Формирование единой системы таможенного регулирования в Союзном государстве Беларуси и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование важнейших психологических аспектов таможенной деятельности.
Задачи исследования: профессиональное общение в условиях таможенного дела и условия повышения его эффективности, профессиональные деформации в деятельности сотрудника таможенных органов: причины возникновения и условия предотвращения и преодоления, психология здоровья, стрессы и кризисы в деятельности сотрудников таможенных органов

Оглавление

Глава 1. Психология профессиональной деятельности сотрудника таможенных органов
1.1. Профессионально-психологические особенности таможенного дела.
1.2. Профессиональное общение в условиях таможенного дела и условия повышения его эффективности
1.3. Профессиональные деформации в деятельности сотрудника таможенных органов: причины возникновения и условия предотвращения и преодоления
Глава 2. Психология здоровья. Стрессы и кризисы в деятельности сотрудников таможенных органов
2.1. Психологические аспекты сохранения и поддержания здоровья сотрудников таможенных органов
2.2. Предупреждение и преодоление стрессов и кризисов в деятельности сотрудников таможенных органов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая тд 2 курс.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

— подготовка рекомендаций, призванных совершенствовать управление;

вооружение сотрудников таможенных органов соответствующими психологическими знаниями, необходимыми для компетентной оценки и учета психологических аспектов служебной деятельности;

— формирование умений и навыков межличностного общения, психологической устойчивости к трудностям, возникающим при решении служебных задач.

Таможенная деятельность имеет свои профессионально-психологические особенности, к которым необходимо отнести следующие:.

Во-первых, должностные лица таможенных органов обязаны владеть различными знаниями, умениями и навыками. Ведущее место среди них занимают знания экономического и правового характера. Высоко ценятся также умения и навыки их применения на практике. В то же время общеизвестно, что в любой сфере успешно трудится лишь тот, кто умеет работать с людьми. Повседневное деловое общение с представителями организаций и физическими лицами – участниками внешнеэкономической деятельности, с коллегами по работе, начальником и подчиненными – требует профессионально-психологической подготовленности. Она предполагает:

 

      способность устанавливать, исходя из той или иной модели поведения, контакт с людьми, оказывать на них психологическое воздействие;

      умение выстраивать межличностное общение, адекватное моменту (от сотрудничества с коллегой до соперничества с опрашиваемым по делу о нарушении таможенных правил);

      готовность корректировать свое поведение, модель общения и стиль взаимоотношений с окружающими в процессе выполнения задач таможенной службы;

      владение навыками нейтрализации конфликтных ситуаций и выхода из них, методиками улучшения взаимоотношений с окружающими;

      умение провести визуальную диагностику личности партнера по общению, распознавать подлинный смысл его движений, жестов, мимики, слов;

      освоение методики снятия стресса и улучшения собственного самочувствия.

Особенности выполнения задач таможенной службы предъявляют к современному сотруднику таможенного учреждения ряд специфических требований. Наиболее важными среди них представляются следующие:

                 знать основы управления в таможенных органах; исходя из этого, уметь анализировать конкретные ситуации, складывающиеся в процессе принятия и реализации решений по таможенной службе, учитывать их последствия;

                 знать психологические особенности таможенной деятельности; на этой основе быть готовым к психологическому анализу и коррекции поведения коллег по работе, подчиненных, представителей организаций и физических лиц – участников внешнеэкономической деятельности

                 знать этнопсихологические особенности населения государств – ведущих экономических партнеров Беларуси; уметь общаться с их представителями с учетом этих особенностей.

Во-вторых, сотрудники таможенных органов должны быть знакомы с общими основами психологии. Сюда входит: типологизация личности (например, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и определение типа темперамента; определение методики типологии, психологическая открытость и закрытость партнера.

В-третьих, чрезвычайно важное значение имеют элементы практической психологии в таможенном деле. Данная проблема в целом охватывает такие аспекты:

— методика установления контакта;

— приемы психологического присоединения к партнеру по общению;

— психологические аспекты проведения опроса по делам о нарушениях таможенных правил:

— визуальное выявление признаков провоза контрабанды;

— психологические аспекты ведения беседы;

— как правильно слушать, практические рекомендации;

— телефонный разговор, практические рекомендации

В-четвертых, важное значение приобретает проблема возникновения и разрешения конфликтных ситуаций в условиях таможенной деятельности. В самом схематичном виде они включают: конфликт, основные понятия, общение в конфликтных ситуациях, методика преодоления конфликтов.

В-пятых, с каждым годом возрастает значение проблемы «Руководитель в таможне и психологические особенности управленческой деятельности».

ВЫВОДЫ:  

Деятельность должностных лиц таможенных органов отличается психологическими особенностями, которые определяются ее внешними условиями, внутренними, а также возможностями управления и самоуправления. Эти особенности деятельности предъявляют высокие требования к любому должностному лицу таможенного органа, к его моральным и нравственным качествам. Должностные лица таможенных органов обязаны владеть различными знаниями, умениями и навыками. , Психология таможенной деятельности есть отрасль психологической науки, предметом которой являются особенности психики сотрудников таможенных органов и их деятельности в специфических условиях таможенной службы.

    


1.2 Профессиональное общение в условиях таможенного дела и условия повышения его эффективности

 

Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии — опережающего восприятия, предвидения возможных поступков собеседника, способности быстро ориентироваться в свойствах его личности. Овладение искусством понимать людей и на этой основе управлять их поведением является важнейшим признаком профессионализма сотрудников таможенных органов.

