Перспективы развития обязательного личного страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является определение перспектив развития и особенностей российского рынка обязательного личного страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Исследовать теоретические вопросы развития системы обязательного личного страхования.
Осуществить анализ развития российского рынка обязательного личного страхования.
Осуществить анализ основных показателей сегмента личного страхования по лидирующим страховым компаниям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ 6
1.1. Сущность и значение обязательного личного страхования в социально-экономическом развитии общества 6
1.2. Классификация и характеристика основных видов обязательного личного страхования 9
1.3. Содержание и проведение обязательного социального страхования в РФ от несчастных случаев 16
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 23
2.1. Анализ развития рынка обязательного личного страхования за 2000-2011 гг 23
2.2. Анализ основных показателей сегмента личного страхования по лидирующим СК 27
2.3. Оценка установления страхового возмещения при страховании работников от несчастных случаев 29
2.4. Оценка применения различных систем страховых выплат 37
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 39
3.1. Перспективы развития обязательного личного страхования 39
3.1.1. Условия развития обязательного личного страхования пассажиров 39
3.1.2. Специфика развития обязательного государственного личного страхования определенных категорий физических лиц 42
3.1.3 Особенности развития обязательного страхования от несчастных случаев 44
3.2. Всеобщая классификация личного страхования 47
3.3. Актуарные расчеты по проектированию страховых тарифов в личном страховании 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения 55

Файлы: 1 файл

strakh_tochno.doc

— 590.00 Кб (Скачать)

Из расчетов получилось, что больше всего пассажиров, как  предполагается, будет застраховано в рамках автобусных городских перевозок. Количество пассажиров, определяемых перевозчиками при ежегодном страховании на этом виде транспорта равно 11,517 миллиарда человек. Второй по популярности вид общественного транспорта у россиян - троллейбус. Здесь среднегодовое количество пассажиров, а значит застрахованных, - 2,986 миллиарда человек. За ними следуют трамвай - 2,698 миллиарда человек, пригородные автобусы - 2,654 миллиарда, электрички - 1,063 миллиарда, междугородние и международные автобусы - 0,267 миллиарда пассажиров, поезда дальнего следования - 0,128 миллиарда, воздушный транспорт - 49,286 миллиона, внутренний водный транспорт - 18,429 миллиона и морской транспорт - 1,4 миллиона человек.

При этом на одного страховщика, по расчетам Минфина, придется 191,95 миллиона пассажиров городских автобусов, 177,227 миллиона пассажиров электричек, 49,774 и 44,969 миллиона любителей троллейбусов и трамваев соответственно.

По прогнозам Минфина, работать на этом рынке обязательного  страхования будет примерно 60 страховых  компаний.

Ведомство отмечает, что, учитывая имеющийся практический опыт взаимодействия страховщиков и предприятий автотранспорта, в страховании различных групп перевозок будет участвовать различное количество страховщиков.

Самыми «узкими» с точки зрения количества участников страхового рынка можно считать рынки страхования в области железнодорожных и морских перевозок - предполагается, что договора обязательного страхования этой группы перевозок будут заключать 10% участников рынка - шесть компаний.

3.1.2. Специфика  развития обязательного государственного личного страхования определенных категорий физических лиц

В настоящее время  министерство финансов представило  проект федерального закона, регулирующий обязательно государственное страхование  военнослужащих, пожарных, полицейских, сообщает официальный сайт Правительства РФ.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы»« подготовлен Минфином России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации.

Проект федерального закона направлен на законодательное решение проблем, возникающих при реализации Федерального закона, поскольку на практике возникают споры о том, какой из страховщиков должен нести обязательства по выплате страховых сумм при наступлении страхового случая, связанного со смертью застрахованного лица или с установлением ему инвалидности, которые произошли в течение одного года после увольнения этого лица со службы, а именно - страховщик, с которым был заключен договор обязательного государственного страхования в период прохождения застрахованным лицом военной службы, службы, военных сборов, или страховщик, предоставлявший страховую защиту по договору обязательного государственного страхования, в период действия которого происходит указанный страховой случай.

В сложившейся ситуации подрывается принцип социальной защищенности военнослужащих, приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, а в случае их смерти, - членов их семей, поскольку при возникновении конфликтных ситуаций между страховщиками страховые суммы выплачиваются лишь на основании судебного решения, на вынесение которого требуется определенное время.

