Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:02, курсовая работа
понятие, роль и значение, классификафия и характеристика видов таможенных режимов.
Введение 3
Глава 1. Общее представление о таможенном режиме 4
1.1. Понятие таможенного режима 4
1.2. Роль и значение таможенного режима 14
Глава 2. Виды таможенного режима 17
2.1. Классификация таможенных режимов 17
2.2. Характеристика таможенных режимов 18
Заключение 34
Список литературы 36
Содержание
Таможенное
регулирование как процесс
Однако в настоящее время нормы ТК РФ, регулирующие таможенные режимы не действуют, а действуют нормы ТК ТС, где таможенные режимы называются таможенными процедурами. Следовательно, исходя из того, что внесены такие существенные нововведения данная тема является актуальной.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров установлены 17 видов таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз (допуск), временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, беспошлинная торговля, уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона, свободный склад, специальная таможенная процедура (п. 1 ст. 202 ТК ТС).
Целью настоящей работы является анализ таможенных режимов по российскому законодательству.
Задачами настоящей работы являются:
-
рассмотрение понятие
- изучение роли и значения таможенного режима;
-
выявление классификации
-
исследование характеристика
Таможенное законодательство РФ предусматривает обязательное требование к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а именно - лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, обязаны поместить такие товары и транспортные средства под один из таможенных режимов, установленных действующим законодательством РФ1.
Таможенный режим как понятие в российском таможенном праве явление достаточно новое. В Таможенных уставах Российской империи издания 1904 и 1910 гг., Таможенном кодексе СССР в редакции 1928 г., Таможенном кодексе Союза ССР в редакции 1964 г., Таможенном кодексе СССР в редакции 1991 года норм о таможенных режимах не содержится. В то же время Таможенный кодекс СССР в редакции 1991 г. предусматривал общие положения о пропуске через таможенную границу СССР (ст. 23), в соответствии с которыми товары и иные предметы пропускались: 1) для свободного обращения на таможенной территории СССР или за пределами этой территории; 2) в целях временного ввоза или временного вывоза; 3) для транзита через территорию СССР, т.е. в самых общих чертах определял статус товаров.
Обращают на себя внимание следующие нормы: "товары и иные предметы пропускаются по завершении таможенного оформления в том объеме, который соответствует цели их перемещения", товары и иные предметы, в отношении которых предоставлены таможенные льготы в части обложения таможенной пошлиной, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми были предоставлены такие льготы. Использование товаров и иных предметов в других целях допускается по завершении соответствующего таможенного оформления", т.е. таможенное оформление связывается с целью перемещения, что в действующем ТК РФ входит в понятие "таможенный режим".
Впервые понятие "таможенный режим" было введено в ТК РФ в редакции 1993 г., под которым понималась совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей (ст. 18).
Таможенный режим действующим таможенным законодательством определяется как таможенная процедура, включающая совокупность требований и условий о порядке применения к товарам и транспортным средствам таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, о статусе товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения и использования в России или за ее пределами (подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ)2.
Как уже указывалось, ТК РФ содержит понятие "таможенная процедура", имеющее самостоятельное содержание, которое определяется как совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Таможенный режим также представляет собой таможенную процедуру со своим содержанием. В чем заключаются различия указанных двух таможенных процедур? Как следует из определений рассматриваемых процедур, и та и другая устанавливает порядок действий и статус товаров и транспортных средств. Таможенный режим дополнительно включает в себя требования и условия в отношении таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, но данные требования и условия характерны и для других таможенных процедур. Так, в соответствии со ст. 79 ТК РФ внутренний таможенный транзит - это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера. Временное хранение - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 99 ТК РФ).
М.М. Рассолов, Н.Д. Эриашвили, В.Н. Галузо, И.И. Брыка, Л.Р. Джгаркава, И.М. Рассолов отмечают: "иначе говоря, таможенный режим фактически отождествляется с таможенной процедурой. Более того, таможенные режимы наряду с таможенным оформлением и специальными таможенными процедурами составляют содержание "таможенные процедуры". Однако это положение Таможенного кодекса РФ нуждается в критическом переосмыслении"3.
Обстоятельный анализ понятия "таможенный режим" проведен А.Н. Яцушко: "Как отмечается в литературе, таможенный режим становится одной из основных категорий российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется: а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенного режима. Под бенефициаром таможенного режима понимается лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима; г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу.
Таким образом, термин "таможенный режим" и обозначаемое им понятие имеет несколько значений. В словаре таможенных терминов в 1994 г. нами приведены три его значения.
В частности, в первом значении таможенный режим определяется как выбираемый собственником, владельцем или распорядителем перемещаемых через таможенную границу товаров и иных предметов вариант распоряжения этими товарами (предметами): соответственно, при экспорте - за границей, при импорте - на национальной таможенной территории. Фактически таможенный режим - это официальная цель экспорта или импорта, заявляемая таможенному органу посредством указания в таможенной декларации варианта распоряжения товарами.
Во втором значении таможенный режим был определен в словаре таможенных терминов как совокупность прав, обязанностей и правил, применяемых таможенными органами при осуществлении таможенного контроля. Признавая правильность данной дефиниции таможенного режима, сформулированной в 1993 - 1994 гг., мы считаем, что она должна быть немного уточнена с точки зрения охвата всего таможенного дела, хотя именно в смысле "деятельности органов таможенного контроля" и употреблялся нами термин "таможенный контроль". Поэтому в этом определении можно было лишь добавить к таможенному контролю все другие функции, которые осуществляют таможенные органы на основании комплекса предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, в том числе и по контролю за соблюдением таможенных правил, изложенных в таможенном законодательстве.
