Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:27, дипломная работа
Цель дипломной работы - разработать предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей перемещение культурных ценностей, в частности, создать проект информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.
Для достижения обозначенной цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию "культурные ценности";
- проанализировать действующее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей;
- рассмотреть порядок перемещения культурных ценностей, установленный в рамках Евразийского экономического сообщества;
- выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике;
- выдвинуть предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей порядок ввоза и вывоза культурных ценностей;
- разработать информационную межведомственную систему для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.
Введение.............................................................................................................3
1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля..............7
1.1 Понятие "культурные ценности" и его правовые признаки……………8
1.2 История становления и развития законодательства о защите культурных ценностей и антиквариата в России………………………………………………………………………15
1.3 Мировая практика регулирования перемещения культурных ценностей антиквариата через таможенную границу…………………………………..18
1.4 Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей и антиквариата………………………………………21
2. Анализ современной системы таможенного регулирования………..25
перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
2.1 Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей и антиквариата с территории Российской Федерации…………………………………..……26
2.2 Порядок ввоза и временного ввоза культурных ценностей и антиквариата в Российскую Федерацию……………………………………………………………………..39
2.3 Регулирование перемещения культурных ценностей и антиквариата в соответствии с международными соглашениями ЕврАзЭС……………………………………………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………....47
Список использованных источников...........................................................50
Временно ввозимые культурные ценности также подлежат декларированию и специальной регистрации в органах Росохранкультуры, с указанием срока нахождения культурных ценностей на территории РФ. При декларировании временно ввозимых культурных ценностей к таможенной декларации дополнительно прилагаются:
- два комплекта фотографий временно ввозимых культурных ценностей;
- два экземпляра списков
с описанием временно ввозимых
культурных ценностей,
В случае отсутствия фотографий уполномоченным лицом должно быть представлено подробное описание временно ввозимых культурных ценностей. Если списки составлены на иностранном языке, то к ним должен быть приложен перевод на русский язык.
Должностным лицом таможенного органа проводится идентификация временно ввозимых культурных ценностей на основании предъявленных документов, фотографий и т.д. На лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий таможенный инспектор проставляет дату и оттиск личной номерной печати. В случае необходимости может быть сделана запись: "при обратном вывозе подлежит экспертизе".
После проведения таможенного контроля первый экземпляр списка и комплект фотографий вместе с таможенной декларацией возвращается декларанту для дальнейшего прохождения регистрации культурных ценностей (в Росохранкультуре или ее территориальных органах), а вторые экземпляры хранятся вместе с таможенной декларацией в таможенном органе для дальнейшего контроля при обратном вывозе. Росохранкультура, в свою очередь, в установленном порядке регистрирует ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном реестре культурных ценностей. При обратном вывозе культурные ценности должны быть сняты с регистрации в Росохранкультуре или его территориальных органах.
Временный ввоз культурных ценностей на территорию Российской Федерации может быть запрещен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в связи с запросами компетентных органов иностранных государств. Например, ввоз и временный ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, запрещается. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам.
2.3 Регулирование
перемещения культурных
Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС) - это международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, таких как Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В соответствии с договором от 6 октября 2007 года, подписанным президентами Белоруссии, Казахстана и России, в рамках ЕврАзЭС был сформирован Таможенный союз, целью которого является создание единого экономического пространства (далее - Таможенный союз), где высшим органом является Межгосударственный Совет на уровне глав государств. Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС являются обязательными для исполнения на территории стран - участниц Таможенного союза.
Таким образом, для всестороннего анализа законодательства в сфере регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации необходимо так же рассмотреть порядок, установленный в рамках ЕврАзЭС. Решением Межгосударственного совета на уровне глав государств №19 от 27 ноября 2009 года "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Решение) был утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее - Перечень). В соответствии с этим Перечнем, культурные ценности относятся к товарам, ограниченным к перемещению через границу Таможенного союза. В данном документе перечислены все категории и виды культурных ценностей, попадающих под действие Решения, а так же соответствующие им коды Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Перемещение культурных ценностей через границы таможенного союза регулируется Положением "О порядке ввоза на таможенную территорию государств - участников таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств - участников таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов", которое распространяется как на юридических, так и на физических лиц, осуществляющих ввоз и вывоз культурных ценностей для личного пользования.
Вывоз культурных ценностей осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель. Однако, при наличии у физического лица разрешительного документа, выдаваемого государственным органом, осуществляющим контроль над вывозом культурных ценностей, получение лицензии не требуется. Другими словами, физическому лицу, получившему в Росохранкультуре свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, не требуется предоставление лицензии для вывоза этих предметов с территории таможенного союза. Не подлежат вывозу с территории таможенного союза без обязательства их обратного ввоза следующие категории культурных ценностей:
- представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующими законодательствами государств-участников таможенного союза к особо ценным объектам культурного и документального наследия народов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, независимо от времени их создания;
- охраняемые государствами
- участниками таможенного союза
и внесенные ими в охранные
списки и реестры в порядке,
установленном
- постоянно хранящиеся
в государственных и
В положении оговаривается и срок временного вывоза: его определяет государственный орган государства - члена таможенного союза, осуществляющий контроль над вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов.
При ввозе культурных ценностей на территорию таможенного союза предоставление лицензии и других разрешительных документов не требуется. Однако оговаривается, что ввоз культурных ценностей на территорию государства-участника таможенного союза подлежит регистрации, если это предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.
Таким образом, перемещение культурных ценностей регулируется как на национальном уровне, так и на международном. Необходимо отметить, что принятие Решения Межгосударственного совета "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" существенным образом не изменило порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами. Данное обстоятельство, прежде всего, обусловлено тем, что за основу положений Решения было взято национальное законодательство стран - участниц таможенного союза, которое во многом совпадает. В то же время, анализ национального законодательства Российской Федерации показал, что существует ряд проблемных вопросов, возникающих при ввозе и вывозе культурных ценностей, которые необходимо рассмотреть и принять соответствующие меры для их решения.
Заключение
Культурные ценности - это особая форма материализации духовной ценности, которая в таможенном понимании определяется как товар и требует особых условий хранения и бережного отношения при проведении таможенных операций. Культурные ценности имеют особый статус среди другого имущества за счет наличия в них исторической, научной, художественной или иной культурной (нематериальной) ценности. Утрату предмета, имеющего один из указанных признаков, следует рассматривать главным образом не как материальный ущерб собственнику, а как потерю частицы культурного наследия России, как вред всему обществу. Следовательно, основная общественная опасность незаконного перемещения культурных ценностей состоит в неоценимой и практически невосполнимой утрате культурного достояния страны, резервы которого не бесконечны.
Таким образом, создание эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны является одной из важнейших задач правоохранительных органов России. Активное участие в этой работе принимает Федеральная таможенная служба России, так как непосредственный контроль за перемещением культурных ценностей и антиквариата осуществляется именно таможенными органами.
Существует и ряд проблем, возникающих при применении законодательства, регулирующего порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, на практике:
– различное толкование понятий "культурные ценности" и «антиквариат» в российском праве;
– проблема, возникающая при отнесении должностными лицами таможенных органов заявленного к вывозу предмета к категории "культурных ценностей" или к "предметам культурного назначения", при непредставлении декларантом какого - либо разрешительного документа;
– недостаточная
– порядок и время проведения специальной регистрации культурных ценностей при ввозе на территорию РФ;
– необходимость подтверждения права собственности на культурные ценности и предоставление документов, подтверждающих их стоимость при подаче заявления в Росохранкультуру о проведении экспертизы;
– недостаточно развитая инфраструктура территориальных управлений Росохранкультуры, вследствие этого отдаленность некоторых территориальных управлений Росохранкультуры от таможенных постов;
– проблема идентификации культурных ценностей: то есть соответствие предмета, который вывозится и разрешительного документа, представленного таможенным органам для его вывоза;
– предоставление недействительных, фальшивых разрешительных документов на право вывоза культурных ценностей, либо предметов культурного назначения с территории Российской Федерации.
В целях минимизации вышеперечисленных проблем существует большое количество путей их решения, одним из которых является создание информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей и антиквариата.
Модель межведомственной системы, позволит решить рад проблем, возникающих на практике при перемещении культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, главной из которых является повышение эффективности таможенного контроля при перемещении предметов, представляющих собой культурное достояние нашей страны.
Список использованных источников
Нормативно-правовые источники
1.Международная Конвенция "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". 1954г., Гаага.
2. Международная Конвенция
"О мерах, направленных на
запрещение и предупреждение
незаконного ввоза, вывоза, и передачи
права собственности на
3. Международная Конвенция "Об охране всемирного культурного и природного наследия".1972г., Париж.
4. Международная Конвенция
ЮНИДРУА "О международном
5. Решение Комиссии таможенного союза № 168 от 27 января 2010 года "Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
6. Решение Межгоссовета
ЕврАзЭС (высшего органа
7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
9. Закон Российской Федерации № 4804-1 от 15 апреля 1993 года "О вывозе и ввозе культурных ценностей и антиквариата".
10. Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 года "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей".
Информация о работе Культурные ценности как объекты таможенного контроля