Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:28, курсовая работа
Если говорить о нашей стране, то наркоситуация в России всегда была объектом внимания со стороны государства и общества. Сегодня в нашей стране нет регионов, не охваченных деятельностью наркомафии. Одной из составляющих наркоиндустрии является система нелегальной доставки наркотических средств на территорию России.
Непосредственно
осуществления таможенного
- отдел таможенного
оформления и таможенного
А также сотрудников таможенных постов и происходит в соответствии с Типовым порядком таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В необходимых случаях для этого могут приглашаться сотрудники других подразделений таможенных органов или специалисты, обладающие необходимыми специальными знаниями.
Из этого всего можно сделать следующий вывод, что перемещение через границу наркотических средств и психотропных веществ с нарушением правил, описанных выше, входит в понятие незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Борьба с незаконным перемещением наркотиков через таможенную границу и в первую очередь борьба с их контрабандой требует от таможенных органов серьезных организационно-правовых усилий и материальных затрат.
Сложно оценить объемы наркотических средств и психотропных веществ, нелегально перемещаемых через таможенную границу. Мировой оборот наркотиков составляет порядка 800 миллиардов долларов ежегодно. Можно с большей долью уверенности сказать, что Российская Федерация с протяженной сухопутной границей и географическим расположением на пути между традиционными странами-производителями наркотиков и странами-потребителями, «пропускает» через свои границы львиную долю наркотических средств и психотропных веществ.
Динамика задержания контрабанды наркотиков, осуществленных сотрудниками таможенных органов России за 2003-2005 годах (см. приложение 6) показывает, что в последнее время имеет место ярко выраженная тенденция к росту контрабандного перемещения наркотиков через таможенную границу Российской Федерации. Так, по отчетным данным Федеральной таможенной службы, в 2003 году сотрудниками таможенной службы было выявлено и пресечено 1068 попыток контрабанды наркотиков.
По данным на
16 июня 2011 г., правоохранительные подразделения таможенных
органов в 2011 году возбудили 479 уголовных
дел по контрабанде, по которым изъято
332,5 кг наркотических средств, психотропных
и сильнодействующих веществ, в том числе:
95,3 кг героина,
8,9 кг опия,
20,6 кг кокаина,
162,3 кг гашиша,
11,2 кг марихуаны,
более 7 кг синтетических наркотиков, входящих
в состав курительных смесей,
В соответствии с этим и строится вся деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. И в связи с этим можно выделить два направления в этой деятельности. Первое направление представляет из себя проведение общих мероприятий в рамках осуществления таможенного контроля по предупреждению, выявлению, пресечению незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ, их задержания и изъятию. В местах, где проводиться таможенный досмотр, часто выявляются попытки скрытно или обманным путем переместить через таможенную границу наркотиков. При этом обнаружение и задержание контрабанды наркотиков является результатом добросовестно проведенного тщательного досмотра перемещаемых товаров и транспортных средств или внимательного изучения документов, представлены участниками ВЭД для производства таможенного оформления.
При выявлении факта контрабанды наркотиков сотрудники, занимающиеся таможенным оформлением и таможенным контролем, прилагают, как правило, сотрудников специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков или дознания, которые в дальнейшем сами оформляют изъятие этих веществ и проводят иные мероприятия по закреплению следов преступления. В случае, когда пригласить специалистов не представляется возможным, должностные лица таможенных органов, проводящие таможенные оформление и таможенный контроль, производят изъятие обнаруженных наркотических средств и психотропных веществ самостоятельно, о чем делается отметка в Акте таможенного досмотра. Однако достигнуть серьезных результатов в борьбе с контрабандой наркотиков, полагаясь на систему общих мер таможенного контроля, вряд ли возможно.
Поэтому,
второе направление включает
осуществление уже специальной
деятельности, непосредственно направленной
на пресечение незаконного оборота
наркотических средств и
Особая роль в борьбе с контрабандой наркотиков принадлежит подразделениям дознания таможенных органов. На них ложиться задача по закреплению уголовно-процессуальными действиями следов преступления, возбуждения по факту выявленной контрабанды уголовного дела и проведение первоначальных следственных действий.
Активное участие в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ также принимают и подразделения административных расследований. Ими осуществляется производство по делам о нарушение таможенных правил, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества, в случае, когда отсутствуют признаки состава преступления, либо когда субъектом нарушения таможенных правил выступает юридическое лицо.
Учитывая большой объем и сложность решаемых задач на данной линии работы. В Таможенной службе создана самостоятельная служба специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ с вертикальной структурой подчинения на всех уровнях системы таможенных органов Российской Федерации.
На уровне ФТС в системе Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) в 1999 году была сформирована самостоятельная Служба по борьбе с контрабандой наркотиков (4-я Служба). На нее возложена задача обеспечения руководства деятельностью таможенных органов Российской Федерации по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ и иных правонарушений в сфере таможенного дела, предметом которых являются вышеуказанные средства и вещества. Данная Служба осуществляет непосредственное руководство деятельностью региональных таможенных управлений (РТУ), оперативных таможен и таможен центрального подчинения в сфере борьбы с контрабандой наркотиков, оказывает методическую помощь ниже стоящим звеньям, контролирует состояние оперативно-розыскной деятельности по данной линии работы.
