Перспективы развития обязательного личного страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является определение перспектив развития и особенностей российского рынка обязательного личного страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Исследовать теоретические вопросы развития системы обязательного личного страхования.
Осуществить анализ развития российского рынка обязательного личного страхования.
Осуществить анализ основных показателей сегмента личного страхования по лидирующим страховым компаниям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ 6
1.1. Сущность и значение обязательного личного страхования в социально-экономическом развитии общества 6
1.2. Классификация и характеристика основных видов обязательного личного страхования 9
1.3. Содержание и проведение обязательного социального страхования в РФ от несчастных случаев 16
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 23
2.1. Анализ развития рынка обязательного личного страхования за 2000-2011 гг 23
2.2. Анализ основных показателей сегмента личного страхования по лидирующим СК 27
2.3. Оценка установления страхового возмещения при страховании работников от несчастных случаев 29
2.4. Оценка применения различных систем страховых выплат 37
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 39
3.1. Перспективы развития обязательного личного страхования 39
3.1.1. Условия развития обязательного личного страхования пассажиров 39
3.1.2. Специфика развития обязательного государственного личного страхования определенных категорий физических лиц 42
3.1.3 Особенности развития обязательного страхования от несчастных случаев 44
3.2. Всеобщая классификация личного страхования 47
3.3. Актуарные расчеты по проектированию страховых тарифов в личном страховании 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения 55

Файлы: 1 файл

strakh_tochno.doc

— 590.00 Кб (Скачать)

Система обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве покрывает риски производственного травматизма и профессиональных заболеваний и действует на основе принятого в июле 1998 года Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который обеспечил более высокую степень социальной защиты, так как возложил ответственность перед работниками на Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные подразделения.

Обязательное страхование от несчастных случаев предусматривает обеспечение социальной защиты и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение последствий несчастных случаев, произошедших в рабочее время, включая время нахождения в пути к месту работы или возвращения с места работы на транспорте страхователя; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Страхователем является юридическое  лицо любой организационно-правовой формы, осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы рассчитываются исходя из размера начисленной по всем основаниям оплаты труда работников и установленных страховых тарифов, которые дифференцированы по 22 классам профессионального риска. Максимальный страховой тариф составляет 8,5% и применяется при страховании работников таких отраслей, как угольная промышленность, добыча и обогащение свинцово-цинковой руды и др.

Страховое обеспечение осуществляется в виде:

— пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого в размере 100% среднего заработка за весь период временной нетрудоспособности работника до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

— единовременной и ежемесячных  страховых выплат работнику или  лицам, имеющим право на получение  таких выплат в случае его смерти.

Единовременные страховые выплаты  назначаются за факт утраты работником профессиональной трудоспособности или  его смерти от несчастного случая. Размер единовременной выплаты определяется в соответствии со степенью утраты трудоспособности исходя из суммы 180 тыс. руб. Размер ежемесячной выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. В случае смерти работника размер ежемесячной выплаты лицам, имеющим право на ее получение, исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоящих на его иждивении. Общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на их получение в случае смерти застрахованного. Размер выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий финансовый год; — оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья работника, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Обратим внимание на ряд проблемных аспектов в обязательном личном страховании.

После случая, когда рабочие, устанавливавшие  рекламный щит, пробили свод тоннеля московского метро, и свая повредила вагон с пассажирами, с новой силой разгорелась полемика вокруг вопроса о необходимости введения обязательного страхования пассажиров. Данная страховка существует еще с 1992 года, когда был подписан указ президента «Об обязательном личном страховании пассажиров», но распространяется она лишь на междугородний транспорт. Более того, большинство экспертов считают, что существующее положение противоречит законодательству, и его надо отменить.

Гражданский кодекс устанавливает, что «обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону». Это означает, что для тех видов личного страхования, в которых договоры оплачиваются гражданами, как в случае со страхованием пассажиров, обязательная форма неприемлема. С этой точкой зрения согласны и в Минфине, который уже давно добивается отмены указа президента, но в Минтрансе считают, что в этом случае пассажиры останутся абсолютно незащищенными, и предлагают альтернативный документ – проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров». Действие этого документа должно распространяться, в том числе, и на городской общественный транспорт.

Обратим внимание на ряд  проблемных аспектов связанных с  определением субъектов в личном страховании.

