Таможенный режим как вид административно-правового режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:45, реферат

Краткое описание

Основаниями для установления административно-правовых режимов выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта-носителя для этого вида режима (образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу и т.п.), а также возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования.
Данные виды административно-правовых режимов предполагают некоторые ограничения прав и свобод человека и гражданина, в том числе конституционных. Кроме того, зачастую установлений специального административно-правового режима может сопровождаться рядом трудностей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие административно-правовых режимов.............................................4
2. Виды административно-правовых режимов………………………………..7
3.Таможенный режим как вид административно-правового режима………..9
Заключение……………………………………………………………………....17
Список литературы……………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Административное право ГОТОВО.doc

— 110.50 Кб (Скачать)
 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 
 

Кафедра управления 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

по дисциплине «Административное право»  
 

на тему: «Таможенный режим как вид административно-правового режима» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие административно-правовых режимов.............................................4

2. Виды административно-правовых режимов………………………………..7

3.Таможенный режим как вид административно-правового режима………..9

Заключение……………………………………………………………………....17

Список  литературы……………………………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Основаниями для установления административно-правовых режимов выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта-носителя для этого вида режима (образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу и т.п.), а также возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования.

     Данные  виды административно-правовых режимов  предполагают некоторые ограничения  прав и свобод человека и гражданина, в том числе конституционных. Кроме того, зачастую установлений специального административно-правового  режима может сопровождаться рядом трудностей.

    Таможенные  режимы, являясь важнейшим институтом таможенного права, согласно ст. 22 ТК РФ, определяют порядок перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу России. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 23 ТК РФ действуют 15 видов таможенных режимов, каждый из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере ВЭД.  Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром,  во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.

    В  этой связи законодательные усилия государства, направленные на   углублением  юридической регламентацией порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяют создать более понятную и эффективную систему таможенного оформления, упорядочивает и стимулирует внешнеэкономическую деятельность, снижают  количество правонарушений, связанных с уплатой таможенных платежей, обеспечивают достойное представление страны в современном мире.

     1. Понятие административно-правовых режимов 

     В общественной жизни государства  всегда возникают нетрадиционные или  неординарные ситуации, когда административно-правовые нормы не могут обеспечить устойчивость и динамичность развития управленческих отношений в различных сферах и областях государственной и общественной жизни. Особо это касается развития негативных явлений, например, обострения межнациональных вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, массовых заболеваний населения или животных, когда действующим административным законодательством эти общественные отношение не могут быть урегулированы и стабилизированы.

     Административно-правовые режимы — это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения. Эта возможность ограничения прав и свобод граждан предусмотрена частью 3 статьи 55 Конституции РФ и может быть установлена только федеральным законом «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства».1 Тем самым на уровне Конституции Российской Федерации сформулирован один из важнейших признаков административно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях, прямо указанных Конституцией Российской Федерации.2

     Административно-правовой режим достигается с помощью  таких средств, как:

     1) дополнительные запреты и обязывания, причем режим не просто ограничивает какое-либо поведение, а предусматривает превентивный контроль за исполнением этого требования;

     2) специальные административные меры, направленные на установление  и поддержание режимных правил  — государственная экспертиза, государственный  мониторинг, государственная регистрация, лицензирование;

     3) разрешительный способ и тип  реализации прав и свобод, выполнения  хозяйственной деятельности, предполагающий  предварительное обращение с  просьбой предоставить возможность  осуществить те или иные права.  Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает это нецелесообразным;

     4) система контроля и надзора  за выполнением режимных требований  физическими, юридическими лицами, а также должностными лицами. К ним относятся сплошная и выборочная проверка соблюдения правил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и меры ответственности;

     5) организационно-техническое обеспечение  установленных режимных правил, позволяющее эффективно предупреждать, выявлять и пресекать их нарушения. К таким мерам можно отнести использование транспортных средств, связи, специального оборудования, предназначенного для досмотра, осмотра местности и т. п.

     Административно-правовые режимы могут быть рассмотрены как  институт административного права. Их правовой основой выступают Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов РФ. Среди них выделяются акты, специально посвященные одному виду административно-правовых режимов — о ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, чрезвычайном положении, исключительной экономической зоне, закрытом административно-территориальном образовании, государственной границе, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Но большинство вопросов регулируются тематическими законодательными актами, отводящими административно-правовым режимам роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов административной деятельности (ГсК РФ, УИК РФ, ТмК РФ).3

     Например, принятый Федеральный конституционный  закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» основан на конституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционной цели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условиях административно-правовых режимов меняется административно-правовой статус граждан, оказавшихся в зоне его действия. Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии с обстановкой, регулируемой нормами административно правового режима, усиливают свое воздействие за счет методов административного принуждения. Поэтому административно-правовые режимы ощутимо влияют на объем административной правосубъктности практически каждого гражданина, оказавшегося в правовом поле специального административно-правового режима. Общая черта административно-правовых режимов в том, что они нарушают баланс правового положения субъектов административного права в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, обеспеченных в основном мерами административного принуждения.

     При осуществлении мер обеспечения  различных административно-правовых режимов особое значение имеют федеральные законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающими действие этого правового режима.

     В федеральных законах регламентированы общие и особые права и обязанности  субъектов управленческих отношений  в сфере осуществления задач  и функций административно-правового  режима, которые в свою очередь могут быть изменены подзаконными актами, что требует установления особых режимов административно-предупредительного характера. В итоге административно-правовой режим как совокупность государственных мер и средств административно-правового характера, основанных на нормах законодательства и определяющих особый порядок осуществления административно-правовых отношений в неординарных для них условиях с целью уменьшения вероятности дезорганизации отношений в сфере государственного управления и последующего приведения управленческих отношений к упорядочению и стабилизации.

     В условиях действия административно-правового  режима существенно изменяется объем  административной правосубъектности  граждан, оказавшихся в поле его  действия.4 

     2. Виды административно-правовых режимов 

     Административно-правовые режимы широко распространены в сфере  публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более  развита система административно-правовых средств, чем больше разнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам.

     В зависимости от подведомственности административно-правовые режимы могут  быть разделены на три группы:

     1) федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти;

     2) региональные режимы, устанавливаемые  органами государственной власти  субъектов РФ;

     3) местные режимы, устанавливаемые  органами местного самоуправления  на территории муниципальных образований.

     Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

     Если  в качестве критерия разграничения  выбрать объект — носитель режима, то выделяются:

     1) территориальные режимы — режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;

     2) объектовые режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;

     3) режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение, — режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

     4) функционально-деятельностные режимы — режимы деятельности органов МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористическои операции, таможенные режимы.

     Административно-правовые режимы можно различать по предмету регулирования:

     1) природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей  и курортов);

     2) режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию);

     3) режимы охраны общественного  порядка (чрезвычайное положение).

     По  критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.

     Экстраординарные  режимы — это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления  хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.

Информация о работе Таможенный режим как вид административно-правового режима