В
то же время, одним из условий
помещения товаров под режим
«временный ввоз/вывоз», является их возврат
в неизменном состоянии. Необходимо
также подчеркнуть, что льготы по
уплате сборов за таможенное оформление
распространяются только при применении
режима «временный ввоз/вывоз», если целью
временного ввоза или вывоза является
проведение выставок, а участниками
внешнеэкономической деятельности
в данной ситуации являются государственные
или муниципальные хранилища
культурных ценностей. Однако, невозможность
охарактеризовать культурные ценности
как обычный товар, «перемещаемый
через таможенную границу Российской
Федерации», а также наличие совокупности
специфических особенностей, определяющих
помещение под какой –либо
таможенный режим культурных ценностей
государственными музеями при отсутствии
определяющих моментов в нормативной
базе дает основания полагать, что
применение режима временного ввоза-вывоза
в данной ситуации более целесообразно
как в экономическом плане, так и с точки
зрения социально-этического подхода
к данному вопросу.
Заключение
Таким
образом, можно говорить о множестве
вопросов, возникающих при обсуждении
подходов к проблемам сохранения
культурных ценностей. В частности,
возникает проблема экономико-правового
обоснования статуса режима, под
который должны помещаться товары при
вывозе за пределы Российской Федерации
в целях реставрации, а также
проблема создания единого блока
специализированной нормативной базы
и методических разработок по вопросам
ввоза – вывоза культурных ценностей,
и, как следствие, необходимость
создания в таможенных органах специализированной
службы по работе с культурными ценностями.
В
статье 15 Федерального закона «О вывозе
и ввозе культурных ценностей» сказано,
что «…Государственный таможенный
комитет Российской Федерации
силами специализированной
службы осуществляет в таможенных пунктах
контроль за порядком вывоза и ввоза культурных
ценностей…».
В
статье 23 Закона подчеркивается: «Ввозимые
культурные ценности подлежат таможенному
контролю и специальной
регистрации, в порядке, установленном
Федеральной службой по сохранению культурных
ценностей совместно
с Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации».
В
статье 35 Закона отмечено, что временно
ввозимые культурные ценности подлежат
таможенному контролю
и регистрации в порядке, установленном
федеральной службой по сохранению культурных
ценностей совместно
с ГТК РФ.
Следовательно,
специализированная служба по работе
с культурными ценностями, действующая
в соответствии с технологическими
схемами, которые могут быть разработаны
на основе действующего законодательства
и в рамках требований государственной
политики в области сохранения культурных
ценностей в пределах своей компетенции
могла бы:
1. в должной мере организовать
реализацию существующего законодательства
Российской Федерации;
2.
осуществлять контроль за исполнением
действующего законодательства;
3.
проводить работу по внесению
предложений для совершенствования
законодательной базы;
4.
совершенствовать формы и методы
контроля за перемещением культурных
ценностей через государственную
и таможенную границу Российской
Федерации.
К
основным проблемным вопросам по пунктам
1,2 можно отнести следующие:
- Отсутствие
порядка, разработанного и установленного
совместно с Министерством Культуры Российской
Федерации по проведению контроля, учета
и экспертизы ввозимых и временно ввозимых
на территорию России культурных ценностей,
в том числе, обратно ввозимых в неизменном
состоянии после временного вывоза и временного
вывоза для реставрации за рубежом.
- Отсутствие
порядка взимания специального сбора
(ст. 47 Закона о вывозе и ввозе культурных
ценностей), что существенным образом
могло бы пополнять федеральный бюджет
России.
По
пункту 3:
- Внесение
предложений по разработке формы свидетельства
на право вывоза и временного вывоза культурных
ценностей, соответствующей требованиям
законодательства РФ.
- Внесение
предложений по осуществлению порядка
продления сроков временного вывоза и
ввоза культурных ценностей.
- Подготовка
предложений по внесению дополнений и
изменений в ТН ВЭД (товарная группа 97),
с учетом особенностей нетарифного регулирования,
а также требований Министерства Культуры
и имеющихся противоречий между требованиями
органов государственного регулирования
и особенностями существующей классификации
культурных ценностей.
- Разработка
общей технологической схемы таможенного
оформления культурных ценностей с учетом
особенностей, предъявляемых при их перемещении
через таможенную границу Российской
Федерации для их временного пребывания
за границей с различным подходом к цели
их временного вывоза.
По
пункту 4:
- Разработка
паспорта на предметы культурного значения
с одновременным созданием реестра и программного
продукта, позволяющего контролировать
перемещение данных предметов, при
их временном вывозе из Российской
Федерации.
- Создание
специализированных постов по таможенному
оформлению и таможенному контролю с возложением
на них обязанностей по реализации вышеуказанных
пунктов.
Необходимо
подчеркнуть, что 27 апреля 2001 года Правительством
Российской Федерации утверждено Положение
о проведении экспертизы и контроля
за вывозом культурных ценностей
№ 322. В этом положении органам
исполнительной власти предписывается
не позднее третьего квартала 2001 года
привести свои нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим
постановлением.
Список
использованных источников
и литературы
- О вывозе
и ввозе культурных ценностей: Закон
РФ от 15.04.93 №4804 – 1.
- О таможенном
тарифе: Закон РФ от 21.05.93 № 5005 – 1.
- Об оружии:
Федеральный закон, 1993.
- Основы законодательства
о культуре: Закон РФ от 23.06.99 № 115 – ФЗ.
- Таможенный
кодекс Российской Федерации: ввд. в действие
Постановлением Верховного Совета Рос.
Федерации. – М., 1993.
- Уголовный
кодекс Российской Федерации, 1996;
- Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР по состоянию на 1997г.;
- Налоговый
кодекс Российской Федерации, 2000;
- ТН ВЭД РФ,
2000;
- Приказы
ГТК от 19.03.96 №№ 149, 150;
- Приказ МВД
России от 12.04.99 № 288;
- Приказ Минкультуры
от 21.07.99 № 528;
- Основы таможенного
дела. Учебник. Под общей редакцией В.Г.Драганова,
«Экономика»; М., 1998.
- Г.С.Вечканов,
Г.К.Вечканова, В.Т.Пуляев. Краткая экономическая
энциклопедия. «Петрополис»; СПб., 1998;
- «Ученые
записки». Научно-практический журнал;
СПб. им. В.Б.Бобкова филиал РТА, № 2(9), 1999.