Так, в соответствии с  п. 2 Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании  пассажиров» страхователем при  обязательном страховании пассажиров является транспортное, транспортно-экспедиторское предприятие - перевозчик. Оказалось, что это, на первый взгляд, однозначное определение лица, обязанного страховать пассажиров, допускает разные толкования. Возник спор с участием трех лиц - страховщика, застраховавшего пассажиров, производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций и производственного автотранспортного объединения. Отношения между объединением автовокзалов и автотранспортным объединением были оформлены так, что оба эти лица могли претендовать на право называться перевозчиком. Страхователем выступало одно из этих лиц, а продавало билеты - другое. Соответственно, страховые премии получало с пассажиров лицо, не являющееся страхователем, и не платило их страховщику.

Поэтому, определение  субъектного состава в личном страховании зачастую вызывает проблемы на практике.

Также проверка Счетной  палаты эффективности действующего законодательства об обязательном личном страховании пассажиров водного  транспорта показала, что законодательная и нормативная базы, регулировавшие в проверяемый период вопросы обязательного личного страхования пассажиров внутреннего водного транспорта, оказались неэффективными. На низком уровне был организован контроль за соблюдением страховыми компаниями и перевозчиками страхового законодательства. В нормативных правовых актах не был установлен порядок организации и обеспечения оперативного надзора за соблюдением законодательства по страхованию на судах внутреннего водного транспорта.

Данные о числе застрахованных пассажиров, а также результаты по данному виду страхования, в том числе двух страховых компаний, занимающих лидирующие позиции на страховом рынке, свидетельствуют о том, что законодательная и нормативная правовая базы, регулирующие данный вид деятельности, не обеспечивали страховую защиту граждан по данному виду страхования.

Не были в достаточной  степени проработаны положения  нормативных правовых актов в  части организации и обеспечения  оперативного надзора за соблюдением  законодательства по страхованию на судах внутреннего водного транспорта. Так, обязанность иметь договор страхования жизни и здоровья пассажиров на время их перевозки в случаях, предусмотренных Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, была возложена на лицензиата только в марте с. г. При этом в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193 не предусмотрено требование о наличии у соискателя лицензии договора страхования жизни и здоровья пассажиров на время их перевозки.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

2.1.  Анализ развития рынка обязательного личного страхования за 2000-2011 гг.

Российский рынок страхования  является одним из крупнейших в Европе. Он обладает высоким потенциалом роста, поэтому крайне привлекателен для международных инвесторов. Рынок претерпевает множество позитивных изменений. Растут прозрачность и качество страховых услуг и сделок, повышается надежность отечественных страховщиков.

Общий объем собранной премии в 2011 года составил 1267,9 млрд. руб. (рост на 21,8% по сравнению с 2010 годом), объем выплат – 888,4 млрд. руб. (рост на 15,6%) (см. рис 2.1.1 в приложении)

В отличие от развитых стран, страховые компании России свою экономическую деятельность строят на превышении поступления страховых премий над выплатами: коэффициент выплат, в среднем за период 1999-2011 гг. составил всего 63,3%, при этом коэффициент вариации равен 10,9%. Эти статистические показатели свидетельствует об устойчивой тенденции российских страховых компаний развиваться «за счет страхователей».

Увеличение премий по сравнению с 2010 годом наблюдается  во всех видах страхования. Выплаты  выросли во всех видах, за исключением  страхования жизни, имущества и  страхования предпринимательских и финансовых.

Согласно Закону РФ N 4015-1 страхование разделено на три группы (страхование предприятий, организаций, физических лиц (нерезидентов РФ), добровольное страхование и обязательное страхование), каждая из которых включает определенные сферы деятельности (см. приложение 1).

Обязательное  страхование занимает максимальный удельный вес в общем составе (57,06%), который медленно, но верно растет. Ключевыми видами страхования в этой группе являются личное страхование (49,55%) и медицинское страхование (48,4%). Оба вида показывают динамику устойчивого роста. Также высокими темпами развивается страхование от несчастных случаев и болезней - рост с 0,64% в 2010 г. до 1,15% в 2011 г. Удельный вес других видов обязательного страхования снижается.

Добровольное  страхование уступает обязательному почти 15% и включает три вида страховой деятельности: личное страхование (15,28%, тенденция роста), имущественное страхование (27,66%, тенденция спада), страхование предпринимательских и финансовых рисков (0,69%, тенденция спада), страхование ответственности (2,03%, тенденция спада).

Абсолютное большинство  страховщиков работают в обоих сегментах. Наиболее высокая концентрация рынка традиционно наблюдается в сегментах, демонстрирующих устойчивый рост. По данным «Эксперт РА», высокими темпами концентрация растет в сегментах страхования имущества юридических лиц от рисков (+11,7%), ОСАГО (+6,4%) и страхования каско (+5,6%). Концентрация практически не изменилась лишь в сегменте ДМС (из-за крайне высокой убыточности в этом виде страхования). Наиболее высокие показатели концентрации отмечаются в страховании имущества физических лиц (+69,1%) и ОСАГО (+62,4%).

