Развитие системы социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 08:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение системы социального страхования (на примере пенсионного страхования) как средства защиты населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить состояние системы социального страхования в России и за рубежом на современном этапе развития общества;
 определить место и значение пенсионного страхования как элемента системы социальной защиты;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ… 7
1.1. Понятие, сущность и виды социального страхования ………………………. 7
1.2 История формирования системы социального страхования в России …… 19
1.3. Социальное страхование за рубежом …………………………………..…. 31
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Рязанской области) ………………………………………………………………………………………. 37
2.1. Пенсионное обеспечение как элемент структуры социальной защиты граждан ……………………………………………………………….……………. 37
2.2. Основные направления совершенствования системы пенсионного страхования …..…………………………………………………………………… 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………….…….…….. 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_Фоломина.doc

— 321.50 Кб (Скачать)


2

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………  3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ… 7

1.1. Понятие, сущность и виды социального страхования ………………………. 7

1.2 История формирования системы социального страхования в России ……  19

1.3. Социальное страхование за рубежом …………………………………..….   31

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Рязанской области) ………………………………………………………………………………………. 37

2.1. Пенсионное обеспечение как элемент структуры социальной защиты граждан ……………………………………………………………….……………. 37

2.2. Основные направления совершенствования системы пенсионного страхования …..……………………………………………………………………  46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………….…….…….. 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………. 57   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена тем, что одним из показателей развитых рыночных отношений является наличие системы защиты граждан от социальных рисков: системы социального страхования и социальной помощи. В период социально-экономических реформ, требования, предъявляемые к организации и развитию социальной сферы не всегда совпадают с возможностями государства по обеспечению стабильности и защиты граждан. Именно поэтому принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхование и имеющейся системы социального страхования в Российской Федерации с целью наметить пути ее совершенствования.

Социальное страхование является основой системы социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.

Современное состояние экономических отношений обуславливает вероятность возникновения социальных рисков для трудящихся, опасность для них оказаться в тяжелом материальном положении, в то время как социальная политика направлена на развитие системы социального страхования – системы поддержки населения, защита его от факторов социального риска, которые, зачастую носят субъективный характер и не зависят от возможностей большинства людей.

Социальные риски существуют на любом этапе развития общества, при любом типе экономических отношений. При прежней модели экономической деятельности,   централизованно – плановая социалистическая система стандартизировала и минимизировала, условия общественной  жизнедеятельности, но в то же время несла ответственность и за социальный риск.

С переходом к рыночному хозяйствованию неизбежно меняется модель распределительных отношений – сокращается государственное распределение. Для социального страхования это имеет принципиальных характер, поскольку пополнение фондов осуществляется как за счет самого работника, так и за счет работодателя. В таких условиях возникает необходимость  создание механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально-экономическим условиям, в основу которых должны быть положены принципы взаимопомощи и самоуправления.

Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Строится система на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур и общественных объединений.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. Именно на этих принципах основана современная система пенсионного страхования, являясь основой пенсионной системы с целью формирования источника финансирования пенсий.

Пенсионное обеспечение - это направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое находится под пристальным вниманием в современном обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Проблемы в области пенсионного обеспечения многогранны и сложны. В условиях сложных экономических отношений, экономического кризиса, который нанес урон мировой экономической системе, проблемы пенсионного страхования выступают на первый план. Это объясняется тем, что уровень государственных пенсий отстает от темпов инфляции, а изменение демографической ситуации (снижение рождаемости и увеличение числа лиц пожилого возраста) еще более усугубляет нестабильность состояния пенсионеров.

Существующая на сегодняшний день система пенсионного обеспечения не в состоянии обеспечить необходимый уровень жизни, оставляя большинство пенсионеров за чертой бедности. Недостаток фондов, нецелесообразное расходование средств приводит к тому, что население, испытывает недоверие к правительству и его социальной политике, что подрывает авторитет власти и вызывает социальную напряженность. Реформы пенсионной системы, которые проводятся в России, направлены на изменение сложившейся ситуации: изменение направления политики в области социального (пенсионного) страхования, что будет способствовать увеличению уровня жизни нетрудоспособных слоев населения, повышению доверия населения к представителям властных структур.

Объектом исследования данной работы является система социального страхования в России на современном этапе развития.

Предмет исследования – система пенсионного страхования как компонент социальной защиты.

