Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:27, дипломная работа
Цель дипломной работы - разработать предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей перемещение культурных ценностей, в частности, создать проект информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.
Для достижения обозначенной цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию "культурные ценности";
- проанализировать действующее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей;
- рассмотреть порядок перемещения культурных ценностей, установленный в рамках Евразийского экономического сообщества;
- выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике;
- выдвинуть предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей порядок ввоза и вывоза культурных ценностей;
- разработать информационную межведомственную систему для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.
Введение.............................................................................................................3
1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля..............7
1.1 Понятие "культурные ценности" и его правовые признаки……………8
1.2 История становления и развития законодательства о защите культурных ценностей и антиквариата в России………………………………………………………………………15
1.3 Мировая практика регулирования перемещения культурных ценностей антиквариата через таможенную границу…………………………………..18
1.4 Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей и антиквариата………………………………………21
2. Анализ современной системы таможенного регулирования………..25
перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
2.1 Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей и антиквариата с территории Российской Федерации…………………………………..……26
2.2 Порядок ввоза и временного ввоза культурных ценностей и антиквариата в Российскую Федерацию……………………………………………………………………..39
2.3 Регулирование перемещения культурных ценностей и антиквариата в соответствии с международными соглашениями ЕврАзЭС……………………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………....47
Список использованных источников...........................................................50
В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее - СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям. В соответствии с этим законом, под культурными ценностями понимаются "движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:
- культурные ценности,
созданные отдельными лицами
или группами лиц, которые
- культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
- культурные ценности,
обнаруженные на территории
- культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
- культурные ценности,
приобретенные в результате
- культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности".
"Предметы материального мира", упомянутые выше, перечислены в другой статье Закона, в соответствие с ней "к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:
а) исторические ценности,
в том числе связанные с
историческими событиями в
б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
в) художественные ценности, в том числе:
1) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
2) оригинальные скульптурные
произведения из любых
3) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
4) художественно оформленные
предметы культового назначения
5) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
6) произведения декоративно
- прикладного искусства, в том
числе художественные изделия
из стекла, керамики, дерева, металла,
кости, ткани и других
7) изделия традиционных
народных художественных
8) составные части
и фрагменты архитектурных,
г) старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
д) редкие рукописи и документальные памятники;
е) архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
ж) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
з) почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
и) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
к) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
л) другие движимые предметы,
в том числе копии, имеющие
историческое, художественное, научное
или иное культурное значение, а
также взятые государством под охрану
как памятники истории и
Таким образом, данным Законом исчерпывающим образом оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.
Не смотря на то, что
международное право и
Разнообразие применяемых терминов объясняется той сложностью, которая возникает при использовании общепринятых по отношению к культурным ценностям понятиям применительно к таможенному законодательству. Это грань, за которой уникальное творение, выражающее творчество народа, его язык, обычаи, вероисповедание и т. д. становится, с точки зрения буквы закона, товаром, перемещаемым через таможенную границу.
С 1 января 2010 года на основании
Решения Межгосударственного
Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации, пресечение незаконного оборота культурных ценностей с перемещением их за пределы Российской Федерации, отнесено к числу основных функций таможенных органов. Культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Степень ответственности за совершение такого рода преступлений определена Уголовным Кодексом РФ: "наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом в размере одного миллиона рублей или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового". Специалистами установлено, что процент раскрываемости контрабанды составляет 6-10 %. Принято считать, что это распространяется на все виды контрабанды. Однако специфика культурных ценностей как объекта незаконного перемещения допускает в некоторых регионах еще более низкий порог раскрываемости: для Дальнего Востока цифра, полученная методом расчёта, не достигает ниже 1 %.
Одним из обязательных условий повышения эффективности борьбы с контрабандой является хорошее знание природы того явления, с которым предстоит иметь дело. Таможенник должен точно представлять себе, что стоит за формулировкой понятия "культурные ценности". С одной стороны, нельзя обременять граждан излишними подозрениями, необоснованно замедлять процедуры таможенного контроля и оформления, с другой, - недопустимо проявлять профессиональную некомпетентность и нарушение долга, косвенно этим способствуя незаконному вывозу культурных ценностей.
1.2 История становления и развития законодательства о защите культурных ценностей в России
Проблема правовой охраны культурных ценностей в России имеет глубокие исторические корни. Попытки урегулирования данной сферы общественных отношений прослеживаются еще в 15 веке в Псковской судной грамоте, которая устанавливала ответственность в виде смертной казни для церковного вора. Преследуя главную цель - охрану от преступных посягательств церковного имущества, Псковская судная грамота невольно способствовала сохранению культурных ценностей, сосредоточенных в монастырях и церквях.
В течение XVIII столетия происходит осознание значения культурного наследия и проблем его охраны. В 1726 году в России создается первый историко-художественный музей - Оружейная палата. Становление исторической науки, учреждение археологических обществ и начало проведения ими раскопок заставило с большим вниманием относиться к материальным свидетельствам прошлого.
Предпринимались попытки урегулировать отношения, связанные с культурными ценностями, и в XIX веке. В результате осуществления реформы государственной власти при Александре I вопросы охраны культурного наследия были отнесены к компетенции Министерства внутренних дел Российской Империи, а в 1859 г. была создана Императорская археологическая комиссия при Министерстве императорского двора.
На данном этапе развития
законодательной мысли
Смена государственной власти ознаменовалась принятием сразу нескольких документов, свидетельствующих о повышенном внимании со стороны нового руководства страны к вопросам сохранения культурных ценностей. Так, в ноябре 1917 г. Петроградским Советом рабочих и крестьянских депутатов было принято "Воззвание о необходимости сохранения культурного наследия". Годом позже, в 1918 г., появились такие основополагающие документы, как Декрет Совета народных комиссаров "О памятниках республики", "О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения" и Декрет Совета народных Комиссаров "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящиеся во владении частных лиц, обществ и учреждений".
11 апреля 1983 г. Народный
комиссариат иностранных дел
направил всем посольствам в
Москве депешу следующего
Итогом "доперестроечного"
периода становления
На сегодняшний день в Российской Федерации принято более 15 нормативно - правовых актов, регулирующих перемещение через таможенную границу РФ культурных ценностей, основным из которых является неоднократно упоминавшийся Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1"О вывозе и ввозе культурных ценностей". Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, также призван способствовать развитию международного культурного сотрудничества. Данным Законом определено создание Федеральной службы по сохранению культурных ценностей, которой в настоящее время является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура). В структуру этой Федеральной службы так же входят 13 территориальных управлений по округам. Данные структуры наделены правом принятия решений при вывозе культурных ценностей и правом проведения специальной регистрации при ввозе культурных ценностей.
Информация о работе Культурные ценности как объекты таможенного контроля