначены проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………….………...…..3
ГЛАВА 1. Понятие и правовое регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны…………………………...……………………………..5
1.1 Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под эту процедуру………………………………………….....5
1.2 Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и их особенности…………………….....…7
1.3 Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны……………………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. Особенности применения процедуры свободной таможенной зоны в Республике Беларусь…………………………………………………….......9
2.1. Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободных экономических зон в Республике Беларусь……9
2.2 Характеристика свободных экономических зон как территорий применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ………………………….12
ГЛАВА 3. Роль свободных таможенных зон в белорусской экономике, и перспективы их развития………………………………………………………..18
3.1 Значение свободных таможенных зон в белорусской экономике…………..18
3.2. Проблемы и перспективы развития свободных таможенных зон в
Республике Беларусь……………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………….………….25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.54 Кб (Скачать)

     3) операции, необходимые для сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств;

     4) операции, предусматривающие совершение  сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения  этими товарами;

     5) операции по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров;

     6) потребление товаров.

     Ввоз  товаров на территорию СЭЗ, на которой  применяется таможенная процедура  свободной таможенной зоны, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, а вывоз товаров с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляется с разрешения таможенного органа.

     Таможенные  органы вправе осуществлять идентификацию  товаров, ввозимых на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

     Резидент  ведет учет товаров, помещенных под  таможенную процедуру свободной  таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах таможенному органу.

     Любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны отражаться в учетных документах. [13]

    1. Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны

     Действие  таможенной процедуры свободной  таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением таких товаров и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита;

     Действие  таможенной процедуры свободной  таможенной зоны должно быть завершено:

     1) при прекращении функционирования СЭЗ или принятии решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ, на которой применялась таможенная процедура свободной таможенной зоны;

     2) при утрате лицом, поместившим товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса резидента;

     3) для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны;

     4) при передаче резидентом прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному лицу. [13]

     Можно сделать вывод, что таможенная процедура  свободной таможенной зоны детально описана в Соглашении по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны стран-участниц Таможенного союза от 18.06.2010. Там оговорены все вопросы, касающиеся содержания таможенной процедуры свободной таможенной зоны, условий помещения товаров под эту процедуру, операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и их особенностей, а также завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

  1. Особенности применения процедуры свободной таможенной зоны в Республике Беларусь

     2.1. Особенности применения  таможенной процедуры  свободной таможенной зоны на территории свободных экономических зон в Республике Беларусь

     Таможенная  процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории СЭЗ или на части ее территории.

     Территория  СЭЗ является частью таможенной территории таможенного союза.

     Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой  применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

     На  территории СЭЗ могут размещаться  и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары таможенного союза, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.

     Территория  СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля.

     Таможенный  контроль на территории СЭЗ, на которой  применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

     Территория  СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, должна быть обустроена в целях проведения таможенного контроля.

     Требования  к обустройству территории СЭЗ, на которой  применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях проведения таможенного контроля, включая требования по ограждению, оснащению системой видеонаблюдения периметра такой территории, определяются в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

     Обеспечение контрольно-пропускного режима на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, включая определение порядка доступа лиц на такую территорию, осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

     Что касается таможенного регулирования  в свободных экономических зонах, то существуют следующие таможенные льготы при вывозе товаров за пределы территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ:

  • 100% освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе готовой продукции за пределы СТЗ на таможенную территорию таможенного союза, в случае признания готовой продукции товаром таможенного союза (осуществляется до 01.01.2017 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 01.01.2012);
  • 100% освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (по сырью, помещенному ранее под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, процедуру) при вывозе готовой продукции за пределы таможенной территории таможенного союза в случае несоответствия ее критериям достаточной переработки.

     С 6 июля 2010 года на территории Республики Беларусь применяется Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

     Декларантом таможенной процедуры свободной  таможенной зоны может выступать  только резидент свободной экономической  зоны, который будет осуществлять хранение, использование и (или) операции переработки иностранных товаров в определенной для такого резидента свободной таможенной зоне.

     Для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны декларант дополнительно представляет в таможенный орган документы, свидетельствующие, что он является резидентом свободной экономической зоны и для него определена свободная таможенная зона, в которой будут осуществляться хранение, использование и (или) операции переработки иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.

     По  условиям Соглашения резиденты свободных  экономических зон могут ввозить  на территорию СЭЗ, на которой действует  процедура свободной таможенной зоны, иностранные товары, необходимые для целей реализации инвестиционного проекта, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. До 1 января 2017 года на резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 1 января 2012 года, распространяются следующие положения Соглашения:

  • продукция резидентов СЭЗ, изготовленная с использованием иностранных товаров, и признанная в установленном порядке товаром таможенного союза, вывозится на остальную территорию таможенного союза продукции без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • продукция резидентов СЭЗ, изготовленная с использованием иностранных товаров и не признанная в установленном порядке товаром таможенного союза, вывозится на остальную территорию таможенного союза с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов со стоимости импортной составляющей;
  • продукция резидентов СЭЗ, изготовленная с использованием иностранных товаров, и признанная в установленном порядке товаром таможенного союза, вывозится за пределы таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, но с уплатой вывозных таможенных пошлин (если на вывозимый товар установлена ставка вывозной таможенной пошлины в соответствии с законодательством);
  • продукция резидентов СЭЗ, изготовленная с использованием иностранных товаров и не признанная в установленном порядке товаром таможенного союза, вывозится за пределы таможенного союза без уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин, налогов.

     С 1.01. 2017 года вся продукция резидентов СЭЗ, изготовленная с использованием иностранных товаров, приобретает статус иностранных товаров и при вывозе на остальную территорию таможенного союза облагается ввозными таможенными пошлинами и налогами. За пределы таможенного союза продукция вывозится без уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин, налогов.[13]

     Свободная таможенная зона как территория, на которой действует таможенная процедура свободной таможенной зоны, создается по решению Президента Республики Беларусь, принимаемому по представлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

     Порядок рассмотрения обращения о создании свободной таможенной зоны определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

     Обращение о создании свободной таможенной зоны должно включать технико-экономическое  обоснование необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития.

     Президент Республики Беларусь вправе отменить решение о создании свободной  таможенной зоны, если ее функционирование не соответствует требованиям таможенного Кодекса, либо требованиям законодательных актов Республики Беларусь о такой зоне. В случае отмены указанного решения свободная таможенная зона должна быть ликвидирована в течение шести месяцев с момента принятия решения об отмене.[15]

     Свободные зоны обычно создаются в районах  с соответствующими географическими преимуществами. Территория свободной таможенной зоны подлежит ограждению, а ее входы и выходы находятся под таможенным контролем. Свободные таможенные зоны создаются на территории свободных экономических зон.

     2.2 Характеристика свободных  экономических зон  как территорий  применения таможенной  процедуры свободной  таможенной зоны

     В Республике Беларусь существует 6 свободных  экономических зон. Все эти СЭЗ являются комплексными зонами, каждая из которых включает производственную, экспортную и свободную таможенную зону. Основная цель создания СЭЗ в республике – привлечение иностранных инвестиций в инновационную сферу. На территории зон установлен льготный режим регулирования хозяйственных, таможенных, валютных, налоговых отношений.

     Основным  документом, регламентирующим порядок  и условия применения таможенного законодательства для резидентов свободных экономических зон, является Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.

     Для каждого резидента СЭЗ по его  заявлению, решением администрации  СЭЗ по согласованию с Государственным  таможенным комитетом Республики Беларусь определяются пределы свободной  таможенной зоны, определение СТЗ  производится в соответствии с Положением о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66.[4]

Информация о работе Свободные таможенные зоны Беларуси: состояние, проблемы, перспективы