Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:18, курсовая работа
Одним из важнейших институтов таможенного права Российской Федерации является таможенный режим, которым обуславливается порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 22) все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом.
Введение
1. Понятие таможенного режима. Виды таможенных режимов. Их характеристика
1.1 Понятие, назначение и сущность таможенного режима
1.2 Основные таможенные режимы. Их характеристика
1.3 Экономические таможенные режимы. Их характеристика
1.4 Завершающие и специальные таможенные режимы
2. Виды обеспечения таможенных режимов
2.1 Правовое обеспечение таможенных режимов
2.2 Экономическое обеспечение таможенных режимов
2.3 Организационное обеспечение таможенных режимов
3. Проблемы и перспективы обеспечения таможенных режимов
Заключение
Список использованных источников
Требование гарантий соблюдения таможенного режима - право, но не обязанность таможенного органа. Представляется, что такое право должно реализовываться таможенным органом не повсеместно и не бессистемно, а строго на основе анализа рисков, с учетом заявляемого таможенного режима, благонадежности лица, помещающего товары под таможенный режим, его деловой репутации, частоты перемещения, категории товара, размера товарной партии и т.д. Кроме того, необходимо учитывать положение п. 2 ст. 337 ТК РФ, в соответствии с которым обеспечение уплаты таможенных платежей не представляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составляет менее 20 тыс. руб., а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены. Вопрос о необходимости предоставления гарантии соблюдения таможенного режима решается таможенным органом на этапе выпуска товаров, что исключает требование такого обеспечения впоследствии, на стадии использования таможенного режима. Обеспечивая соблюдение таможенного законодательства в части применения таможенных режимов, ТК РФ одновременно значительно усиливает административные барьеры на пути к осуществлению внешнеэкономической деятельности по сравнению с прежним Кодексом и создает возможность для неравного положения участников такой деятельности. Таможенное право : учеб. для вузов / С.В. Халипов. - М.: Зерцало М, 2004. - 240 с.
Таким образом, создание и принятие нормативно-правовых источников в целях обеспечения функционирования таможенных режимов и установление ответственности за их нарушение, отраженной в КоАП, УК и др., позволяет эффективно применять на практике таможенные режимы и регулировать таможенные правоотношения, возникающие по их поводу.
2.2 Экономическое обеспечение таможенных режимов
Наряду с возможностью применения мер административной ответственности ТК РФ вводит новый для таможенного законодательства институт гарантий соблюдения таможенного режима. Этот институт основан на положении ст. 88 ТК ЕС, в соответствии с которым таможенные органы могут обусловить выдачу разрешения на помещение товаров под режим с освобождением от таможенных платежей предоставлением обеспечения, гарантирующего уплату таможенного долга, который может возникнуть в отношении данных товаров. Данный вид обеспечения получил название экономическое обеспечение таможенных режимов. Особую роль играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации/ А.Н. Козырин. - М.: Изд-во Проспект, 2004. - 736 с.
Основной формой гарантии соблюдения таможенного режима служит предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которое согласно ст. 337 ТК РФ может требоваться, в том числе в случаях условного выпуска товаров. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым иным лицом в пользу указанного лица. Размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных платежей, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения (если обеспечивается соблюдение таможенного режима, предполагающего нахождение товаров на таможенной территории РФ) или при их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (если обеспечение предоставляется в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ). Обеспечение уплаты таможенных платежей / О.Г. Бадулин // Право и экономика. - 2004. - N 7. - С. 60-64.
Обеспечение уплаты таможенных платежей может осуществляться следующими способами:
- залогом товаров и иного имущества;
- банковской гарантией (принимается гарантия, выданная банком, входящим в перечень банков, выступающих гарантами перед таможенными органами);
- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); - поручительством;
- страхованием (в случаях установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью). Распоряжение ГТК РФ от 09.12 2003 г. N 666-р «Об утверждении инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите».
ТК РФ определил, что вид обеспечения уплаты таможенных платежей выбирает сам декларант. Таможенные органы не имеют право требовать предоставления определенного вида обеспечения либо отказывать в принятии определенного вида обеспечения, за исключением случаев, если таможенный орган не обладает компетенцией на принятие решения о применении конкретного способа обеспечения.
Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей установлен распоряжением ГТК РФ от 29.10.2003 № 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей". Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей, его способы и размеры установлены главой 31 ТК РФ. Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей с использованием залога разъяснен письмом ГТК РФ от 10.03.2004 № 01-06/8481 "О заключении договоров залога".
По общему правилу (статья 337 ТК РФ) возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств. Следует отметить, что требование таможенного органа о предоставлении гарантий надлежащего исполнения лицом своих обязанностей в виде обеспечения уплаты таможенных платежей является правом, а не обязанностью таможенного органа. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 337 ТК РФ обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены. При реализации данного положения таможенные органы руководствуются, в первую очередь, сведениями о законопослушности лица, отсутствии задолженностей по уплате таможенных платежей, "стажа" лица в части внешнеторговой деятельности. Обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется во всех случаях, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составляет менее 20 тысяч рублей. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 280 с.
