Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 08:51, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение системы социального страхования (на примере пенсионного страхования) как средства защиты населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить состояние системы социального страхования в России и за рубежом на современном этапе развития общества;
определить место и значение пенсионного страхования как элемента системы социальной защиты;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ… 7
1.1. Понятие, сущность и виды социального страхования ………………………. 7
1.2 История формирования системы социального страхования в России …… 19
1.3. Социальное страхование за рубежом …………………………………..…. 31
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Рязанской области) ………………………………………………………………………………………. 37
2.1. Пенсионное обеспечение как элемент структуры социальной защиты граждан ……………………………………………………………….……………. 37
2.2. Основные направления совершенствования системы пенсионного страхования …..…………………………………………………………………… 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………….…….…….. 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………
Чем более развито в стране взаимное страхование, тем меньше сфера применения обязательного страхования (так как взаимное страхование обеспечивает страховой защитой часть объектов, страхование которых коммерчески нерентабельно, но общественно необходимо; по тем из них, которые не страхуются и на взаимной основе, государство вводит обязательное страхование.
Таким образом, западная система страхования, в отличие от российской, гораздо более развита и в последнее время основывается на добровольном страховании, система которого охватывает многие сферы жизни людей. Тем не менее, поскольку в основе у страхования все-таки лежит коммерческий интерес, на западе существуют определенные группы рисков, которые не принимаются страховщиками на добровольной основе. Но если есть угроза этих рисков, государство вводит обязательное страхование. Эти виды взаимно дополнят друг друга и составляют страховую систему капиталистического образца.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Рязанской области)
2.1. Пенсионное обеспечение как элемент структуры социальной защиты граждан
Пенсионный фонд РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации[29].
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В основные задачи ПФ РФ входят[30]:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспечение осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.
В условиях усиливающегося финансового кризиса для пенсионного обеспечения объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
С 1 января 1991 года средства, предназначенные для выплаты пенсий и некоторых государственных пособий, по решению высших законодательных органов Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению средств была возложена на Пенсионный фонд[31].
Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ¾ средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.
Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров[32].
Образование ПФР стало знаковой вехой в решении одной из коренных задач реформирования социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к государственному пенсионному страхованию.
Решительное обновление и реформирование пенсионной системы началось с принятия в 2001-2002 годах нового пакета пенсионного законодательства, имеющего последовательно страховой характер.
Вместе с вопросами пенсионного обеспечения Отделение ПФР занимается ведением федерального регистра получателей ежемесячной денежной выплаты.
Возложенные на органы ПФР функции выполняет профессиональный коллектив работников Отделения ПФР, 26 управлений и отделов в городах и районах области, Центра по выплате пенсий, общей численностью 1170 человек.
Работа Отделения ПФР по Рязанской области направлена на эффективное решение задач, стоящих перед Фондом, как ответственной структурой, реализующей в своей деятельности социальную политику государства.
Для осуществления государственного управления средствами пенсионной системы с 2002 года в Рязанской области создана Единая пенсионная служба, которая объединила все основные функции по пенсионному обеспечению – сбор, аккумуляцию страховых взносов, финансирование расходов на выплату пенсии, назначение, перерасчет. Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области создано 28 февраля 1991г. постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.02.1991г. № 46.
Особое внимание Отделение ПФР по Рязанской области уделяет качественному обслуживанию населения. Новой формой работы в этом направлении являются клиентские службы. Все нововведения в организации труда подобного учреждения должны делаться с учетом пожеланий клиентов и для экономии их времени – так считает управляющий Отделением ПФР по Рязанской области.
По статистическим данным наличное население города Рязани на 1 июля 2009 года составило 509 600 человек[33], на одного пенсионера города приходится 1,5 – 1,7 работающих[34]. При устойчивой тенденции роста естественной убыли численность населения обеспечивается только миграцией.
На 1 июля 2011 года в Государственном учреждении – Управлении ПФР по Рязанской области зарегистрировано и находится на обслуживании 386 251 граждан[35], из которых получают трудовые пенсии:
- по возрасту – 302467 человека;
- по инвалидности – 33545 человека;
- по случаю потери кормильца – 13000 человек.
Получателями социальных пенсий являются 20 491 человек.
В системе персонифицированного учета зарегистрировано на отчетную дату 30828 человек.