По оценкам экспертов, в 2011 г. темпы роста российского страхового рынка вернутся на докризисный уровень. Это подтверждают темпы прироста взносов, которые в первом полугодии 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. составили 16,2%, а за девять месяцев 2011 г. по сравнению с девятью месяцами 2010 г. - 20,2% (при общем объеме собранной премии 933,8 млрд руб.), в то время как уровень выплат увеличился на 15,5% (при объеме 642,2 млрд руб.). Увеличение премий в 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается во многих видах страхования (см. приложение 2).

Положительную динамику взносов на российском страховом  рынке в 2011 г. определили следующие  факторы: восстановление экономики  и реализация отложенного спроса, рост спроса на страхование в связи  с последствиями катастроф 2010 г., изменение цен и страховых тарифов, а также изменения в законодательстве.

Рейтинг видов страхования  по темпам прироста взносов в 2011 г. выглядит следующим образом.

Высокие темпы роста  сохраняются в сегменте страхования от несчастных случаев (+26%) при существенных страховых сборах - 19 165 млн руб. (пятое место в рейтинге). Главная причина роста - восстановление ипотечного и потребительского кредитования.

Темпы роста (+19%) показали два сегмента: страхование выезжающих за рубеж (страховые взносы - 2725 млн руб.) и страхование грузов (страховые взносы - 9954 млн руб.). Причины роста в этих сегментах аналогичны - восстановление соответственно объемов путешествий и грузоперевозок до докризисного уровня. Такие же предпосылки роста (+18%) в сегменте страхования пассажиров (туристов, экскурсантов) при страховых взносах 1340 млн руб.

Сегмент обязательного личного страхования показал рост (+9%) при страховых сборах 7057 млн руб. Основная причина роста - увеличение отчислений работодателей в фонды ОМС.

Таким образом, из 28 видов  страхования 23 показали рост. Причем основной вклад в рост рынка в первом полугодии 2011 г. внесли каско (+13 млрд руб.), ДМС (+8 млрд руб.), страхование жизни (+5,7 млрд руб.), страхование от несчастных случаев (+4 млрд руб.), страхование сельскохозяйственных рисков (+3,3 млрд руб.). Именно эти виды страхования обеспечили основной прирост (более 70%) собранных страховых премий (см. рисунок 2.1.2 в приложении).

Спад произошел в  следующих страховых сегментах:

- страхование ответственности за неисполнение обязательств по госконтракту - спад (-73%) при страховых сборах 549 млн руб.;

- страхование профессиональной  ответственности туроператоров  - спад (-26%) при страховых сборах 170 млн руб. (27-я строчка из 28 возможных). Главные причины спада - усиление контроля дееспособности туроператоров и, как следствие, уход недобросовестных и несостоятельных участников с рынка;

- страхование ответственности  грузоперевозчиков - спад (-20%) при  страховых сборах 450 млн руб. (причина  - сокращение доли страхования ответственности на фоне сокращения премий по данному виду);

- страхование авиационных  рисков (имущественное + ответственности) - спад (-13%) при страховых сборах 3745 млн руб.;

- страхование водного  транспорта (имущественное + ответственности) - спад (-5%) при страховых сборах 3050 млн руб.

Вместе с тем рост страховых взносов сам по себе не означает роста прибыли в отрасли. Для выявления секторов, действительно  привлекательных для участников страховых отношений, страховые  премии традиционно сопоставляются со страховыми выплатами.

Рейтинг сегментов страхования  по размерности страховых выплат выглядит следующим образом:

- ОСАГО (около 90%), тенденция  - рост;

- каско (более 80%), тенденция  - рост;

- страхование имущества  физических лиц (более 70%), тенденция - спад;

- страхование имущества  юридических лиц (около 70%), тенденция  - рост;

- ДМС (70%), тенденция  - интенсивный рост;

- страхование от несчастных  случаев (около 60%), тенденция - рост.

Согласно рейтингу в  состав страховых сегментов, работающих с минимальной рентабельностью, вошли виды страхования с наибольшими страховыми сборами. Прежде всего, это ОСАГО и каско.

В остальных сегментах (страхование имущества, ДМС, страхование  от несчастных случаев), вошедших в  рассматриваемый рейтинг, рентабельность бизнеса близка к среднерыночной, поэтому серьезных опасений не вызывает.

Информация о работе Перспективы развития обязательного личного страхования