Перемещение наркотических средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Если говорить о нашей стране, то наркоситуация в России всегда была объектом внимания со стороны государства и общества. Сегодня в нашей стране нет регионов, не охваченных деятельностью наркомафии. Одной из составляющих наркоиндустрии является система нелегальной доставки наркотических средств на территорию России.

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tkhorevu_Barakova_Viktoria_TD-08-5.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

Непосредственно осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, законно  перемещаемых через таможенную границу  Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ возложено на сотрудников такого отдела как:

- отдел таможенного  оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК)

А также сотрудников  таможенных постов и происходит в  соответствии с Типовым порядком таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В необходимых случаях для этого могут приглашаться сотрудники других подразделений таможенных органов или специалисты, обладающие необходимыми специальными знаниями.

Из этого  всего можно сделать следующий  вывод, что перемещение через  границу наркотических средств  и психотропных веществ с  нарушением  правил,   описанных  выше,   входит  в  понятие незаконного  оборота  наркотических  средств  и  психотропных  веществ.

 

Борьба с  незаконным перемещением наркотиков через  таможенную границу  и  в  первую  очередь  борьба  с  их контрабандой требует  от таможенных  органов  серьезных  организационно-правовых  усилий  и материальных затрат.

Сложно оценить  объемы наркотических средств и  психотропных веществ, нелегально перемещаемых через таможенную границу. Мировой оборот наркотиков составляет порядка 800 миллиардов долларов ежегодно. Можно с большей долью уверенности сказать, что Российская Федерация с протяженной сухопутной границей и географическим расположением на пути  между  традиционными  странами-производителями наркотиков и странами-потребителями, «пропускает» через свои границы львиную долю наркотических средств и психотропных веществ.

Динамика задержания контрабанды наркотиков, осуществленных сотрудниками таможенных органов России за 2003-2005 годах (см. приложение 6) показывает, что в последнее время имеет  место ярко выраженная тенденция  к росту контрабандного перемещения  наркотиков через таможенную границу Российской Федерации. Так, по отчетным данным Федеральной таможенной службы, в 2003 году сотрудниками таможенной службы было выявлено и пресечено 1068 попыток контрабанды наркотиков.

По данным на 16 июня 2011 г., правоохранительные подразделения таможенных органов в 2011 году возбудили 479 уголовных дел по контрабанде, по которым изъято 332,5 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе: 
95,3 кг героина,  
8,9 кг опия,  
20,6 кг кокаина,  
162,3 кг гашиша,  
11,2 кг марихуаны,  
более 7 кг синтетических наркотиков, входящих в состав курительных смесей,

В соответствии с этим и строится вся деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ. И в связи с этим можно выделить два направления в этой деятельности. Первое направление представляет из себя проведение общих мероприятий в рамках осуществления таможенного контроля по предупреждению, выявлению, пресечению незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ, их задержания и изъятию. В местах, где проводиться таможенный досмотр, часто выявляются попытки скрытно или обманным путем переместить через таможенную границу наркотиков. При этом обнаружение и задержание контрабанды наркотиков является результатом добросовестно проведенного тщательного досмотра перемещаемых товаров и транспортных средств или внимательного изучения документов, представлены участниками ВЭД для производства таможенного оформления.

При выявлении факта контрабанды наркотиков сотрудники, занимающиеся таможенным оформлением и таможенным контролем, прилагают, как правило, сотрудников специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков или дознания, которые в дальнейшем сами оформляют изъятие этих веществ и проводят иные мероприятия по закреплению следов преступления. В случае, когда пригласить специалистов не представляется возможным, должностные лица таможенных органов, проводящие таможенные оформление и таможенный контроль, производят изъятие обнаруженных наркотических средств и психотропных веществ самостоятельно, о чем делается отметка в Акте таможенного досмотра. Однако достигнуть серьезных результатов в борьбе с контрабандой наркотиков, полагаясь на систему общих мер таможенного контроля, вряд ли возможно.

Поэтому,    второе    направление   включает   осуществление   уже специальной  деятельности, непосредственно направленной на пресечение незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ. Сюда следует отнести патрулирование и проведение других специальных мероприятий и операции подразделениями таможенной охраны и СОБРа.

Особая роль в борьбе с контрабандой наркотиков принадлежит подразделениям дознания таможенных органов. На них ложиться задача по закреплению уголовно-процессуальными действиями следов преступления, возбуждения по факту выявленной контрабанды уголовного дела и проведение первоначальных следственных действий.

Активное участие  в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ также принимают и подразделения административных расследований. Ими осуществляется производство по делам о нарушение таможенных правил, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества, в случае, когда отсутствуют   признаки   состава   преступления,   либо   когда   субъектом нарушения таможенных правил выступает юридическое лицо.

Учитывая большой  объем и сложность решаемых задач  на данной линии работы. В Таможенной службе создана самостоятельная служба специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ с вертикальной структурой подчинения на всех уровнях системы таможенных органов Российской Федерации.

На уровне ФТС в системе Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) в 1999 году была сформирована самостоятельная Служба по борьбе с контрабандой наркотиков (4-я Служба). На нее возложена задача обеспечения руководства деятельностью таможенных органов Российской Федерации по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ и иных правонарушений в сфере таможенного дела, предметом которых являются вышеуказанные средства и вещества. Данная Служба осуществляет непосредственное руководство деятельностью региональных таможенных управлений (РТУ), оперативных таможен и таможен центрального подчинения в сфере борьбы с контрабандой наркотиков, оказывает методическую помощь ниже стоящим звеньям, контролирует состояние оперативно-розыскной деятельности по данной линии работы.