В ТК РФ законодатель определяет самые общие параметры режима обеспечения уплаты таможенных платежей:
а) перечислены основные случаи, когда должна быть обеспечена уплата таможенных платежей:
- предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
- условный выпуск товара;
- перевозка и (или) хранение иностранных товаров;
- осуществление деятельности в области таможенного дела (деятельность в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных брокеров);
б) определены случаи, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не представляется:
- сумма подлежащих уплате таможенных платежей, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб.;
- таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены;
Отметим, что подобная формулировка наделяет таможенные органы огромными дискреционными полномочиями (т.е. полномочиями, реализуемыми по собственному усмотрению) и вряд ли является оправданной.
в) определен круг лиц, которые могут производить обеспечение уплаты таможенных платежей:
- лица, ответственные за уплату таможенных платежей;
- любое иное лицо, действующее в пользу лица, ответственного за уплату таможенных платежей;
г) определен общий порядок возврата обеспечения уплаты таможенных платежей:
Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.
Осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика обусловлено обеспечением уплаты таможенных платежей. Размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении этих видов деятельности не могут быть менее: 50 миллионов рублей для таможенного брокера; 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа; 2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа; 20 миллионов рублей для таможенного перевозчика.
Широкое использование банковских гарантий в таможенном деле объясняется их высокой надежностью и быстротой реализации. Исходя из сложившейся практики удовлетворение требования бенефициара должно быть произведено в срок, не превышающий 3 - 5 рабочих дней. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов предусмотрено как в НК РФ (ст. 74), так и в ТК РФ (ст. 346). Договор поручительства определяется в ГК РФ (ст. 361) как обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или частично.
Таким образом, экономическое обеспечение таможенных режимов, которое заключается при использовании таможенных режимов в применении обеспечения уплаты таможенных платежей, является гарантией выполнения своих обязательств участниками внешнеэкономической деятельности и способствует снижению риска по нанесению ущерба бюджету страны и экономики в результате неуплаты таможенных пошлин или другого нарушения таможенного законодательства.
2.3 Организационное обеспечение таможенных режимов
К числу форм гарантий соблюдения таможенного режима относится также организационное обеспечение таможенных режимов, а в частности представление обязательства об обратном вывозе товара, что имеет значение для таможенных режимов, действие которых завершается вывозом товаров с таможенной территории РФ (временный ввоз, международный таможенный транзит, реэкспорт). Применительно к таможенному режиму временного ввоза это полномочие таможенных органов содержится дополнительно в п. 2 ст. 210 ТК РФ, в соответствии с которым таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, представления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, в том числе представления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров. Становление и развитие основных элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела: (историко-правовой аспект) / Р. А. Марченко // История государства и права. - 2007. - N 3. - С. 24-26.
Представляется, что такое обязательство может требоваться только у лица, помещающего товары под таможенный режим, но не у таможенного брокера: последний не имеет в отношении декларируемых товаров прав имущественного характера и не обладает надлежащими полномочиями для того, чтобы обязываться о будущем вывозе товаров.
Вместе с тем статус такого обязательства в контексте иных положений ТК РФ не совсем понятен. Так, юридический факт помещения товаров под таможенный режим фиксируется в момент выпуска товара и сам по себе возлагает на лицо обязанность по соблюдению таможенного режима, в том числе по его завершению одним из предусмотренных способов. Таким образом, обязанность вывезти временно ввезенные товары или товары, выпущенные в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, возникает на основании требования закона и не требует дополнительного документального подкрепления. Неисполнение указанной обязанности является противоправным независимо от наличия либо отсутствия рассматриваемого обязательства. С другой стороны, если закон допускает альтернативный способ завершения таможенного режима, оснований требовать его завершения именно вывозом товаров на основании данного обязательства не имеется. Приказ ГТК РФ № 1388 от 04.12.03. «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза».
Перечень гарантий соблюдения таможенного режима не является исчерпывающим. В качестве иных гарантий можно назвать такие меры, как:
- таможенное сопровождение;
- определение маршрутов перевозки, которые на основании ст. 169 ТК РФ могут применяться к товарам, перевозимым по таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита;
- идентификация товаров и транспортных средств, помещенных под таможенный режим (ст. 390 ТК РФ).
Идентификация широко используется как форма обеспечения многих таможенных режимов, особенно основных и экономических, например, для всех видов переработки, при экспорте, международном таможенном транзите. Идентификация для этих режимов, как правило, является условием помещения под таможенный режим. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 280 с.
Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
- идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в ст. 6 Федерального закона «Об экспортном контроле»;
- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
- таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 18.07.2005) «Об экспортном контроле».
Для идентификации вывезенных или ввезенных обратно товаров в продуктах их переработки, при международном таможенном транзите и в других случаях используются следующие способы, если эти способы применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров: