Культурные ценности как объекты таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - разработать предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей перемещение культурных ценностей, в частности, создать проект информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.
Для достижения обозначенной цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию "культурные ценности";
- проанализировать действующее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей;
- рассмотреть порядок перемещения культурных ценностей, установленный в рамках Евразийского экономического сообщества;
- выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике;
- выдвинуть предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей порядок ввоза и вывоза культурных ценностей;
- разработать информационную межведомственную систему для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля..............7
1.1 Понятие "культурные ценности" и его правовые признаки……………8
1.2 История становления и развития законодательства о защите культурных ценностей и антиквариата в России………………………………………………………………………15
1.3 Мировая практика регулирования перемещения культурных ценностей антиквариата через таможенную границу…………………………………..18
1.4 Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей и антиквариата………………………………………21
2. Анализ современной системы таможенного регулирования………..25
перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
2.1 Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей и антиквариата с территории Российской Федерации…………………………………..……26
2.2 Порядок ввоза и временного ввоза культурных ценностей и антиквариата в Российскую Федерацию……………………………………………………………………..39
2.3 Регулирование перемещения культурных ценностей и антиквариата в соответствии с международными соглашениями ЕврАзЭС……………………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………....47
Список использованных источников...........................................................50

Файлы: 1 файл

Культурные ценности.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

                                           Оглавление

 

Введение.............................................................................................................3

1. Культурные  ценности как объекты таможенного контроля..............7

1.1 Понятие "культурные ценности" и его правовые признаки……………8

1.2 История становления и развития  законодательства о защите культурных  ценностей и антиквариата в России………………………………………………………………………15

1.3 Мировая практика  регулирования перемещения культурных  ценностей антиквариата через таможенную границу…………………………………..18

1.4 Органы государственного  регулирования и контроля за  вывозом и ввозом культурных  ценностей и антиквариата………………………………………21

2. Анализ современной  системы таможенного регулирования………..25

перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации

2.1 Порядок вывоза и  временного вывоза культурных  ценностей и антиквариата с территории Российской Федерации…………………………………..……26

2.2 Порядок ввоза и временного  ввоза культурных ценностей и антиквариата в Российскую Федерацию……………………………………………………………………..39

2.3 Регулирование перемещения культурных  ценностей и антиквариата в соответствии с международными соглашениями ЕврАзЭС……………………………………………………………………….44

Заключение…………………………………………………………………....47

Список использованных источников...........................................................50

 

 

 

Введение

Актуальность. Сохранение культурного достояния и передача его будущим поколениям является одной из приоритетных задач каждой страны. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но в то же время не должно препятствовать свободному международному культурному обмену. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Согласно Таможенному  кодексу, пресечение незаконного оборота  культурных ценностей с перемещением их за пределы Российской Федерации отнесено к числу основных функций таможенных органов. На сегодняшний день культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Одним из обязательных условий повышения эффективности борьбы с контрабандой является хорошее знание предмета, с которым должностному лицу таможенного органа предстоит иметь дело: он должен точно представлять себе, что стоит за формулировками понятий "культурные ценности" и "предметы культурного назначения", уметь их различать и знать соответствующие им разрешительные документы, предоставляемые к таможенному оформлению. С одной стороны, нельзя обременять граждан излишними подозрениями, необоснованно замедлять процедуры таможенного контроля и оформления, с другой, - недопустимо проявлять профессиональную некомпетентность и нарушение долга, косвенно способствуя этим незаконному вывозу культурных ценностей.

При применении законодательства на практике должностные лица таможенных органов сталкиваются с множеством проблем. Даже поверхностный взгляд на действующее в Российской Федерации  законодательство о культурных ценностях позволяет говорить о полнейшем отсутствии комплексного системного подхода к нормотворчеству в этой сфере правового регулирования. Положения нормативно - правовых актов, число которых постоянно растет, крайне непоследовательны, а иногда и противоречат друг другу, чем создают серьезные трудности в их применении на практике.