На уровне Южного таможенного управления организация  и ведение борьбы с контрабандой наркотиков возложена на Южную оперативную  таможню, в составе которой действует отдел по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН). В их задачу входит изучение и анализ наркоситуации в Южном регионе, методическое и оперативно-служебное руководство работой таможен региона по выявлению и пресечению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, ведения региональной статистической базы данных по выявленным правонарушением в данной сфере, координация деятельности таможенных органов региона и непосредственное участие в проведении сложных специальных операций по пресечению каналов незаконного перемещения наркотических средств и    психотропных   веществ   через   таможенную    границу   Российской Федерации в Южном регионе.

Но основная нагрузка при осуществлении борьбы с контрабандой наркотических средств  и психотропных веществ ложиться на следующий уровень - таможню. На направлениях наиболее вероятного перемещения контрабанды  наркотиков через границы Российской Федерации приграничных таможнях созданы специализированные отделы по борьбе с контрабандой наркотиков. В остальных таможнях, в зависимости от значимости проблемы борьбы с контрабандой наркотиков в регионе и объема решаемых задач,  в структуре оперативно-розыскных отделов созданы отделения (группы) по борьбе с контрабандой наркотиков или за данной линией работы закреплены отдельные сотрудники. Именно на сотрудников  ОБКН  таможен  приходится  основной  объем  работы  по непосредственному выявлению и пресечению незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ. Для этого используется весь спектр находящихся в их распоряжении сил, средств и методов по противодействию контрабанде наркотиков от непосредственного участия в таможенном контроле, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра пассажиров, до проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, задержаний и изъятий наркотических средств и психотропных веществ.

А вот на таможенном посту нет специализированных подразделений, отвечающих за осуществление борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. Но зато на отдельных приграничных постах, на которых выявляется большой объем контрабанды наркотиков, как   правило,   выделяются   отдельные   сотрудники,   отвечающие   за проведение этой работы. Руководит борьбой с контрабандой наркотиков на  посту непосредственно сам начальник поста или его заместитель по правоохранительной работе (где есть такие должности). Основной упор при этом делается на организацию и проведение более качественного досмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, повышенное внимание к документам, представляемые отдельных категориями участниками ВЭД для таможенного оформления отдельных категорий товаров (как правило, лекарственных средств, продуктов химической промышленности и т. д.).

Таким образом, на эти специализированные подразделения сотрудников ложится задача выявлять основные каналы незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации в Южном регионе наркотических средств и психотропных веществ, а также способы для   их   сокрытия   и   проводить   конкретные   задержания   контрабанды наркотиков и первичное документирование, обрабатывать, анализировать имеющую информацию в данной области, осуществлять взаимодействие в целях борьбы с контрабандой с другими правоохранительными органами.

Подводя итог второй Главы, можно выделить следующие  основные моменты:

- таможенным  органам Российской Федерации  принадлежит одна из

ведущих ролей  в деле борьбы с незаконным оборотом наркотических

средств и психотропных веществ.

- осуществляя   таможенный   контроль   за   перемещением   через таможенную  границу Российской Федерации  товаров и транспортных средств,  эти органы призваны оказывать серьезное противодействие контрабанде наркотиков.

 3. ОСОБЕННОСТИ    ОРГАНИЗАЦИИ     БОРЬБЫ     С НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕКУРСОРОВ

Есть необходимость  отдельно остановиться на организации и осуществлении борьбы таможенных органов Российской Федерации с незаконным оборотом так называемых «прекурсоров».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О наркотических средствах  и психотропных веществах» под прекурсорами понимаются вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ)  включенных в  перечень  наркотических средству психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, с том числе конвенцией Организации Объеденных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Перечень этот в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 года утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю Российской Федерации».

В указанном  Перечне имеется специальный  список прекурсоров (список 4) (см. приложение 5) который содержит в своем составе 26 контролируемых   веществ.   Так   же,   в   примечании   к   данному   списку указано, сто контроль распространяется и на соли ряда включенных в список веществ, если образование таких солей возможно (например, соли лизергиновой кислоты, эрготамина, эфедрина и др.)

Список данных веществ, включает в себя исходные и основные химикаты, обычно используемые при производстве красителей, лакокрасочных и смазочных материалов, парфюмерных изделий, фармацевтических препаратов и др.

В то же время  химические свойства этих веществ позволяют  в нелегальных лабораториях синтезировать на их основе наркотические средства и психотропные вещества. Каждый из исходных химикатов может входить в состав структуры наркотиков и вносить свою долю в формирование их молекулярной формы, фактически являясь полупродуктом при их производстве. К основным химикатом относят растворители   и   реагенты.    Они   важны   в   процессе   производства наркотических средств или психотропных веществ, однако их использование не является специфичным, поэтому их можно заменить другими компонентами. Обычно основные' химикаты имеют широкое распространение в промышленности.

Перемещение легально производимых прекурсоров, используемых для производства наркотических  средств и психотропных веществ, - важная международная проблема. Прекурсоры получают исключительно на предприятиях или базах легальной химической промышленности. Признавая серьезность проблемы их утечки от законных производителей, международное сообщество и законодательные органы в некоторых странах приняли акты об управлении распределением и перемещением исходных и основных химических веществ и контроля над ними.

В Российской Федерации  порядок оборота прекурсоров  и контроля над ними определен  Федеральным законом «О наркотических  средствах и психотропных веществах». Самое активное участие в осуществлении данного контроля принимают таможенные органы Российской Федерации.

Общий порядок  легального перемещения прекурсоров  через таможенную границу Российской Федерации и осуществления контроля за ним определен в ст. ст. 28 и 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и является аналогичным порядку ввоза (вывоза) наркотических средств и психотропных веществ.

Информация о работе Перемещение наркотических средств