Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:32, доклад
I. Религия невозможна без бережного хранения в ней того, что является безусловными ценностями и идеалами – образами совершенства. Ценности и идеалы – это эталон, по которому можно сверять свою жизнь, свои помыслы и поступки, результаты своего труда. Культура (как и религия) является хранительницей представлений о ценностях и идеалах, она способна выполнять свою основную функцию – оказывать регулирующее воздействие на различные виды деятельности человека.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЛАДИМИРСКИЙ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
ДОКЛАД
По дисциплине:
«Культурология»
ВЫПОЛНИЛ:
ПЕРВОГО КУРСА
ПРИНЯЛ:
Владимир 2011
I. Религия невозможна без бережного хранения в ней того, что является безусловными ценностями и идеалами – образами совершенства. Ценности и идеалы – это эталон, по которому можно сверять свою жизнь, свои помыслы и поступки, результаты своего труда. Культура (как и религия) является хранительницей представлений о ценностях и идеалах, она способна выполнять свою основную функцию – оказывать регулирующее воздействие на различные виды деятельности человека.
Система ценностей и идеалов, сохраняемая и развиваемая религией и культурой, позволяет человеку ориентироваться в сложном мире, предоставляет человеку возможность свободно развиваться, осуществлять свои идеи, проекты, творческие замыслы.
Формы, в которых представлены как идеалы, так и ценности во многом обусловлены особенностями той или иной культуры и религии, той или иной эпохи. Однако содержание их универсальное, общечеловеческое, в нем хранится уважение к жизни и достоинству личности, долг, честь, справедливость, совесть, уважение к предкам, а, следовательно, к истории своей страны, милосердие и сострадание, хранение домашнего очага. Все эти ценности предполагают благоговейное к себе отношение. Чувство благоговения предохраняет от глумления над ценностями. Но, чтобы в людях было благоговейное отношение к ценностям, хранимым культурой, у них должен быть статус святости, а для этого они должны быть соединены с религией, которая есть процесс единения с Богом.
На убежденности в правильности и незыблемости идеала основано особое чувство, характеризующее отношение человека к идеалу как воплощению совершенства. Это чувство благоговения. Оно выражает отношение к идеалу как к чему-то высшему, что приподнимает человека над обычными земными интересами. Ценности и идеалы создают «вертикаль» человеческого бытия: они формирует устремленность человека к высшему, непреходящему, вечному. Именно поэтому ценности и идеалы могут иметь только религиозное происхождение.
Идеалы и ценности, но они всегда сохраняют свое религиозное содержание. Именно это позволяет людям иметь внутреннюю убежденность в правильности идеалов и ценностей. Сохраняя эту внутреннюю убежденность, без которой идеалы и ценности утратят свою основную функцию быть ориентирами для деятельности человека, религия сохраняет в своих недрах культурные ценности и идеалы.
Религиозные
ценности и идеалы в их непосредственно
религиозной форме можно
Ценности выражают определенные типы отношений между людьми, и именно такие отношения, которые не разъединяют, не отчуждают человека от человека, а напротив, объединяют людей в социальные структуры различных уровней. За этими объединяющими людей ценностями стоит религиозная ценность – соборность.
Ценностное отношение – это переживаемое людьми воплощение идеалов в жизнь. Поэтому ценностные отношения не могут быть внешними, принудительными. Их нельзя навязать силой, нельзя заставить полюбить, быть счастливым, ими нельзя завладеть как властью или богатством, их можно получить в дар свыше. Такова природа религиозных ценностей, поэтому такова природа и культурных ценностей.
Вера в Бога является основой нравственности человека. В священных текстах всех религий содержатся предписанные человеку нормы поведения, данные свыше.
Религия освящает традицию культуры и обеспечивает общую цель, объединяющую различные социальные элементы в культуре. Культура основана на религиозном законе жизни, координирующем жизнь общества с жизнью природы и с божественными силами, управляющими жизнью природы и человека.
Религия является попечительницей традиции, хранительницей нравственного закона, воспитательницей и учительницей мудрости. И вдобавок к этой консервативной функции религия обладала также творческой, волевой, динамической функцией в качестве источника вдохновения.
Мы не сможем понять внутренней формы общества, пока не поймем его религию. Мы не сможем понять его культурные достижения, пока не поймем религиозные верования, стоящие за ними.
То, что ощущается жизненно важным в существовании народа, переживается неразрывно связанным с религией и окружается религиозными санкциями. Культура является умышленным усилием людей привести человеческую жизнь в отношение с божественной реальностью и подчинить жизнь общества ее божественной власти.
Таким образом, религия порождает культурологические ценности, культура же является бережной и надежной хранительницей религиозных ценностей, особенно в исторические периоды гонения на церковь. Эти свойства культуры вытекают из ее библейской архетипичности.
II. Функции религии
Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Рассмотрим четыре основных функции религии. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или - как) они влияют на жизнь людей.
Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.
Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.
Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.
Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.
Функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты.
1. Мировоззрение - это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, а соответственно и жизненные ориентиры (которые имеют нравственную природу), существует ли загробная жизнь и другие. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.
Заслугу религии в формировании современного мировоззрения и нравственности должны признавать не только люди верующие, но и убежденные атеисты.
Современная
картина на востоке позволяет
сделать некоторые
Еще одним из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религии дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций, внезапных приступов экзистенциального ужаса. Если отрицательные эмоции продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм «ломается». От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. Религиозное утешение - это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас. Такое утешение спасает людей именно в часы перемен, невзгод. Но здесь религию нужно контролировать, из-за вмешательства человеческого фактора. Ведь для привлечения верующих (паствы), недобросовестный «священник» может пойти на искусственное создание ситуации, когда человеку необходимо утешение. Вообще, религиозное утешение имеет не только положительный эффект, но и отрицательный. Ведь если человек начнет слишком сильно полагаться на религию это расслабит его, может сделать слабее как личность. И в момент случайного разочарования в религии человек может получить травму еще более серьезную, чем та, от которой религия его спасла.
Другой
плюс данной функции религии состоит
в том, что она порождает и
поддерживает общение у людей
с общим для них
С точки зрения светского человека можно говорить о наличии двух минусов у мировоззренческой функции религии. Первый минус - отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильными является отчуждение между верующими разных конфессий. К сожалению, решение этой проблемы зависит от самих религиозных организаций, которые подчас специально жестко трактуют верования для приобретения влияния и авторитета в мире (именно такой причиной, а не отстаиванием чистоты веры можно объяснить действие некоторых террористических организаций).
Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (бахаизм) моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок. Во многих религиях (в православии, католицизме, исламе) наличие или отсутствие такого отчуждения или, по крайней мере, его степень зависят от уровня культуры и уровня нравственного развития верующих. Наиболее цивилизованные верующие, вопреки догматике, подталкивающей к отчуждению, и в соответствии с нравственными нормами, призывающими к сближению, ведут себя по отношению к инакомыслящим дружелюбно. Но, тем не менее, при всей толерантности и приятию взглядов других людей есть границы, которые верующие не перейдут никогда, это полное принятие взглядов другой конфессии.
Второй
минус мировоззренческой