Формирование единой системы таможенного регулирования в Союзном государстве Беларуси и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование важнейших психологических аспектов таможенной деятельности.
Задачи исследования: профессиональное общение в условиях таможенного дела и условия повышения его эффективности, профессиональные деформации в деятельности сотрудника таможенных органов: причины возникновения и условия предотвращения и преодоления, психология здоровья, стрессы и кризисы в деятельности сотрудников таможенных органов

Оглавление

Глава 1. Психология профессиональной деятельности сотрудника таможенных органов
1.1. Профессионально-психологические особенности таможенного дела.
1.2. Профессиональное общение в условиях таможенного дела и условия повышения его эффективности
1.3. Профессиональные деформации в деятельности сотрудника таможенных органов: причины возникновения и условия предотвращения и преодоления
Глава 2. Психология здоровья. Стрессы и кризисы в деятельности сотрудников таможенных органов
2.1. Психологические аспекты сохранения и поддержания здоровья сотрудников таможенных органов
2.2. Предупреждение и преодоление стрессов и кризисов в деятельности сотрудников таможенных органов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая тд 2 курс.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Как мы видим таможенный органы тоже широко подвержены влиянию профессиональной деформации.

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э. Ф. Зеер отмечает: «… Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности…

Профессиональная деформация — это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. [3, 149]

Применительно к сотрудникам таможенных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим.[2, 283]

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой таможенной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера (1)

К факторам, обусловленным спецификой деятельности таможенных органов, следует отнести:

— детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

— наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

— повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

— психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

— экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

— необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями

К факторам, отражающим особенности сотрудников таможенных органов, относятся:

— недостаточная профессиональная подготовленность;

— специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

— профессиональный опыт;

— профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

— особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

— изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

— неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

— неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

— низкая общественная оценка деятельности таможенных органов, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Существенную роль в преодолении профессиональной деформации сотрудников таможенных органов играет нравственное и эстетическое воспитание. Это является основным путем предотвращения и преодоления профессиональной деформации.

Нравственное воспитание — это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность — это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

 

В современных условиях важно добиться сочетания высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место: 1) авторитарного воспитания — ориентирующегося на жесткое принуждение и подавление; б) либерального воспитания — склоняющегося к всепрощенчеству.

Важным принципом выступает воспитание в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.

Следует иметь в виду, что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в нем сложилась благоприятная моральная атмосфера.

Принцип индивидуального подхода к своим подчиненным предполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровня знаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должно быть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательное отношение к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резких упреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу.

Преемственность — данный принцип требует преемственности, последовательности воспитательных воздействий, чтобы каждый вновь назначенный руководитель подразделения знал, к чему стремился и чего добивался его предшественник.

Активность и самодеятельность воспитуемых. Успех нравственного воспитания во многом зависит от того, насколько вам удалось организовать самостоятельную деятельность подчиненных.

Задачами нравственного воспитания являются: формирование положительных нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел; борьба с антиподами морали, имеющими место в среде сотрудников таможенных органов (стяжательство, бюрократизм, нарушения дисциплины, подхалимство, угодничество, взяточничество, пьянство).

Стяжательство — это такая жизненная позиция, когда накопление материальных ценностей становится главной, а иногда и единственной целью существования человека. Стяжатель — человек стремящийся к безудержному приобретению денег и вещей. Страсть к накоплению оказывает разрушительное влияние на человека. По мере того, как материальные ценности выдвигаются на первый план, возвышенные духовные побуждения угасают. Круг интересов такого человека резко сужается: все то, что не связано с личной выгодой теряет значение, становится неинтересным. Работа, положение дел в коллективе, радость или горе товарища оставляют корыстолюбивого человека равнодушным. По-прежнему ряд сотрудников органов внутренних дел страдает таким пороком, как пьянство.

Злоупотребление спиртными напитками снижает физические и умственные способности человека, происходит его деградация. Употребление спиртного очень часто способствует совершению сотрудниками аморальных поступков и даже преступлений.