Проект федерального закона однозначно устанавливает ответственность  страховщика по всем страховым случаям, произошедшим в период действия заключенного им договора страхования. С этой целью вносится изменение в преамбулу Закона об обязательном государственном страховании с тем, чтобы отнести к «военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам» граждан, уволенных с военной службы, службы, отчисленных с военных сборов, окончивших военные сборы до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы, отчисления с военных сборов, окончания военных сборов. Обязательное государственное страхование осуществляется на основании договора, в котором прописываются все существенные условия страхования, права и обязанности сторон.

Проект федерального закона также предусматривает уточнение  положений Закона об обязательном государственном  страховании, касающихся расчета страхового тарифа, в частности, исключается обязанность согласования страхового тарифа с Минфином России, вводится ряд требований к расчету страхового тарифа, в том числе: использование единой методики расчета страхового тарифа, утвержденной Минфином России, использование в расчетах единой страховой суммы по договору страхования, которая устанавливается в размере 2 000 000 рублей на каждое застрахованное лицо, накопление страхователями и страховщиками статистических данных, необходимых для расчета страхового тарифа, и обмен данной информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Законопроект одобрен  Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности для последующего рассмотрения на заседании  Правительства.

3.1.3 Особенности  развития обязательного страхования  от несчастных случаев

Тарифы от несчастных случаев в 2013 году изменятся. В постановлении ФСС РФ №122 от 31.05.2012 определены основные показатели, рассчитанные по видам деятельности. Эти показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены. Скидки или надбавки зависят от некоторых показателей финансовой деятельности страхователя за три предыдущих года.

К основным показателям  можно отнести следующие:

  1. количество страховых случаев на тысячу работающих;
  2. отношение суммы выплаченных страховых сумм по страховым случаям к сумме начисленных страховых взносов.
  3. количество дней временной нетрудоспособности на один несчастный страховой случай, исключения составляют смертельные случаи.

Скидки и надбавки – нововведения 2012года. Они утверждены постановлением Правительства России №524 от 30.05.2012 № 524. Скидки и надбавки рассчитываются региональным отделением ФСС в этом году и устанавливаются на будущий 2013 год (с 1 января). Причем размер скидки или надбавки не должен превышать 40% от установленного тарифа.

Чтобы получить скидку, необходимо выполнение некоторых условий:

  1. компания платит текущие взносы своевременно;
  2. задолженностей по взносам у компании нет;
  3. срок хозяйственной деятельности компании с момента ее регистрации не менее трех лет.

Если деятельность организации  соответствует вышеперечисленным  условиям, то до 1 ноября 2012 года она  подать заявление о предоставлении скидки на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на 2013 год. Заявление рассматривается органами ФСС и принимается решение о том, утвердят скидку или откажут до 1 декабря 2012г. Решение вручается под расписку после принятия решения в течение 5 дней.

На сегодняшний день в России существует ряд проблем, препятствующих эффективному развитию системы страхования вообще и личного страхования в частности. Рассмотрим некоторые из них.

Экономическая нестабильность. В условиях сложившегося кризиса, инфляции, высокого налогового бремени, недостаточности  свободных средств у граждан  и предприятий, потери доверия населения к финансовым институтам были снижены темпы развития и функционирования системы личного страхования.

Психологический аспект. Сегодня неразвитость рынка добровольного  личного страхования обусловлена  такими моментами, как недоверие со стороны потенциальных страхователей к институту страхования, низкой страховой культурой населения, отсутствием страхового интереса, а также, возрастающим различием в уровне доходов населения.

Слабое налоговое стимулирование. От системы налогообложения напрямую зависит успешность развития личного страхования в стране.

Практическое отсутствие инвестиционных инструментов, куда могли  бы вкладывать страховые компании временно свободные денежные средства.

Кадровый рынок. Негативная ситуация на кадровом рынке связана с нехваткой специалистов, обладающих достаточными знаниями и навыками, позволяющими развивать страховой бизнес, в том числе в соответствии с международными стандартами.

Высокая стоимость страхового полиса при несоответствующем качестве оказания страховых услуг по такому полису.

Валютный риск. Многие компании осуществляют страхование  в валютном эквиваленте, инвестируя резервы в рублевые инструменты. В течение ряда лет курс доллара  падал, так что такой подход представлялся  достаточно безопасным и даже выгодным для страховой компании.