Целью данной работы является рассмотрение системы социального страхования (на примере пенсионного страхования) как средства защиты населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

                 изучить состояние системы социального страхования в России и за рубежом на современном этапе развития общества;

                 определить место и значение пенсионного страхования как элемента системы социальной защиты;

                 оценить уровень и перспективы его развития (на примере Управления ПФР Рязанской области);

                 разработать рекомендации по совершенствованию системы пенсионного страхования.

В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение законодательных и нормативных материалов, анализ документов, регламентирующих деятельность Управления ПФР по Рязанской области.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются структура и сущность системы социального страхования в России в сравнении с зарубежным опытом, специфика пенсионной системы РФ как одного их направлений социальной защиты населения.

Вторая глава посвящена анализу деятельности Управления ПФР по Рязанской области, проведен анализ существующей системы и перспектив ее развития, сформулированы рекомендации по повышению эффективности деятельности системы социального страхования.

В заключении формулируются основные выводы, полученные в ходе исследования.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

1.1 Понятие, сущность и виды социального страхования

 

Правовой базой страхования является Закон от 31.12.97 N 157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[1]. Согласно данному Закону страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)[2].

В ст. 927 ГК РФ и ст. 3 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» закреплены две организационно-правовые формы страхования — обязательное и добровольное страхование.

Обязательное страхование отражает общественную (общегосударственную) потребность в страховании. Это может быть потребность в оказании полной и своевременной материальной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, пострадавшим при ликвидации последствий аварии на ядерном объекте, при стихийном бедствии и т. п. Для этих целей государство в законодательном порядке устанавливает обязательность страхования (например, ответственности предприятий — источников повышенной опасности за вред, причиненный третьим лицам, а также окружающей природной среде). Результатом этого становится принятие соответствующего закона об обязательном страховании.

Обязательное страхование как форма организации страхования имеет такую важную особенность, как всеобщность. Она позволяет включать в cферу страхования всех субъектов, у которых потенциально имеются определенные страховые потребности, при этом не обязательно, чтобы субъект осознавал наличие своего страхового интереса. Кроме того, способ обязательного страхования позволяет обеспечить и страховую защиту конкретного общественного страхового интереса. Объектами обязательного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, имуществом, гражданской ответственностью[3].

Помимо названных выше статей ГК РФ и Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», отношения по обязательному страхованию регулируются также ст. 935 и 969 ГК РФ, которые позволяют выделить три вида обязательного страхования[4]:

1) обязательное страхование в силу закона;

2) обязательное страхование в силу договора;

3) обязательное государственное страхование.

Обязательное страхование в силу закона — это страхование, при котором обязанность страховать конкретный имущественный интерес возлагается на страхователя непосредственно нормами закона (п. 1 ст. 935 ГК РФ)[5]. Например, страхование ответственности нотариусов: согласно ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус обязан заключить договор страхования своей профессиональной ответственности с лимитом страховой ответственности не ниже 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Обязательное страхование в силу договора — это страхование, при котором обязанность страхования для лица вытекает не из нормы конкретного закона, а из условий договора (п. 4 ст. 935 ГК РФ)[6]Например, договором ипотечного кредитования может быть предусмотрена обязанность заемщика страховать объект. Залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан и в силу ст. 343 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за счет залогодателя заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования — на сумму не ниже размера требования. Подобные требования содержатся и в иных положениях ГК РФ (ст. 637 для договоров аренды транспортного средства с экипажем, ст. 742 для договоров строительного подряда и т.д.)[7].

Обязательное государственное страхование относится к категории обязательного страхования в силу закона. Однако ему присущи некоторые специфические черты. Среди них:

а) цель такого страхования – обеспечение социальных интересов граждан и интересов государства;

б) объект страхования – страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий;

в) источник финансирования – обязательное государственное страхование осуществляется исключительно за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета соответствующего министерства и иного федерального органа исполнительной власти, которые являются страхователями по данному виду страхования (п. I ст. 969 ГК РФ).

Например, обязательному государственному страхованию за счет средств федерального или других соответствующих бюджетов подлежит страхование жизни и здоровья судьи, народного заседателя, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника федерального органа государственной охраны и другие категории работников.

Среди законодательных актов, посвященных регулированию обязательного страхования, можно назвать следующие:

1) Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»[8];

2) Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[9];

3) Закон РФ «О милиции», ст. 29[10];

4) Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ст. 19[11] и др.

Главная особенность обязательного страхования состоит в том, что оно не требует предварительного соглашения между страховщиком и страхователем. Здесь принцип обязательства в равной степени распространяется на обоих (за исключением личного страхования граждан).

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством – других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Информация о работе Развитие системы социального страхования