Культурная ценность религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:32, доклад

Краткое описание

I. Религия невозможна без бережного хранения в ней того, что является безусловными ценностями и идеалами – образами совершенства. Ценности и идеалы – это эталон, по которому можно сверять свою жизнь, свои помыслы и поступки, результаты своего труда. Культура (как и религия) является хранительницей представлений о ценностях и идеалах, она способна выполнять свою основную функцию – оказывать регулирующее воздействие на различные виды деятельности человека.

Файлы: 1 файл

Культурная ценность религии.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Но  ведь многие религии призывают к  благотворительности? Разве это  не призыв к социальной активности? Да, конечно, это призыв к социальной активности, который заслуживает  одобрения со стороны общества. Но этот призыв порожден другой функцией религии: нравственной. К тому же благотворительность не есть единственная деятельность, заслуживающая внимания в этом мире, к тому же одновременно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой функцией. Любая религия требует времени на совершение некоторых «формальных» действий: молитва, действие культурного характера, формализации некоторых сторон жизни. Тут же верующему нужно следить, чтобы вера не перетекала в ритуал и таким образом человек окажется потерянным и для светского общества и того, к которому он себя причисляет по инерции. Эта внутренняя формализация является одной из главных опасностей человека верующего.

2. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включают такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность…

       «Плюсы» и «минусы» в отношении  религии к культуре особенно  наглядно видны на примере  отношения религии к искусству.

     Первым  «плюсом» является забота религиозных  организаций о сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство - это такая художественная деятельность и такие ее результаты, которые способны поддерживать у верующих веру в сверхъестественное. В частности к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная музыка, религиозна художественная литература. Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание.

     Религия оказывает, несомненно, благотворное влияние  и на светское искусство. Религия дает художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал.

     С другой стороны, многие конкретные религии  выдвигают определенные препятствия  для участия верующих в светской художественной деятельности, вплоть до самых жестоких мер. Одним из таких  препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. В современном обществе проблема закрытости постепенно решается.

     Другим  препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная атмосфера морального осуждения тех верующих, которые  увлекаются светской культурой.

3. Политика - это, во-первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам. Политическая идеология и политическая деятельность возникли вместе с возникновением классов. С этого времени участие религиозных организаций в политике стало неизбежным. Если религиозная организация устами своих руководителями заявляет, что она в политической деятельности не участвует, то это означает только одно: она не участвует в тех формах политической деятельности, которые предлагают государство и существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.), в то же время само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности есть своеобразная политическая деятельность, суть которой - в политическом бойкоте общепринятых форм политики.

     «Плюс»  политической функции религии состоит  в содействии религиозных организаций  общественному прогрессу. «Минус»  этой функции соответственно состоит  в противодействии религиозных  организаций общественному прогрессу. Так, в XVI веке лютеранская церковь вносила политический «плюс» в жизнь верующих и общества тем, что содействовало развитию буржуазных отношений в Европе. В этот же период времени католическая церковь, защищая отжившие свое время феодальное отношение, вносила в жизнь верующих и общества «политический минус».

     Религия постоянно служила мотивом или  прикрытием в политике, и наоборот. Многие войны, конфликты, законы продиктованы исключительно религиозными мотивами. Именно религиозными мотивами поддерживается самый длительный из современных конфликтов: противостояние Израиля и стран ближнего Востока.

4. Положительное значение нравственной функции религии состоит в пропаганде и выработке позитивных нравственных норм. «Минус» этой функции состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравственных норм. Однако следует еще раз подчеркнуть, что нравственную функцию религии считают противоречивой по своим результатам только историки. Что касается Богословов, то, по их мнению, все нравственные нормы, которые пропагандирует религия, являются только позитивными. Свою точку зрения историки иллюстрируют на примере христианства.

     Основным  способом утверждения христианских нравственных норм явилось включение  их в текст Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для верующих, ибо их источником является, по мнению христиан, воля Божия. С точки зрения историков, в этих нормах есть нечто негативное. В частности, к негативным нормам они относят требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлять другую щеку, любить своих врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне, никого не осуждать, прощать «до седмижды семидесяти раз», не разводиться.

     Отрицательно  оценивают историки и те места  в Евангелиях, которые, на их взгляд, ориентируют верующих на отказ от общения с инакомыслящими. Такими же настроениями по отношению к другим верующим пронизаны и многие другие религии.

     Однако, в Библии ведущее, доминирующее место  занимает позитивная мораль. Главная  позитивная норма - это требование гуманного  отношения к людям. В Евангелиях и других книгах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню и не подчеркивай этого, замечай свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, не упивайся вином и др.

     Между негативными и позитивными нормами  Библии нередко возникает состояние  логического противоречия, ибо в ее текстах встречаются поучения, своим содержанием исключающие друг друга. Например, Библия одновременно учит верующих любить всех людей и не иметь общения с инакомыслящими.

     Одним из важных средств сохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы. Нравственный идеал - это образ исторической личности или литературного героя, моральные качества и поступки которого являются примером для подражания. В религиях в роли нравственных идеалов выступают религиозные персонажи, жизнь и поступки которых описываются в религиозной литературе. Из них наиболее общеизвестен Иисус Христос.

     III. В современных мировых религиях существуют общие доктрины, характерные для нравственных установок, пожалуй, всех народов мира. Это всем хорошо известные десять христианских заповедей (не убий, не воруй, не прелюбодействуй, не лги и т.д.). На этих заповедях строиться любая религия и различия в культуре, в обрядах не должны нарушать заповеди. 

2) Как соотносятся  понятия «культура»  и «цивилизация»?  Прокомментируйте на примере одной из теории цивилизации.

I. Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология.

      Современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.

Этапы становления соотношения  между цивилизацией и культурой:

1.                    Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2.                    Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

3.                    Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества, понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества, понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

4.                    Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Типы  цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):

1. По типу хозяйственной деятельности: земледельческая и индустриальная

2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями: открытые и закрытые

3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории: Восточная, Западная, Промежуточная

4. В зависимости от способа производства: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая.

     Но  в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации  культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.

Для техногенной цивилизации  характерно:

1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);

2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;

3. Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;

4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.

Для традиционной:

1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;

2. Направленность человека на самосовершенствование;

3. Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.

     Таким образом современная техногенная  цивилизация, которая все более  приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком  власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

     Немаловажную  роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. Этот процесс обеспечивается идеологом культуры, их взаимовлиянием и т.д. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек» сама оказалась в состоянии глубокого кризиса, поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: границы между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире. Первая проблема требует ответа на три вопроса:

Информация о работе Культурная ценность религии