Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:28, курсовая работа
Если говорить о нашей стране, то наркоситуация в России всегда была объектом внимания со стороны государства и общества. Сегодня в нашей стране нет регионов, не охваченных деятельностью наркомафии. Одной из составляющих наркоиндустрии является система нелегальной доставки наркотических средств на территорию России.
Единственной особенностью является то, что в качестве участника внешнеэкономической деятельности в данном случае не всегда обязано выступать только государственное унитарное предприятие. Эта обязанность сохраняется только при ввозе (вывозе) 10 прекурсоров, а в остальных случаях право перемещать прекурсоры через таможенную границу Российской Федерации предоставлено и другим юридическим лицам. Перечень этих прекурсоров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года № 890 «Об утверждении Перечня прекурсоров, ввоз (вывоз) которых осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии на указанный вид деятельности».
Кроме того, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, выдающее разрешение на ввоз (вывоз) прекурсоров, может отказать в выдаче указанного разрешения, если существуют достаточные основания полагать, что прекурсоры предназначены для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Такие основания возникают, когда имеется официальная информация у таможенных или иных правоохранительных органов Российской Федерации, международных организаций, участвующих в осуществлении контроля над наркотиками.
В случае нарушений правил перемещения прекурсоров через таможенную границу Российской Федерации таможенными органами применяется весь арсенал имеющихся в их распоряжении средств и методов по борьбе с этими нарушениями.
При незаконном ввозе (вывозе) прекурсоров, имеющих меньшую стоимость, либо при отсутствии умысла у конкретных физических лиц на контрабанду таких веществ, заводятся дела о нарушении таможенных правил, по которым осуществляется производство в полном объеме.
Кроме того, уголовным
законодательством
Подводя итог данной главы, можно выделить следующие моменты:
- прекурсоры - это
вещества, часто используемые при
производстве, изготовлении, переработке
наркотических средств и
- прекурсоры
получают исключительно на
легкой химической промышленности;
- общий порядок
и осуществления контроля
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
4.1. Формы
и методы борьбы с
Проблема злоупотребления
наркотических средств и
Незаконный
оборот наркотиков стал одним из наиболее
серьезных преступлений. Для хранения,
перевозки и пересылки
- двойные стенки и днища чемоданов;
- электробытовые приборы, радио и телеаппаратура;
- тюбики из-под кремов, зубной пасты;
- флаконы из-под шампуней, лосьонов;
- музыкальные инструменты;
- упаковки продуктов питания (конфеты, кофе)
- одежда и обувь;
- среди товарных упаковок в
грузовых отсеках, в
И в целях
выявления контрабанды
Рассмотрим основные направления деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков.
1. Идентификация
наркотических средств и
Выявление и пресечения незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ является одной из главных задач таможенных органов. Решающие значения приобретает использование технических средств таможенного контроля, которое приводит к значительным снижениям трудозатрат и времени таможенного контроля пассажиров и грузопотока, позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств, содействует упрощению процедур таможенного оформлению и таможенного контроля.
Решение этой задачи может быть обеспечено с помощью следующих технических средств таможенного контроля:
- для дистанционного
поиска наркотических средств
и психотропных веществ в
- поиск наркотических
средств и психотропных
Следующий обязательный после поисковых операций этап идентификационный экспресс-анализ наркотических средств и психотропных веществ предполагает использование таких технических средств таможенного контроля, которые в оперативных условиях с достаточного высокой степенью достоверности могут определить принадлежность веществ или фармакологической продукции к классу наркотических средств и психотропных веществ.
На основании
положительных результатов
В таможенной практике используется метод идентификации наркотических средств и психотропных веществ, основанный на проведении ряда последовательных химических реакций (тестов) между исследуемым веществом и набором химических реактивов, в результате которых происходит изменение окраски реакционной смеси (метод цветовых реакций). Положительным результатом тестирования является совпадение окраски, образовавшиеся реакционной смеси с нанесенной на реакционном контейнере или коробочке с химическим реактивом цветной меткой. На этом методе построена российская оперативная методика идентификации типа «Сигма» с использованием набора экспресс тестов «Политест», который позволяет выявить 11 видов наиболее распространенных наркотических средств и психотропных веществ.