Однако наступивший  во время кризиса быстрый рост курса доллара наглядно показал  серьезность валютного риска.

Избыточная гибкость страховых продуктов. Ряд страховых  компаний злоупотребляют гибкостью  страховых продуктов, предоставляя право на регулярное изменение таких условий страхования, как страховая сумма, частота уплаты взносов, срок страхования и т.д. Гибкость страховых продуктов отнюдь не бесплатная для компании. Если же, как это часто бывает, она еще и не подкреплена соответствующей автоматизацией администрирования полисов страхования жизни и простотой внесения изменений, результаты могут быть просто катастрофическими.20

На основе исследованных  материалов можно сформулировать несколько основных рекомендаций, способствующих развитию и совершенствованию личного страхования в РФ.

Развивать социальное страхование от несчастных случаев на производстве, предоставив право работодателю платить либо в Фонд социального страхования, либо в страховую компанию.

Создать гарантии сохранности накоплений страхователей компаниях, осуществляющих страхование жизни (формирование гарантийных фондов, обеспечивающих ответственность страховщиков за выполнение обязательств перед клиентами), в том числе на случай их неплатежеспособности и банкротства.

3.2. Всеобщая классификация личного страхования

Далее представим классификацию  следующих видов страхования (см. рис. 3.2.1и 3.2.2в приложении):

3.3. Актуарные расчеты по проектированию страховых тарифов в личном страховании

Данные для расчета  тарифов и страховых премий в  личном страховании (вариант 27) (см. приложение 6)

Определение нетто-ставки, брутто-ставки и годичной страховой  премии осуществляется в соответствии с формулами расчета нетто-ставки по смешанному страхованию жизни (Тнсмеш ). Последовательно рассчитываются частные нетто-ставки в единовременном исчислении, переводятся в годичные, на их основе устанавливаются годичные брутто-ставка и страховая премия.

Расчеты производятся по данным варианта 27:

х=23; n= 9; i=19; р = 0,00216; S =1250140.

1 . Единовременная нетто-ставка  по страхованию на дожитие  лица до 32-летнего возраста (Тндож) рассчитывается следующим образом.

По истечении 9 лет страховщику предстоит выплатить определенное количество страховых сумм. Сколько будет выплат, определяется из таблицы смертности.

До 32 лет доживут 90254 чел. — это и будет количество выплат страховых сумм (страхового обеспечения).

Страховой фонд (СФ) определяется:

СФ = 90254 х 100 руб. = 9 025 400 руб.

Однако в начале срока  страхования этот фонд будет меньше с учетом того, что каждый год на него будет нарастать 19 сложных процентов годовых. Это значит, что его следует уменьшить и найти его современную стоимость с помощью дисконтирующего множителя (Vn):

V9 =1 / (1+0,19) 9=0,209

Тогда современная стоимость  страхового фонда (СФсовр) составит:

СФсовр = 9 025 400 X 0,209 = 1886308,6 руб.

Следовательно, в начале срока страхования страховой  фонд равняется 1886308,6 руб., а в расчете на одного страхователя он составит

1886308,6 / 95 061 = 19,843 руб.

Эта величина представляет собой единовременную нетто-ставку:

едТ23  дож = 19,843 руб.

2. Единовременная нетто-ставка  по страхованию на случай смерти (Тнсм) рассчитывается, исходя из следующего логического рассуждения.

Чтобы сформировать страховой  фонд, необходимый для выплат по всем договорам на случай смерти, необходимо знать, сколько человек не доживет  до соответствующего возраста. Для  этого число умирающих на каждом году страхования, взятое из таблицы смертности, умножается на соответствующий дисконтирующий множитель и суммируется по годам за весь период при условии размера каждой выплаты в 100 руб.

Используем формулу:

Для лиц в возрасте 23 лет за период 9 лет страхования этот фонд в расчете на каждого участника страхования составит:

Расчет годичной нетто-ставки по страхованию от несчастных случаев осуществляется по формуле:

Для расчета годичной нетто-ставки по страхованию на дожитие  и на случай смерти полученные нетто-ставки корректируются с учетом коэффициента рассрочки:

По данному договору страхования коэффициент рассрочки  определяется:

Информация о работе Перспективы развития обязательного личного страхования