В первых числах июня 2011 года Отделением ПФР по Рязанской области и его территориальными органами совместно с региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» и районными Советами ветеранов был проведён «День ПФР в малых населённых пунктах». В рамках мероприятия были организованы встречи с населением 42 малых населённых пунктов во всех районах области, на которых представители ПФР разъясняли гражданам пенсионное законодательство и предоставляли услуги по вопросам пенсионного обеспечения и социальных выплат.
Мероприятие проводится ежегодно и традиционно встречает активную поддержку со стороны областной и районной администрации, государственных учреждений, органов местного самоуправления.
Среди 25 муниципальных образований, в которых работники ПФР проводили встречи с населением, представители Отделения ПФР Рязанской области посетили Михайловский, Старожиловский, Шиловский, Ряжский, Пронский, Скопинский, Чучковский и Путятинский районы.
В ходе собраний в сельских поселениях районов Рязанской области представители ПФР выступали перед гражданами с сообщениями об изменениях в пенсионном законодательстве.
Важная часть деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации - решение задач оказания помощи пожилым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В связи с этим ПФР проводит активную работу по реализации социальных программ. Подводя итоги ушедшего года, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области считает необходимым ознакомить граждан с результатами реализации запланированных программ.
В Рязанской области работа по претворению в жизнь социальных программ была проведена в соответствии с двумя постановлениями: постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. №936 «Об утверждении Правил предоставления в 2008 - 2010 годах из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации»[36] и постановлением Правительства Рязанской области от 13 мая 2008 г. №84 «Об укреплении материально - технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказании адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности»[37].
В ходе реализации постановлений в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области из ПФР поступили субсидии, которые были перечислены министерству социальной защиты населения Рязанской области.
Общая сумма составила 4 миллиона 507 тысяч 620 рублей. Из них: 2 миллиона 577 тысяч 620 рублей - на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам; 1 миллион 930 тысяч - на укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обеспечения.
В 2008 году в Рязанской области за счёт субсидий из бюджета в сумме 2 564 558 рублей (из них расходы по доставке 39 тыс. 40 рублей) адресная социальная помощь была оказана 5270 человек.
Значительную часть из числа людей, которым оказывается социальная помощь, составляют одинокие престарелые граждане и инвалиды. Представители этой категории населения - люди, которые в силу различных причин лишены здоровья, находятся в полном одиночестве и не имеют крыши над головой - нуждаются в особой заботе, внимании и защите.
Ответственность по защите одиноких пенсионеров и инвалидов лежит на государстве, выполняющем в этом случае роль семьи, и работа, проводимая Пенсионным фондом в рамках реализации социальных программ, является ярким проявлением заботы государства в деле оказания помощи этим гражданам.
Одна из приоритетных составляющих деятельности в этом направлении – финансирование восстановления и улучшения материальной базы психоневрологических интернатов и других государственных учреждений, в которых обеспечивается уход и медицинское обслуживание одиноких пенсионеров и инвалидов.
Благодаря субсидиям из средств Пенсионного фонда улучшилось качество предоставления социально-бытовых услуг 726 проживающим. В бюджете ПФР предусмотрены средства на выделение субсидий для укрепления материально-технической базы государственного обеспечения и в последующие периоды.
В 2009 году Пенсионным фондом РФ выделены субсидии бюджету Рязанской области в размере 10537,1 тыс. рублей на финансовое обеспечение долгосрочной целевой программы:
- 5564,5 тыс. рублей на укрепление материально - технической базы 4 учреждений: Скопинского, Михайловского, Шиловского и Касимовского домов – интернатов;
- 4972,6 тыс. рублей на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по следующим направлениям: в связи с празднованием Дня Победы, проведением Дня пожилого человека, Дня инвалида, а также в связи с частичной оплатой газификации жилья.
На данный момент за счёт средств ПФР оплачено 1100 тыс. руб. на укрепление материально-технической базы ГСУСО Михайловского и Скопинского домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области принимает заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на приобретение или строительство жилья, включая ипотечные кредиты.
С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"[38] и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата. Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось).
Сумма материнского капитала ежегодно индексируется государством. В 2012 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 387 тысяч 640 рублей 30 копеек[39].
На сегодняшний день территориальными органами Пенсионного фонда в г. Рязани и по районам Рязанской области принято 7393 заявления от граждан, желающих принять участие в Программе государственного софинансирования пенсии, сообщает сайт ОПРФ по Рязанской области. С 1 января 2009 осуществляется приём дополнительных страховых взносов, общая сумма которых на данный момент составляет более 7 миллионов рублей.
Информация о работе Развитие системы социального страхования