Таможенные режимы, их роль и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является теоретический анализ таможенных режимов как правовых категорий и практики их правоприменения.
В ходе достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть основные задачи таможенной политики.
2. Представить классификации таможенных режимов.
3. Раскрыть содержание отдельных видов таможенных режимов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы таможенной политики 5
1.1 Задачи таможенной политики 5
2.2 Классификации таможенных режимов 6
Глава 2. Характеристика основных таможенных режимов 10
2.1 Выпуск для внутреннего потребления 10
2.2 Экспорт 11
2.3 Таможенный транзит 13
2.4 Переработка на таможенной территории 14
2.5 Переработка для внутреннего потребления 15
2.6 Переработка вне таможенной территории 17
2.7 Временный ввоз 18
2.8 Таможенный склад 20
2.9 Реимпорт 21
2.10 Реэкспорт 23
2.11 Уничтожение 25
2.12 Отказ в пользу государства 26
2.13 Временный ввоз 27
2.14 Беспошлинная торговля 28
2.15 Перемещение припасов 30
2.16 Свободный склад 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы таможенной политики 5

1.1 Задачи таможенной политики 5

2.2 Классификации таможенных режимов 6

Глава 2. Характеристика основных таможенных режимов 10

2.1 Выпуск для внутреннего потребления 10

2.2 Экспорт 11

2.3 Таможенный транзит 13

2.4 Переработка на таможенной территории 14

2.5 Переработка для внутреннего потребления 15

2.6 Переработка вне таможенной территории 17

2.7 Временный ввоз 18

2.8 Таможенный склад 20

2.9 Реимпорт 21

2.10 Реэкспорт 23

2.11 Уничтожение 25

2.12 Отказ в пользу государства 26

2.13 Временный ввоз 27

2.14 Беспошлинная торговля 28

2.15 Перемещение припасов 30

2.16 Свободный склад 32

Заключение 33

Список использованной литературы 35

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Таможенный режим является одним из видов административно-правовых режимов и важнейшим институтом таможенного права РФ. Согласно п. 12 ст. 18 ТК РФ «таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей». Вместе с тем необходимо отметить, что таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его назначения, условия нахождения его на таможенной территории либо вне ее, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар. Он определяет пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами, ввезенными на территорию Российской Федерации, следующими транзитом или вывозимыми за ее пределы.

В ранее действовавшем союзном  Таможенном кодексе было всего три  режима. Увеличение числа таможенных режимов соответствует сложившейся  международной практике осуществления  внешнеэкономических операций, перемещения  товаров через границы отдельных  государств. На формирование таможенного  законодательства России огромное влияние  оказывает стремление присоединения  страны к Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим, имеет  место постоянное совершенствование  таможенного регулирования внешнеэкономической  деятельности. Значение такого регулирования  особо возросло в современных  условиях, так как активно меняется структура товарооборота, растет заинтересованность в унификации таможенного законодательства в разных странах. Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.

Целью настоящей работы является теоретический анализ таможенных режимов как правовых категорий и практики их правоприменения.

В ходе достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Рассмотреть основные задачи таможенной политики.

2. Представить классификации таможенных режимов.

3. Раскрыть содержание отдельных видов таможенных режимов.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе таможенного регулирования.

Предметом исследования являются роль и содержание таможенных режимов.

Метод исследования – анализ опубликованных материалов.

Изученность. На уровне исследования таможенного законодательства, изучались работы Бахрах, Д.Н., Габричидзе Б.Н., Козырина А.Н. и др. в которых раскрывается юридическая сторона функционирования существующих видов таможенных режимов, исследуются особенности и условия их применения на практике.

В современной  литературе таможенные режимы рассматриваются  преимущественно как разновидность  административно-правовых режимов. Авторы учебных пособий по таможенному  праву при рассмотрении вопросов применения таможенных режимов в  большинстве случаев ограничиваются изложением положений, закрепленных в  Таможенном кодексе РФ и в иных нормативных правовых актах по таможенному  делу.

 Изучение  монографических и иных научных  публикаций позволяет сделать  вывод о том, что исследуемая  проблематика недостаточно разработана  в отечественной литературе, что  и обусловило актуальность данной темы.

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1.Теоретические основы таможенной политики

1.1 Задачи таможенной  политики

 

Классификация и содержание таможенных режимов подчинены задачам и целям таможенной политики Российской Федерации. Реализация таможенной политики направлена на выполнение двух групп целей.

Экономические. В их числе: чисто фискальные (то есть пополнение доходной части бюджета страны) и регулятивные. Свое регулирующие воздействие на экономику таможенный механизм оказывает таможенными тарифами (методами косвенного руководства), а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта (методами прямого, административного руководства).

Защитные, то есть обеспечение экономической, санитарной безопасности страны, защита общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей.

Товары попадают под таможенный режим при их ввозе с момента  пересечения таможенной границы  РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с  момента их размещения в зоне таможенного  контроля. Таможенное оформление влечет прекращение действия таможенных правил в отношении конкретных товаров  и транспортных средств. Это происходит в момент их выпуска для свободного обращения.

Важнейшими компонентами общего таможенного режима являются1:

  • Меры экономической политики, т.е. административное воздействие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничений, что предполагает лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов регулирования экономических процессов;
  • Таможенное оформление;
  • Таможенные платежи;
  • Таможенный контроль;
  • Правила пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным режимом.