Степень разработанности  проблемы. Правоотношения, возникающие  при перемещении культурных ценностей  через таможенную границу Российской Федерации, рассматривают практически все авторы, исследующие порядок перемещения товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу или вывозу с территории нашего государства. Особое внимание следует обратить на анализ правового регулирования отношений в сфере перемещения культурных ценностей в трудах следующих авторов: В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская, С.Н. Ляпустин, Г.П. Щербина, М.М. Богуславский.

Актуальность рассматриваемой  проблемы, ее практическая значимость, а также проблемы законодательного регулирования и его практического  применения, обусловили выбор темы исследования, цель и основные задачи дипломной работы.

Объектом исследования является система правоотношений, возникающих  в процессе перемещения через  таможенную границу Российской Федерации  культурных ценностей.

Предметом исследования выступает законодательство, регулирующее перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Цель дипломной работы - разработать предложения по совершенствованию  законодательной базы, регулирующей перемещение культурных ценностей, в частности, создать проект информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.

Для достижения обозначенной цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:

- дать определение  понятию "культурные ценности";

- проанализировать действующее  законодательство, регулирующее порядок  вывоза и ввоза культурных  ценностей;

- рассмотреть порядок  перемещения культурных ценностей,  установленный в рамках Евразийского  экономического сообщества;

- выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике;

- выдвинуть предложения  по совершенствованию законодательной  базы, регулирующей порядок ввоза  и вывоза культурных ценностей;

- разработать информационную  межведомственную систему для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.

Теоретической основой  дипломной работы послужили научные  труды авторов, рассматривающих  порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, а также нормативно - правовые акты, затрагивающие различные области правоотношений, возникающих при сохранении и перемещении объектов культурного наследия, основными из которых являются: Таможенный кодекс Российской Федерации N 61-ФЗ от 28.05.2003 (в редакции от 28 ноября 2009г.); Закон РФ № 4804-1 от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с последними изменениями от 17 июля 2009г.); Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 года "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" (в редакции от 21 июля 2009 г.), а так же другие нормативно-правовые акты, регулирующие данную область правоотношений.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней предпринята  попытка восполнить пробел, образовавшийся в юридической науке, путем внесения предложений по совершенствованию законодательной базы. Для совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления в настоящей работе разработана и предложена информационная межведомственная система для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей.

Теоретическая значимость. В настоящей работе проведен комплексный  анализ законодательства, регулирующего  порядок ввоза и вывоза культурных ценностей, проведение экспертизы, а  так же выдачу разрешительных документов для правомерного перемещения указанных предметов через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами. На основе проведенного анализа выделены проблемные вопросы, возникающие в связи с перемещением культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.

Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию  законодательства, регулирующего порядок  перемещения культурных ценностей  физическими лицами через таможенную границу РФ, а также в разработке модели информационной межведомственной системы для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей.

Структура дипломной  работы. Дипломная работа состоит  из введения, четырех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений.

1. Культурные ценности  как объекты таможенного контроля

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных  национальностей, так и различных  слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса. Для одних это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других - способ существования или средство наживы.

Интерес к проблеме сохранения культурных ценностей можно считать  показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах. Обмен для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами. При этом важно заметить, что культурные ценности, являясь одним из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их происхождение и история.

Для многонационального народа России объекты культурного  наследия представляют собой уникальную ценность, а так же являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В статье 44 Конституции Российской Федерации провозглашено не только право каждого гражданина на доступ к культурным ценностям, но и закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1.1 Понятие  "культурные ценности" и его  правовые признаки

Международное право  и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности". Впервые определение "культурная ценность" было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

а) "ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и  действительным назначением которых  является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных  в пункте (а), такие как музеи, крупные  библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);

в) центры, в которых  имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей".

Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия "культурная ценность" было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. "О  мерах, направленных на запрещение и  предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности". С точки зрения этой Рекомендации, "культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы". Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Деление вещей на две  категории, а именно на недвижимые и  движимые было известно еще в римском праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась известная формула "движимость следует за лицом" ("mobilia personam sequuntur"). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Согласно статье 1 Конвенции: "для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей.

В Российском законодательстве впервые понятие "культурные ценности" было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и формулировалось как "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".

Информация о работе Культурные ценности как объекты таможенного контроля