Регулирование культурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:36, дипломная работа

Краткое описание

Современный период развития общества, характеризуемый резкими социально-экономическими, а также политическими потрясениями несет в себе также изменения в осознании людьми роли культурного наследия в духовном развитии нации. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате их материальной и духовной деятельности и представляет собой систему созидания, распространения, хранения и использования материальных и духовных ценностей. Учитывая тот факт, что данная система является определяющим фактором во всех областях преобразовательной деятельности человека, часто она становится ареной острой идеологической полемики по вопросам культурной политики государства в области развития культурных связей, сохранения культурных ценностей, являющихся духовным базисом нации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.65 Кб (Скачать)

Введение 
 

     Современный период развития общества, характеризуемый  резкими социально-экономическими, а также политическими потрясениями несет в себе также изменения  в осознании людьми роли культурного  наследия в духовном развитии нации. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате их материальной и духовной деятельности и представляет собой систему  созидания, распространения, хранения  и использования материальных и  духовных ценностей. Учитывая тот факт, что данная система является определяющим фактором во всех областях преобразовательной деятельности человека, часто она  становится ареной острой идеологической полемики по вопросам культурной политики государства в области развития культурных связей, сохранения  культурных ценностей, являющихся духовным базисом  нации.   

     Одной из особенностей деятельности таможенных органов Российской Федерации является то, что таможенные органы «…обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы…» [5, ст.10]. Таможенным кодексом, также на таможенные органы возложены функции по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации «…предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности…»[5].

     Учитывая  вышесказанное, а также то, что  Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» Государственный таможенный комитет отнесен к органам, выполняющим в пределах своей компетенции функции органа государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей (Ст. 12 Закона), таможенные органы, являясь одновременно правоохранительными и налоговыми органами, в пределах своей компетенции занимаются «культурной деятельностью», областью применения которой являются:

       «…выявление, изучение, охрана, реставрация  и использование памятников истории  и культуры;… 

     …музейное дело и коллекционирование;…

     …международные  культурные обмены;…

     …производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

     иная  деятельность, в результате которой  сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности» [4, ст.ст. 3,4].

     В данной работе рассмотрены основные экономико-правовые вопросы, связанные  с реализацией  законодательства, некоторые проблемы, осложняющие  их реализацию, а также возможные  пути решения сложившихся противоречий в действующем законодательстве, связанных со статусом данной категории  товаров и  таможенным контролем  за их перемещением через государственную  и таможенную границу Российской Федерации при помещении культурных ценностей под таможенные режимы, обеспечивающие их временный вывоз  из Российской Федерации и обратный ввоз.

     Актуальность  темы, связанной с экономико-правовым аспектом временного вывоза культурных ценностей заключается, прежде всего, в том, что данная категория товаров  является уникальной как с точки  зрения их материально-пространственной формы воплощения, что существенным образом сказывается на их значимости для государства с различных  позиций, в том числе и как  запасов стоимости, так и с  точки зрения современного состояния  законодательной базы.

     В данной дипломной работе рассмотрены  особенности применения таможенного  режима «временный ввоз/временный вывоз» в отношении культурных ценностей, особенности применения мер нетарифного  регулирования. Рассмотрены основные проблемные вопросы, связанные с  применением таможенного режима «переработка вне таможенной территории»  в случае вывоза культурных ценностей  за границу для реставрации.

     Анализ  законодательной базы приводит к  необходимости рассмотрения вопроса  о выделении культурных ценностей  в отдельную категорию товаров, требующих специального порядка учета, контроля и таможенного оформления. Этот вывод основывается на невозможности применения некоторых положений таможенного законодательства, в случае перемещения культурных ценностей через государственную и таможенную границу Российской Федерации.

     Существенным  обстоятельством, затрудняющим исследовательскую  работу в данном направлении, является практически полное отсутствие специальной  литературы, с точки зрения рассматриваемого аспекта, за исключением нескольких нормативных актов, не дающих возможности  для решения нестандартных ситуаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе культурных ценностей для реставрации    

     Таможенное  оформление предполагает достаточно точную классификацию культурных ценностей  как «товара», т.к. этот момент может  повлиять на процесс начисления платежей (в случае введения таможенных пошлин) и на ряд других особенностей, которые  возникают при оформлении культурных ценностей, ввозимых и вывозимых  с территории России.

       Классификация культурных ценностей  предложена в товарной номенклатуре (ТН ВЭД) и представляет из себя шесть товарных позиций:

     9701 – 9706

     Товарная  номенклатура, вместе с пояснениями к ней,  довольно подробно разъясняет условия кодирования произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата.

     Возможность отнесения культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу, к товарным позициям 9701 - 9705 (это: картины, рисунки  и пастели; подлинники гравюр, эстампов и литографий; подлинники скульптур  и статуэток; марки и коллекции  по зоологии, ботанике, минералогии, археологии и др.) независимо от их возраста, т.е. сюда могут быть отнесены предметы, возраст которых превышает сто лет, существенно облегчает работу таможни, особенно при оформлении на временный вывоз или ввоз большого количества музейных экспонатов. То есть, если в составе вывозимых или ввозимых картин, скульптур или коллекций присутствуют предметы, возраст которых как превышает сто лет, так и не превышает этот срок, нет необходимости делить вывозимые или ввозимые произведения по возрастному признаку.