На уровне Южного таможенного управления организация и ведение борьбы с контрабандой наркотиков возложена на Южную оперативную таможню, в составе которой действует отдел по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН). В их задачу входит изучение и анализ наркоситуации в Южном регионе, методическое и оперативно-служебное руководство работой таможен региона по выявлению и пресечению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, ведения региональной статистической базы данных по выявленным правонарушением в данной сфере, координация деятельности таможенных органов региона и непосредственное участие в проведении сложных специальных операций по пресечению каналов незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации в Южном регионе.
Но основная нагрузка при осуществлении борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ ложиться на следующий уровень - таможню. На направлениях наиболее вероятного перемещения контрабанды наркотиков через границы Российской Федерации приграничных таможнях созданы специализированные отделы по борьбе с контрабандой наркотиков. В остальных таможнях, в зависимости от значимости проблемы борьбы с контрабандой наркотиков в регионе и объема решаемых задач, в структуре оперативно-розыскных отделов созданы отделения (группы) по борьбе с контрабандой наркотиков или за данной линией работы закреплены отдельные сотрудники. Именно на сотрудников ОБКН таможен приходится основной объем работы по непосредственному выявлению и пресечению незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ. Для этого используется весь спектр находящихся в их распоряжении сил, средств и методов по противодействию контрабанде наркотиков от непосредственного участия в таможенном контроле, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра пассажиров, до проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, задержаний и изъятий наркотических средств и психотропных веществ.
А вот на таможенном посту нет специализированных подразделений, отвечающих за осуществление борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. Но зато на отдельных приграничных постах, на которых выявляется большой объем контрабанды наркотиков, как правило, выделяются отдельные сотрудники, отвечающие за проведение этой работы. Руководит борьбой с контрабандой наркотиков на посту непосредственно сам начальник поста или его заместитель по правоохранительной работе (где есть такие должности). Основной упор при этом делается на организацию и проведение более качественного досмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, повышенное внимание к документам, представляемые отдельных категориями участниками ВЭД для таможенного оформления отдельных категорий товаров (как правило, лекарственных средств, продуктов химической промышленности и т. д.).
Таким образом, на эти специализированные подразделения сотрудников ложится задача выявлять основные каналы незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации в Южном регионе наркотических средств и психотропных веществ, а также способы для их сокрытия и проводить конкретные задержания контрабанды наркотиков и первичное документирование, обрабатывать, анализировать имеющую информацию в данной области, осуществлять взаимодействие в целях борьбы с контрабандой с другими правоохранительными органами.
Подводя итог второй Главы, можно выделить следующие основные моменты:
- таможенным органам Российской Федерации принадлежит одна из
ведущих ролей в деле борьбы с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
- осуществляя
таможенный контроль за
перемещением через таможенную
границу Российской Федерации
товаров и транспортных
3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕКУРСОРОВ
Есть необходимость отдельно остановиться на организации и осуществлении борьбы таможенных органов Российской Федерации с незаконным оборотом так называемых «прекурсоров».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» под прекурсорами понимаются вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ) включенных в перечень наркотических средству психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, с том числе конвенцией Организации Объеденных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Перечень этот в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 года утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю Российской Федерации».
В указанном Перечне имеется специальный список прекурсоров (список 4) (см. приложение 5) который содержит в своем составе 26 контролируемых веществ. Так же, в примечании к данному списку указано, сто контроль распространяется и на соли ряда включенных в список веществ, если образование таких солей возможно (например, соли лизергиновой кислоты, эрготамина, эфедрина и др.)
Список данных веществ, включает в себя исходные и основные химикаты, обычно используемые при производстве красителей, лакокрасочных и смазочных материалов, парфюмерных изделий, фармацевтических препаратов и др.
В то же время химические свойства этих веществ позволяют в нелегальных лабораториях синтезировать на их основе наркотические средства и психотропные вещества. Каждый из исходных химикатов может входить в состав структуры наркотиков и вносить свою долю в формирование их молекулярной формы, фактически являясь полупродуктом при их производстве. К основным химикатом относят растворители и реагенты. Они важны в процессе производства наркотических средств или психотропных веществ, однако их использование не является специфичным, поэтому их можно заменить другими компонентами. Обычно основные' химикаты имеют широкое распространение в промышленности.
Перемещение легально производимых прекурсоров, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, - важная международная проблема. Прекурсоры получают исключительно на предприятиях или базах легальной химической промышленности. Признавая серьезность проблемы их утечки от законных производителей, международное сообщество и законодательные органы в некоторых странах приняли акты об управлении распределением и перемещением исходных и основных химических веществ и контроля над ними.
В Российской Федерации порядок оборота прекурсоров и контроля над ними определен Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». Самое активное участие в осуществлении данного контроля принимают таможенные органы Российской Федерации.
Общий порядок
легального перемещения прекурсоров
через таможенную границу Российской
Федерации и осуществления