К недостаткам метода химических цветовых реакций следует отнести зависимость результатов от срока годности химических реактивов (около 1,5 лет хранения), зависимость результатов визуальной идентификации цветов от индивидуальных свойств зрения каждого оперативного работника и необходимость осторожного обращения с ними (как содержащие летучие и токсичные вещества).
В последнее время большое распространение получил вариант метода цветовых реакций с использованием баллончиков с спрей-тестами, позволяющими идентифицировать героин, крэк, кокаин, гашиш и марихуану. Баллончики значительно удобнее в эксплуатации, спрей-тесты практически безвредны и могут дольше храниться.
Кроме того, для проведения более качественного досмотра, обнаружения тайников и скрытых полостей используется обычная досмотровая техника: набор щупов «Игла», досмотровых зеркал, эндоскопы «Дека», осветительная аппаратура и т.д.
2. Организация
и проведение выборочного
В рамках того направления сотрудниками таможенных органов
определяются объекты таможенного контроля, которые входят в так называемую «группу риска». Сюда относятся предприятия, учреждения и организации, которые занимаются фармацевтической деятельностью, а также имеющие регулярные поставки товаров из стран производителей наркотиков (государства так называемых регионов «Золотого треугольника» Нигерии, Колумбии) либо в страны получатели наркотиков (Голландия и др.). Тщательной проверки подвергаются грузы, следующие транзитом из стран-производителей в страны-получатели наркотиков.
Так же, пристальное внимание уделяется отдельным категориям физических лиц, в отношении которых имеется информация о традиционном занятии контрабандой наркотиков (авиапассажиров из Таджикистана, Казахстана, лица таджикской, казахской и цыганской национальности и ряд других).
Пристальное внимание при проверке транспортных средств уделяется местам и полостям, традиционно используемым для оборудования тайников, а также отдельным категориям товаров, которые по своим внешним признакам похожи на наркотические вещества или психотропные вещества.
3. Использование
оперативно-розыскных
В оперативно-розыскной деятельности таможенных органов следует обратить внимание на использование такого оперативно-розыскного мероприятия, как контролируемая поставка.
В практике контролируемая поставка чаще всего осуществляется в случаях, когда обнаруженная контрабанда либо иная вызывающая подозрение партия наркотических средств перевозится через территорию нескольких стран или в пределах одной страны, пересекая границы районов, областей республик, и имеется согласие компетентных органов этих стран (регионов) на обеспечение соответствующего контроля за перемещением груза на территории обслуживания.
В зависимости
от места отправления и места
назначения груза и соответственно
государственной принадлежности территории,
на которой планируется
Внутренняя
контролируемая поставка - это оперативно-розыскное
мероприятия, обеспечивающая контролируемое
перемещение груза с
Внешняя контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, обеспечивающая контролируемое перемещение груза с наркотиками, незаконно транспортируемого за пределы и через границу Российской Федерации. Эти контролируемые поставки могут проводиться совместными усилиями ОВД, ФСБ, таможенными органами, ФСКН, внешней и военной разведкой.
Основой использование метода контролируемой поставки таможенными органами являются:
- конвенция
ООН о борьбе против
- Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6); (приложение 6)
- Федеральный
закон «О наркотических
Международные масштабы криминальной деятельности в сфере нелегального оборота наркотиков и высокая степень организованности наркомафии стали основной причиной консолидации (сплочения) международных антинаркотических сил в единый фронт борьбы с этой угрозой. Правоохранительные подразделения ФТС России в 2011 году успешно провели 26 операций по методу «контролируемая поставка», организованных самостоятельно и совместно с российскими и международными правоохранительными органами. В результате из незаконного оборота изъято более 482 кг наркотических веществ.
4. Применение служебных собак
Весной 2003 года в целях совершенствования деятельности кинологической службы в системе таможенных органов Российской Федерации приказом ГТК России была создана Центральная таможня (Кинологический центр ГТК России). Таким образом, в таможенных органов создана собственная «кузница» профессиональных кадров, главным оружием которых станут специальные служебные собаки. Природные качества «братье наших меньших», при соответствующей подготовке, несомненно, позволяет в ближайшей перспективе повысить эффективность борьбы с контрабандой наркотиков на таможенной границе.