2.2 Классификации таможенных режимов

 

В зависимости от содержания обязанностей можно различать следующие разновидности общего таможенного режима:

  • Льготный (перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей, экспортно-импортные операции на основе международных соглашений и др.);
  • обычный;
  • усиленный (стратегических товаров, культурных ценностей, валюты и др.).

Общий таможенный режим по признаку объекта делится на три вида режимов:

    1. режимы товаров;
    2. режимы транспортных средств;
    3. режимы валюты и валютных ценностей.

Таможенный  кодекс РФ в ст. 23 содержит общий перечень видов таможенных режимов товаров и транспортных средств:

1. Выпуск  для свободного обращения.

2. Реимпорт.

3. Транзит.

4. Таможенный  склад.

5. Магазин  беспошлинной торговли.

6. Переработка  на таможенной территории.

7. Переработка  под таможенным контролем.

8. Временный  ввоз (вывоз).

9. Свободная  таможенная зона.

10. Свободный  склад.

11. Переработка вне таможенной территории.

12. Экспорт.

13. Реэкспорт.

14. Уничтожение.

15. Отказ  в пользу государства.

Перечень  таможенных режимов не является исчерпывающим:

Правительству Российской Федерации и Государственному таможенному комитету предоставлено право устанавливать иные таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным кодексом (ст. 24). Правительство Российской Федерации ввело своим постановлением еще два таможенных режима:

16. Вывоз  товаров для представительств  РФ за рубежом.

17. Вывоз  отдельных товаров в государства  – бывшие республики СССР

Правилам, закрепляющим содержание каждого  режима, посвящены отдельные –  с 4 по 17 – главы ТК РФ. В дополнение к ним Государственный Таможенный комитет Российской Федерации издал  специальные акты, регламентирующие детально наиболее применяемые участниками  внешнеэкономической деятельности режимы.

Все названные  выше режимы по направлению перемещения товаров делятся на три группы2:

  1. Экспортные (экспорт, переработки товаров под таможенным контролем);
  2. Импортные (выпуск для свободного обращения, магазин беспошлинной торговли, уничтожение товаров, отказ в пользу государства);
  3. Смешанные, экспортно-импортные (таможенный склад, временный ввоз (вывоз), транзит, свободная таможенная зона, свободный склад, переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров вне таможенной территории, реэкспорт, реимпорт).

Выбранный таможенный режим юридически фиксируется  при оформлении таможенной декларации. Таким образом, право выбора таможенного  режима в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, предоставляется декларанту3, которым согласно п. 10 ст. 18 ТК РФ является "лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени".

Вместе  с тем в ряде случаев лицо, перемещающее товары и транспортные средства через  таможенную границу Российской Федерации, вынуждено выбирать таможенный режим  в соответствии с требованиями законодательства. Так, переработка иностранных товаров  на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с положениями, содержащимися в гл. 9 ТК РФ, возможна лишь по режиму "переработка товаров  на таможенной территории".

Под некоторые  режимы товары помещаются бессрочно (выпуск для свободного обращения, экспорт), но большинство режимов для отдельных  партий товаров носит срочный (шестимесячный, двухлетний, трехлетний) характер.

В ряде случаев  для помещения товаров под  таможенный режимы требуется  получение лицензий соответствующих таможенных органов (магазин беспошлинной торговли таможенный склад, свободный склад, переработка на таможенной территории и вне таможенной территории). Режим свободной таможенной зоны вводится только по решению Правительства Российской Федерации.

Выдаваемые лицензии могут быть таможенными органами аннулированы, отозваны либо приостановлены. Эти вопросы решаются единообразно для всех таможенных режимов.

Лицензия  аннулируется, если она не могла быть выдана заявителю на основании установленного порядка либо была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии. Лицензия отзывается, если ее владелец не соблюдает требования, установленные Таможенным кодексом, либо если лицензия более не соответствует экономической политике Российской Федерации. Отзыв действует с даты принятия решения об отзыве1.

 

Глава 2. Характеристика основных таможенных режимов

2.1 Выпуск для внутреннего потребления

 

Основной  характеристикой данной таможенной процедуры является возможность  пользоваться и (или) распоряжаться  товарами после их выпуска без  каких-либо ограничений, в том числе  временного характера, т.е. товары приобретают  для таможенных целей статус находящихся  в свободном обращении на таможенной территории ТС.

Согласно  ст. 210 ТК ТС, условиями помещения  товаров под таможенную процедуру  выпуска для внутреннего потребления  являются:

  • уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
  • соблюдения запретов и ограничений;
  • представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер [9].

Следует учитывать, что несоблюдение таких  мер влечет условный выпуск товаров, что, в свою очередь, предопределяет статус таких товаров как иностранных  и налагает ряд ограничений, связанных  с пользованием и (или) распоряжением  указанными товарами (запрет на передачу товаров третьим лицам, в том  числе путем их продажи или  отчуждения иным способом). Например, в  случаях, если ограничения на ввоз указанных  товаров установлены в связи  с проверкой качества и безопасности этих товаров, на использование (эксплуатацию, потребление) таких товаров налагается запрет. Также будут считаться  условно выпущенными товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска  для внутреннего потребления, если предоставлена отсрочка или рассрочка  уплаты таможенных пошлин, налогов  либо если на счета таможенных органов  не поступили суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Информация о работе Таможенные режимы, их роль и содержание