Сущность и технология таможенного контроля за валютой
Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа
Краткое описание
Целью исследования является анализ таможенного контроля за валютой, перемещаемой через таможенную границу РФ.
Оглавление
Содержание Введение……………………………………………………………………………..4 1. Понятие и виды валюты и валютных ценностей………………………..……6 1.1 Валютный контроль: понятие, цели, структура………………………..….9 2. Валютный контроль за бартерными и смешанными сделками…………….16 2.1 Валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров…………………………………………………………………………….18 2.2 Валютный контроль за платежами по импортным операциям…………22 2.3. Общий перечень документов для оформления валютных операций…….25 Заключение………………………………………………………………………..30 Список литературы………………………………………………………………33 Глоссарий…………………………………………………………………………35
ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности"
от 13.10.95 №157-ФЗ определяет основы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности,
порядок её осуществления российскими
и иностранными лицами, права, обязанности
и ответственность органов государственной
власти РФ и органов государственной
власти субъектов РФ в области
внешнеторговой деятельности.
Указы Президента,
распоряжения Правительства, Приказы
и Инструкции органов валютного
контроля (Инструкция ЦБ и ГТК №86-И
и № 01-23/26541 "О порядке осуществления
валютного контроля за поступлением
в РФ выручки от экспорта товаров"
от 13.10.99 г.; Инструкция ЦБ и ГТК №91-И и №01-11/28644
"О порядке осуществления валютного
контроля за обоснованностью платежей
в иностранной валюте за импортируемые
товары" от 04.10.2000; Указ Президента №1209
от 18.08.96 "О государственном регулировании
внешнеторговых бартерных сделок")
Целью валютного
контроля является обеспечение соблюдения
валютного законодательства при
осуществлении валютных операций.
Основными направлениями
валютного контроля являются:
а) определение
соответствия проводимых валютных операций
действующему законодательству и наличия
необходимых для них лицензий
и разрешений;
б) проверка выполнения
резидентами обязательств в иностранной
валюте перед государством, а также
обязательств по продаже иностранной
валюты на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации;
в) проверка обоснованности
платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты
и объективности учета и отчетности
по валютным операциям, а также по
операциям нерезидентов в валюте
Российской Федерации.
Субъектами валютного
контроля в РФ являются юридические
и физические лица, которые подразделяются
на резидентов и нерезидентов. Объектами
валютного контроля являются валюта
РФ, ценные бумаги в валюте РФ, валютные
операции с валютными ценностями
(природными драгоценными камнями, драгоценными
металлами, иностранной валютой, ценными
бумагами в иностранной валюте).
Валютный контроль
в Российской Федерации осуществляется
органами валютного контроля и их
агентами.
Органами валютного
контроля в Российской Федерации
являются Центральный банк РФ, а
также правительство РФ в лице
таких органов, как Министерство
финансов РФ, Государственный таможенный
комитет РФ, правоохранительные органы.
Агентами валютного
контроля являются организации, которые
в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации могут
осуществлять функции валютного
контроля. К агентам валютного
контроля в настоящее время отнесены
уполномоченные банки, иные небанковские
кредитные организации, имеющие
лицензии на осуществление валютных
операций.
Уполномоченные
банки являются агентами валютного
контроля, подотчетными Центральному
банку Российской Федерации.
Центральный Банк
РФ согласно Закону РФ "О ЦБ РФ (Банке
РФ)" выполняет следующие функции:
- осуществляет
валютное регулирование, включая
операции по покупке и продаже
иностранной валюты;
- определяет
порядок осуществления расчетов
с иностранными государствами;
- организует
и осуществляет валютный контроль
как непосредственно, так и
через уполномоченные банки (агенты
валютного контроля),
- устанавливает
условия открытия и ведения уполномоченными
банками счетов резидентов в иностранной
валюте, устанавливает порядок открытия
счетов резидентов в иностранной валюте
за пределами РФ.
Территориальные
учреждения ЦБ также являются органами
валютного контроля (Главные управления,
Национальные банки) и управомочены
осуществлять большинство функций в области
валютного контроля. Однако часть функций
(например, издание нормативных актов,
выдача большинства видов лицензий) находится
в исключительной компетенции Банка РФ.
Органы валютного
контроля в пределах своей компетенции
издают нормативные акты, обязательные
к исполнению всеми резидентами и нерезидентами
в Российской Федерации.
Органы и агенты
валютного контроля в пределах своей
компетенции:
- осуществляют
контроль за проводимыми в
Российской Федерации резидентами
и нерезидентами валютными операциями,
за соответствием этих операций
законодательству, условиям лицензий
и разрешений, а также за соблюдением ими
актов органов валютного контроля;
- проводят проверки
валютных операций резидентов
и нерезидентов в Российской
Федерации;
- определяют
порядок и формы учета, отчетности
и документации по валютным
операциям резидентов и нерезидентов.
Министерство
финансов РФ контролирует, в частности:
- соблюдение
резидентами и нерезидентами
законодательства России и ведомственных
нормативных актов, регулирующих
осуществление валютных операций,
и выполнение резидентами обязательств
перед государством в иностранной
валюте;
- осуществляет
контроль за полнотой поступления в установленном
порядке средств в иностранной валюте
по внешнеэкономическим операциям; участвует
в ведении контроля за соблюдением порядка
квотирования и лицензирования экспорта
товаров и услуг;
- контролирует
эффективность использования кредитов
в иностранной валюте, предоставляемых
Российской Федерации на основе
международных договоров и соглашений,
осуществляет иные функции, связанные
с валютным и экспортным контролем.
Государственный
таможенный комитет как орган
валютного контроля в соответствии
со ст. 199 Таможенного кодекса Российской
Федерации, а иные таможенные органы
как агенты валютного контроля, осуществляют
валютный контроль за перемещением лицами
через таможенную границу валюты
Российской Федерации, ценных бумаг
в валюте Российской Федерации, валютных
ценностей, а также за валютными
операциями, связанными с перемещением
через границу товаров и транспортных
средств.
Должностные лица
органов и агентов валютного
контроля в пределах компетенции
этих органов имеют право:
а) проверять
все документы, связанные с осуществлением
ими функций валютного контроля,
получать необходимые объяснения, справки
и сведения по вопросам, возникающим
при проверках, а также изымать документы,
свидетельствующие о нарушениях в сфере
валютного законодательства;
б) приостанавливать
операции по счетам в уполномоченных
банках в случае непредставления упомянутых
в настоящей статье документов и информации;
в) приостанавливать
действие или лишать резидентов, включая
уполномоченные банки, а также нерезидентов
лицензий и разрешений на право осуществления
валютных операций;
г) другие права,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
В случае нарушения
предприятиями, банковскими и иными
финансовыми учреждениями валютного
законодательства и нормативных
актов Центрального банка РФ резиденты,
включая уполномоченные банки, а
также нерезиденты несут ответственность
в виде взыскания в доход государства
всего полученного по недействительным
сделкам или взыскания в доход
государства необоснованно приобретенного
не по сделке, а в результате незаконных
действий.
За нарушение
правил учета и отчетности по валютным
сделкам, непредставление органам
валютного контроля документов и
информации резиденты и нерезиденты
могут быть оштрафованы в пределах
суммы, которая не была учтена, была
учтена ненадлежащим образом или
по которой документация и информация
не были представлены в установленном,
порядке.
При повторном
нарушении названных ранее правил,
а также за невыполнение или ненадлежащее
выполнение предписаний органов
валютного контроля у резидентов,
включая уполномоченные банки, и
у нерезидентов Центральным банком
РФ взыскиваются в доход государства
суммы, полученные по недействительным
сделкам, а также штрафы в пределах
пятикратного размера этих сумм; приостанавливается
действие или лишаются лицензий резиденты
и нерезиденты.
Должностные лица
юридических лиц-резидентов, и юридических
лиц-нерезидентов, виновные в нарушении
валютного законодательства, несут уголовную,
административную и гражданско-правовую
ответственность.
2. Валютный контроль
за бартерными и смешанными
сделками
Регулируется
Указом Президента №1209 от 18.08.96 "О
государственном регулировании
внешнеторговых бартерных сделок"
и Постановление Правительства
№1300 от 31.01. 96 " О мерах государственного
регулирования внешнеторговых бартерных
сделок, Приказ ГТК №110 от 11.03.97 "Об
особенностях осуществления таможенного
контроля и оформления, перемещения
через таможенную границу РФ при
совершении внешнеторговых бартерных
сделок".
Внешнеторговые
бартерные сделки предусматривают
обмен эквивалентными по стоимости
товарами, работами, услугами, результатами
интеллектуальной деятельности. При
таможенном оформлении в ГТД отражается
только стоимость перемещаемых товаров.
Оценка стоимости работ, услуг и
результатов интеллектуальной деятельности,
а также контроль за их соответствием
стоимости отгруженных товаров до настоящего
времени не осуществлялись. Кроме того,
бартерными договорами может быть предусмотрена
частичная или полная оплата денежными
средствами, включая расчёты в иностранной
валюте, стоимости передаваемых по таким
договорам товаров.
Российские лица,
заключающие бартерную сделку обязаны:
- обеспечить
ввоз на территорию РФ эквивалентных
по стоимости товаров, работ
и т.д. в сроки, установленные
для текущих валютных операций
(90 дней);
- документально
подтвердить факт ввоза товаров
на территорию РФ;
- получить разрешение
в Минторге в случае превышения сроков
ввоза товаров или выполнения иностранным
лицом обязательств способом, предусматривающим
расчёт в денежных средствах, в случае
изменения условий договора на условия,
предусматривающие денежные расчёты,
обеспечить возврат денежных средств
на свои счета в уполномоченном банке.
Российское лицо
должно оформить паспорт сделки до
момента таможенного оформления товаров,
вывозимых из РФ.
В таможенный орган представляются: договор,
паспорт сделки и приложения к нему, оригинал
ГТД, лицензия ЦБ и другие. Таможенный
орган рассматривает данные документы,
проверяет правильность заполнения и
соответствие данных.
Основания для
отказа в таможенном оформлении:
- несоответствие
сведений паспорта сделки со
сведениями других документов;
- предоставление
договора с нарушениями требований;
составление с нарушениями требований;
- предоставление
договора в Минторг на иностранном
языке без перевода, удостоверенного российским
лицом;
- отсутствие
разрешения Минторга, выдаваемого при
нарушении сроков.
Паспорт бартерной
сделки - это документ контроля и
учёта бартерной сделки, совершаемой
российским лицом в соответствии
с заключёнными договорами. Оформляется
отдельно по каждому заключённому договору,
подлежит переоформлению при изменении
договора. За оформление взимается
плата в установленном порядке,
в т.ч. за переоформление. Оформляется
уполномоченным Минторга в регионе заявителя,
если сумма бартерной сделки превышает
5 млн. $ - уполномоченным Минторга по центральному
району. Уполномоченный Минторга проводит
регистрацию документов и их проверку,
принимает решение: либо оформляет паспорт
бартерной сделки, либо отказывает в оформлении.
Порядок заполнения паспорт бартерной
сделки: Номер паспорта бартерной сделки
- 3/ХХХХХХХХ/ХХХ/ХХХХХХХХХХ, где 3 - бартер/
код ОКПО уполномоченного Минторга в регионе/номер
переоформленного паспорта бартерной
сделки / 2 цифры - 00, 3-я - последняя цифра
текущего года, 4-6 - номер печати уполномоченного
Минторга в регионе, последние четыре
- регистрационный номер паспорта бартерной
сделки. В паспорте бартерной сделки указывается
реквизиты уполномоченного Минторга России
(наименование, адрес); реквизиты рос лица
(наименование, ИНН, код ОКПО, адрес); реквизиты
иностранного лица (наименование, страна,
адрес); реквизиты и условия договора (номер,
дата, сумма договора, валюта цены, код
валюты цены, последняя дата, форма расчётов,
срок встречной поставки); разрешение
Минторга (номер, отсрочка, дата); подписи
уполномоченных лиц: от уполномоченного
Минторга и от российского лица; особые
отметки.
К паспорту бартерной сделки имеется приложение,
в котором указываются (на экспорт и импорт):
наименование товара, ед. измерения, количество,
цена за единицу, стоимость, базисное условие
поставки.