Основу психологии профессионального общения в работе сотрудника таможенных органов составляют его общие и специфические закономерности. Последние определяются характером оперативно-служебных задач, содержанием и целями конкретной ситуации.

Выделяются следующие виды профессионального общения сотрудников таможенных органов:

               Общение сотрудника с коллегами по работе в служебном коллективе

               Общение с лицами, причастными к совершению правонарушений

               Общение с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений

               Общение с лицами, скрывающими информацию о преступлении, вступающими в конфликт с сотрудниками таможенных органов;

               Общение с иными лицами.

Общение сотрудника в коллективе характеризуется следующими основными особенностями:

— формализованностью и регламентацией служебного общения статусом сотрудников, их должностными обязанностями, правами и ответственностью, приказами, инструкциями и другими нормативными актами;

— сочетанием в эпизодах общения служебных, общественных и личных целей и интересов сотрудников таможенных органов;

— знанием участниками общения личных особенностей и стилей поведения друг друга;

— особой регламентацией движения оперативной информации.

Общение сотрудника с лицами, причастными к совершению правонарушений; с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений; с лицами, скрывающими информацию о преступлении, вступающими в конфликт с сотрудниками таможенных органов и иными лицами может отличаться следующими особенностями:

— скрытым или открытым противодействием, установкой на борьбу;

— высоким уровнем ответственности;

— зачастую оно носит публичный характер;

— высокой эмоциональной напряженностью, фрустрированностью;

— часто носит стрессовый характер;

— правовой регламентацией и, как правило, фиксацией содержания.

       Таким образом, в содержании и методах психологической подготовки сотрудников таможенных органов необходимо учитывать:

1. Трудности общения, определяемые сложностью, проблемностью служебной деятельности и самих ситуаций профессионального взаимодействия;

2. Особенности профессиональных контактов, формирующих у сотрудников таможенных органов опыт решения трудных ситуаций;

3. Типичные варианты личных затруднений и неадекватного общения сотрудников — стратегии обходного решения проблем, уклонения от сложных вариантов общения, профессиональная ограниченность и ригидность личностного пространства общения и т.д.

Отсюда система обучения сотрудников таможенных органов технике общения должна включать анализ типичных вариантов служебного взаимодействия, типичные стратегии и личностные предпочтения (индивидуальный стиль) общения, а также содержание и структуру процессов коммуникации.

В процессе общения необходимо выделять три стороны:

взаимодействие друг с другом (интерактивная сторона);

восприятие и понимание другого человека (перцептивная сторона);

обмен информацией (коммуникативная сторона).

Взаимодействие друг с другом — характеристика тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией их совместной деятельности. Основными компонентами процесса взаимодействия являются люди, участвующие в нем, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга.

Не менее существенным компонентом процесса взаимодействия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений, как результат взаимовлияния друг на друга.

Различают два основных типа взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Кооперация подразумевает сотрудничество, согласие, ассоциацию, приспособление, что способствует общению. Конкуренция же подразумевает соперничество, конфликт, оппозицию, диссоциацию. Конкуренцию можно рассматривать как положительно, так и отрицательно влияющей на процесс общения.

К числу некоторых признаков поведения при общении относят:

— стремление к солидарности, подбадривание других;

— спокойствие, чувство удовлетворенности, легкое и непринужденное поведение со всеми;

— свободное высказывание мнений, оценка событий, фактов…

— высказывание неодобрения, отказ от участия в совместной деятельности;

— проявление напряженности (стесненность, беспокойство…).

Следующий процесс — восприятие и понимание человека человеком.

Процесс формирования образа другого человека достигается «прочтением» физических характеристик, психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

При оценке восприятия необходимо учитывать:

1. Объект восприятия не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

2. Внимание субъекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпритациях объекта восприятия, в том числе и причинных.

3. Восприятие характеризуется большой слитностью познавательных и эмоциональных компонентов.

Коммуникативная сторона общения заключается в выявлении специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т. е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, которыми обмениваются люди.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:

1. Побудительной — рассчитанной на стимуляцию действий /активизацию — запрет — дестабилизацию.

2. Констатирующей — выступающей в форме сообщения, не предполагающей непосредственного изменения поведения.

Основными средствами коммуникативного процесса являются:

1. Звуковая система – вербальная, речевая, коммуникация, имеющая универсальные свойства, при которой менее всего теряется смысл сообщения.

2. Паралингвистические явления, выражающиеся в речевых и неречевых проявлениях голоса.

3. Оптико-кинестетическая система, невербальная коммуникация, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику, систему контактов глазами.

Различают следующие виды воздействия: убеждение, заражение, внушение, подражание. Последние, в свою очередь, могут подразделяться на подвиды.

Необходимость изучения и использования в своей деятельности эффективных методов общения напрямую связана со спецификой деятельности таможенных органов. При работе с людьми важно предвидеть возможные поступки человека, ориентироваться в свойствах его личности. Усвоенные психологические рекомендации представляют собой совокупность средств установления контакта, доверительных отношений, а также воспитательного воздействия.


1.3 Профессиональные деформации в деятельности сотрудника таможенных органов: причины возникновения и условия предотвращения и преодоления

 

Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности. Выражается в росте агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Порождает общую для многих управленцев проблему: падение (или утрату) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию.

Наиболее подвержены профессиональной деформации лица, работающие с людьми: работники правоохранительных органов, ответственные руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи.

Информация о работе Формирование единой системы таможенного регулирования в Союзном государстве Беларуси и России