Следует иметь в виду, что различные антиподы тесно связаны друг с другом. Например, стяжательство — с бюрократизмом, взяточничеством. Чтобы осуществить свои конкретные цели стяжатель стремится создать впечатление своей полезности и важности, тормозит решение даже мелочных вопросов, ожидая подношений и взяток. Как правило, сотрудник, приобретя один порок, в скором времени становится обладателем целого ряда соответствующих пороков, которые нередко, затем, приводит его на скамью подсудимых.

Все это влияет на авторитет таможенных органов, на отношение к нам населения.

 

Основными методами нравственного воспитания являются: убеждение, пример, моральный авторитет руководителя, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.

Убеждение — это воздействие на личность, в ходе которого происходит усвоение норм, ценностей, принципов морали.

Личный пример — в примере всегда ощущается конкретность, единство слова и дела.

Моральный авторитет руководителя. Данный метод эффективен при условии, что и сам руководитель обладает высокой нравственной культурой.

Принуждение — данный метод может быть использован, если подчиненный не реагирует на вышеперечисленные средства.

Эстетическое воспитание — это целенаправленная система формирования человека, который не только воспринимает прекрасное, но и стремится жить и творить по законам красоты.

Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способности правильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребности утверждать прекрасное в своей деятельности — в труде, в образе жизни, в быту.

Эстетическое воспитание играет большую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективности работы и росту престижа таможенных органов. Сейчас нашей стране как никогда нужна не только высокопрофессиональные, но и интеллигентные таможенники, которых население уважает и оказывает всяческую поддержку.

Основными принципами эстетического воспитания являются: принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, принцип единства эстетического и нравственного воспитания, принцип комплексного воздействия различных видов искусства.

Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. Чтобы понимать прекрасное, необходима соответствующая подготовка, т. е. художественное образование.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания. Сотрудник, который эстетически развит, как правило, является и высоконравственным человеком. И он не позволит себе напиваться, сквернословить, грубить.

Принцип комплексного воздействия различных видов искусства. Эстетически развитый человек должен обладать хотя бы минимумом знаний и различных видов искусства.

Принцип творческой самодеятельности работников — необходимо изучать способности своих подчиненных, их увлечения и их всячески поощрять.

Методы эстетического воспитания аналогичны методам нравственного воспитания. К основным из них относятся: убеждение, личный пример, поощрение, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.

Итак, в современных условиях значительно возрастают уровень требований к моральному облику и культуре сотрудников таможенных органов. Ведь справиться с возросшими задачами способны работники, обладающие не только соответствующим уровнем профессионализма, но и надлежащим уровнем нравственной и эстетической культуры. Эта задача решается в настоящее время в ходе нравственного и эстетического воспитания.

Вывод:

Характерной чертой служебной деятельности таможенных органов является ее диалогичность. Сотрудники вступают в контакт, общаются с самыми различными собеседниками - от сослуживцев, подчиненных и начальников, до правонарушителей. Всякий раз возникает ситуация, которая требует быстрой "переналадки" установок и стиля общения. Это не просто сделать хотя бы уже в силу стереотипизации профессионального восприятия, наличия механизмов психологической инерции и снижения перцептивных способностей сотрудников таможенных органов в результате их усталости. Поэтому овладение приемами управления, саморегуляции процессом общения становится условием эффективности служебной деятельности.  

 


Глава 2. Психология здоровья. Стрессы и кризисы в деятельности сотрудников таможенных органов

         2.1 Психологические аспекты сохранения и поддержания здоровья сотрудников таможенных органов.

         Понятие «здоровье» для большинства ассоциируется в основном с телом, с физическим состоянием. Для того, чтобы быть здоровыми люди стараются правильно питаться, отказываются от вредных привычек, занимаются спортом. А культуру мыслей, эмоций, взаимоотношений с окружающим миром, как правило, не учитывают. Но зачастую именно разрушительные мысли, чувства, неправильное отношение к себе, окружающим, к самой жизни являются причиной многих и многих заболеваний.

Здоровье – состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Информация о работе Формирование единой системы таможенного регулирования в Союзном государстве Беларуси и России