Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 22:01, реферат
В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Экономическая сущность системы социального страхования. Характеристика Фонда социального страхования РФ …………………………5
2. Назначение, источники формирования и направления расходования средств Фонда социального страхования РФ…………………………………..14
3.Реформирование системы социального страхования…………………..21
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
а) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
б) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
в) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
г) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
д) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
е) обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
ж) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
з) обеспечение надзора и общественного контроля;
и) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики. К числу основных социальных рисков относятся:
а) необходимость получения медицинской помощи;
б) временная нетрудоспособность;
в) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
г) материнство;
д) инвалидность;
е) наступление старости;
ж) потеря кормильца;
з) признание безработным;
и) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая.
Сейчас Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым (после Пенсионного Фонда РФ) по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:
а) установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;
б) установление видов обязательного социального страхования;
в) установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
г) установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;
д) установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;
е) утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;
ж) установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
з) установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
и) установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;
к) определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;
л) управление системой обязательного социального страхования.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осуществляет управление системой обязательного социального страхования. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.
2. Назначение, источники формирования и направления расходования средств Фонда социального страхования РФ
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
Средства Фонда образуются за счет:
а) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
б) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
в) страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
г) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
д) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
е) ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
ж) прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).3
От уплаты взносов в ФСС освобождены:
а) Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Министерство юстиции РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ;
б) общественные организации инвалидов, предприятия, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
Деятельность Фонда социального страхования, осуществляется по 3 направлениям:
а) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
б) страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
в) выполнение государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ.4
Средства Фонда направляются на:
а) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
б) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
в) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
г) частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
е) оплату проезда к месту лечения и обратно;
ж) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
з) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
и) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
к) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
л) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
м) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о ФСС. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Информация о работе Экономическая сущность системы социального страхования