Второе значение термина "таможенный режим" очень тесно связано с первым его значением, так как права и обязанности субъектов таможенных правоотношений взаимно обусловлены, взаимосвязаны, корреспондируют друг с другом.
Третье значение термина "таможенный режим", приведенное в 1994 г. в словаре таможенных терминов, выражало его понимание как установленную в зависимости от характера и цели перемещения предмета через таможенную границу совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к данному предмету.
Г.Н. Чмель аналогично определяет таможенный режим как установленную таможенным законодательством совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к товарам, транспортным средствам и иным предметам в зависимости от характера и цели их перемещения через таможенную границу Российской Федерации.
Таким образом, понятие "таможенный режим" в данном случае определяется через понятие "совокупность таможенных процедур", которое, к сожалению, в работе Г.Н. Чмеля не раскрывается. По правилам определения понятий эти два понятия должны соотноситься между собой как частное и общее. Однако при сравнении содержания понятия "таможенные процедуры" с трактовкой понятия "таможенный режим", даваемой указанным автором, можно обнаружить прямо противоположный подход к соотношению этих понятий...
Таким образом, каждый из таможенных режимов, по определению Г.Н. Чмеля, - это совокупность таможенных процедур.
Что же касается понятия "таможенный режим", то, по нашему мнению, оно должно обозначать определенный правовой порядок, в соответствии с которым должны действовать владельцы, перевозчики, декларанты товара и другие участники ВЭД, а также должностные лица таможенных органов, выполняющие функции, возложенные на них государством, путем осуществления определенных процедур, действий"4.
На основе приведенного выше анализа А.Н. Яцушко таможенный режим определяет следующим образом: "Таможенный режим - это комплекс правовых норм, устанавливающих: правовой статус товаров, транспортных средств, предметов, не являющихся товарами, лиц, имеющих отношение к владению, пользованию, распоряжению ими; порядок их перемещения через таможенную границу на таможенную территорию, нахождения (пребывания) на ней и вывоза за ее пределы, в зависимости от страны происхождения товаров, транспортных средств и предметов, их вида, количества, качества, стоимости, предназначения, цели перемещения и цели использования, времени пребывания на таможенной территории или за ее пределами, категории лиц, имеющих к ним отношение, наличия или отсутствия у них установленных льгот, преференций или ограничений для такого перемещения, пребывания, владения, использования, распоряжения, иных обстоятельств; порядок осуществления таможенными органами возложенных на них функций и задач в связи с таким перемещением в зависимости от таможенной и других видов политики государства, а также комплекс мер по реализации такого порядка. По нашему мнению, данное определение охватывает весь спектр существенных характеристик явления, описываемого данным понятием и термином"5.
Приведенное определение раскрывает содержание таможенного режима с точки зрения таможенного права, административного права, когда речь идет о регулировании внешнеторговой деятельности и функциях таможенных органов, однако в качестве основной задачи должно быть раскрытие существа понятия "таможенный режим" исходя из норм таможенного права, где таможенный режим представляет собой правовой институт, занимающий важное место.
Представляет интерес позиция А.А. Шахмаметьева о месте, роли, содержании таможенного режима, которые рассматриваются им на примере Франции. Применение таможенных режимов позволяет структурировать использование основных таможенных инструментов в правовом механизме регулирования внешнеторговой деятельности (процедуры таможенного оформления и таможенного контроля, тарифное регулирование, применение административных инструментов и т.п.). Рассматривая установленную таможенным законодательством систему таможенных режимов под таким углом зрения, можно отметить, что применение таможенных инструментов и средств регулирования здесь отходит на второй план, становится производным более общего явления - правового механизма использования комплекса таможенных режимов. В принципе можно представить и обратную сторону данного явления: отдельные "объединения" правовых норм, регулирующих использование таможенных инструментов в отношении определенных товаров в зависимости от цели их перемещения через таможенную границу, составляют в своей совокупности регламентацию того или иного таможенного режима. Тем не менее, второй подход представляется менее удачным и не совсем корректным. Во-первых, таможенный режим является самостоятельным институтом, обладающим рядом специфических характеристик, и имеет, по сути, "самодостаточное" внутреннее содержание. Во-вторых, фактически таможенный режим, учитывая его комплексный характер (как в юридическом, так и в экономическом смысле), сегодня выступает как объективный системообразующий фактор в таможенно-правовом механизме, и в первую очередь по отношению к самим отдельным элементам данного механизма - таможенным средствам и инструментам регулирования.
Комплексное применение различных видов таможенных режимов, охватывающих основные предназначения товаров при их перемещении через таможенную границу, создает необходимые предпосылки для более гибкого использования "традиционных" таможенных инструментов, средств и методов регулирования внешнеэкономической деятельности (таможенный тариф, уравнительные налоги, количественные ограничения и др.) Это, в свою очередь, позволяет полнее учитывать потребности и интересы хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, это дает возможность на заранее определенных условиях осуществлять поиск "компромиссного" решения между таможней и будущим бенефициаром таможенного режима в зависимости от условий конкретной ситуации.