     Существенным  преимуществом применения ТН ВЭД  является также то, что появляется  возможность определить необходимость  предоставления различных разрешительных документов в зависимости от принадлежности оформляемых культурных ценностей к той или иной товарной позиции. 

     Товарная  позиция 9705000000 (Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике) включает в себя перечень основных предметов, которые могут ввозиться  в Россию и вывозиться за границу  в составе коллекций, представляющих научный и иной интерес. Общее  понятие «коллекция культурных ценностей» определено в Законе о вывозе и ввозе культурных ценностей и представляет из себя «совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение».

     Указанные в этой позиции предметы представляют интерес также и с точки  зрения их классификации. Надо сказать, что принадлежность к этой товарной позиции и соответствующая классификация  предполагает наличие Свидетельства  Министерства культуры РФ (ст. 19 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей),  которое является и разрешением на вывоз из России. К особенностям классификации указанных предметов относится, прежде всего, то, что перемещение некоторых коллекций через таможенную границу РФ требует, кроме указанного разрешения на вывоз, обязательного предоставления лицензий, сертификатов и иных разрешений.

     Например, при таможенном оформление некоторых  коллекций по зоологии и ботанике, являющихся коллекциями насекомых, возбудителей болезней растений, гербариев  и коллекций семян, кроме разрешения органов Государственной службы карантина растений РФ может возникнуть необходимость (при экспорте из РФ) в предоставлении со стороны отправителя разрешения Правительственной комиссии по экспортному контролю.

     Обязательное  наличие в этом случае указанных  документов регламентируется Постановлением правительства РФ № 1098 от 26.09.94 г., которое  определяет «комплекс мероприятий по контролю за экспортом (передачей, обменом) из РФ возбудителей заболеваний, их генетически измененных форм и фрагментов генетического материала..., которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия...». Такая необходимость вызвана наличием так называемого «Женевского протокола» от 17 июня 1925 года.

     К особенностям таможенного оформления на ввоз и вывоз коллекций и  предметов коллекционирования по зоологии, анатомии и палеонтологии животных относится необходимость наличия письменного разрешения Главного управления ветеринарии Минсельхоза России (Указание ГТК РФ от 29.07.92г. № 01-12\90. Кроме того, приказом Госкомэкологии РФ от 30.09.97г. №411 на Управление сохранения биоразнообразия возложена обязанность на выдачу разрешений на ввоз и вывоз с территории России зоологических коллекций, их частей и отдельных экспонатов. Вместе с тем, принадлежность коллекционных материалов по минералогии и геологической информации к коллекциям культурных ценностей предполагает наличие заключения о возможности вывоза за границу, выданного Министерством природных ресурсов РФ (Приказ Минприроды РФ от 19.04.93г. № 76). К геологической информации, в этом случае, относятся палеонтологические коллекции, которые могут вывозиться с территории РФ только при наличии лицензии Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Министерство природных ресурсов), выдаваемой Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Минприроды России или территориальных комитетов по геологии и использовании недр (Письмо  ГТК РФ от 25.08.92 № 01-02\4646).                                  

     Основная  проблема, возникающая при классификации  предметов, которые могут входить  в состав коллекций заключается  в том, что, эти предметы могут  быть совершенно различными по своему качественному составу, т.е. материалу, происхождению, возрасту и иметь совершенно различное назначение и стоимость.

     Например, в пояснении к товарной подсубпозиции 9705000000 сказано:

  1. Данная подсубпозиция включает транспортные средства как коллекционные изделия, представляющие исторический интерес, если они отвечают следующим требованиям: являются достаточно редкими; обычно не используются по своему первоначальному назначению; являются предметом специальных сделок, в отличие от обычной торговли изделиями подобного назначения; обладают высокой стоимостью; демонстрируют значительный шаг в развитии достижений человечества или отдельного периода этого развития.

     При этом, транспортные средства должны находиться в исходном состоянии, не менее 30 - ти летней давности и относится к  модели или типу, который более  не производился. Также к этой подсубпозиции  могут относиться транспортные средства, выпущенные до 1950 г., даже если они «не на ходу».

  1. Эта же  подсубпозиция включает коллекционные экземпляры,

     представляющие  исторический интерес:

     а) моторные транспортные средства независимо от даты их роизводства,       относительно которых может быть доказано, что они использовались во время исторических событий. б) гоночные моторные транспортные средства относительно которых может быть доказано, что  они сконструированы и использовались исключительно для соревнований и на них добивались значительного  успеха на престижных национальных или  международных соревнованиях.

     Для правильной классификации транспортных средств относительно их принадлежности к данной товарной подсубпозиции  нужно использовать различную справочную и специальную литературу, а также  можно привлекать квалифицированных  экспертов, например сотрудников  Политехнического музея (г. Москва).

     Для коллекций, представляющих собой предметы, относящиеся к военной технике, в том числе и различных  ее обломков времен Великой Отечественной войны и других периодов истории нашей страны, может понадобиться заключение специалистов из НИИ бронетанковой техники (г. Москва).                                           

Информация о работе Регулирование культурных ценностей