Развитие системы социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 08:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение системы социального страхования (на примере пенсионного страхования) как средства защиты населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить состояние системы социального страхования в России и за рубежом на современном этапе развития общества;
 определить место и значение пенсионного страхования как элемента системы социальной защиты;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ… 7
1.1. Понятие, сущность и виды социального страхования ………………………. 7
1.2 История формирования системы социального страхования в России …… 19
1.3. Социальное страхование за рубежом …………………………………..…. 31
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Рязанской области) ………………………………………………………………………………………. 37
2.1. Пенсионное обеспечение как элемент структуры социальной защиты граждан ……………………………………………………………….……………. 37
2.2. Основные направления совершенствования системы пенсионного страхования …..…………………………………………………………………… 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………….…….…….. 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_Фоломина.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

-         устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

-         всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

-         государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

-         государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

-         паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

-         обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

-         ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

-         обеспечение надзора и общественного контроля;

-         автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи – работодатели, страховщики, застрахованные лица. Согласно ст. 5 закона “О страховании”, страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона[12].

Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице.

Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев[13]:

1. Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. Размер взносов по обязательному государственному пенсионному страхованию составляет 17,7% от дохода, который подлежит обложению взносами. Возраст для получения пенсии по старости, как правило, составляет 65 лет, но женщины и безработные получают право на такую пенсию при достижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, для домохозяек, самозанятых предусматривается добровольное пенсионное страхование. Государственная пенсия по старости составляет примерно 45-60% от последнего “чистого” дохода: подразумевается доход, не превышающий предела, с которого исчисляются взносы. Такой же размер пенсий назначается по нетрудоспособности, по утрате же профессиональной трудоспособности пенсия, как правило, равняется 30-45% от прежнего “чистого” дохода[14]. Повлиять на размер пенсии при обязательном государственном пенсионном страховании практически невозможно, разве что увеличением своего дохода, но и здесь предусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании размер пенсий прямо зависит от размера уплачиваемых взносов.

2. Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Функции страховщика осуществляются больничными кассами, подобными тем, которые существовали в дореволюционной России. Они являются “правовыми корпорациями самоуправления”.

3. Страхование от несчастных случаев. О страховании от несчастных случаев население в целом мало информировано, так как взносы по нему уплачиваются исключительно работодателем за работающих по найму. Задачами этого вида социального страхования являются: предотвращение несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба. В мировой практике чаще используются дифференцированные нормы страховых выплат, которые исчисляются в зависимости от уровня травматизма и профессиональных заболеваний, полученных вследствие вредности производства, и определяются для каждого конкретного помимо норм, разрабатываемых для отрасли в целом. Такой подход оказывает стимулирующее действие на руководство предприятия: чтобы снизился размер страховых взносов, должны улучшаться условия труда, уменьшаться вредность производства и число несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия.

4. Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит “обложению”. Для получения права на выплаты по страхованию по безработице безработный должен пройти регистрацию на бирже труда как ищущий работу. Но можно подать заявление заранее, при получении извещения предприятия об окончании вашей работы на нем по различным причинам (это, как правило, осуществляется). В результате увольняющийся получает возможность зарегистрироваться на бирже труда и тем самым избежать перерыва в получении средств для существования.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

        у страхователя-работодателя – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

        у страховщика – с момента регистрации страхователя;

        у застрахованных лиц – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

        у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

   страховые взносы:

   дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

   штрафные санкции и пени;

   денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

   доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

   другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страховщиком и страхователем в рамках Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», законодательных и подзаконных актов, а также нормативных правовых документов, разрабатываемых Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В отличие от обязательной формы при добровольной форме страхование производится только на основе соглашения страхователя и страховщика[15].

Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Конкретно они определяются при заключении договора страхования и являются неотъемлемой его частью. Поэтому, прежде чем подписать договор, страхователь должен самым тщательным образом изучить условия страхования. Факт заключения договора подтверждается выдачей страховщиком страхователю страхового полиса.

Таким образом, социальное страхование как основа системы социальной защиты населения, является гарантией защищенности граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование  как часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствами и регулируемое через систему законодательных актов,  создало основу для формирования у граждан относительной уверенности в завтрашнем дне. Главная особенность обязательного страхования состоит в том, что оно не требует предварительного соглашения между страховщиком и страхователем, в то время как добровольное страхование предполагает добровольную договоренность между страховщиком и страхователем и  принцип обязательства в равной степени распространяется на обоих. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета, что придает всей страховой системе надежность и устойчивость.

1.2.           История формирования системы социального страхования в России

 

Предполагается, что первичные формы страхования встречались за два тысячелетия до нашей эры, в частности в законах вавилонского царя Хаммурапи, которые предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо из них в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д.[16]

В докапиталистических обществах основной формой страхования была страховая коллективная взаимопомощь, которая обеспечивалась взаимными обязательствами. Появляются первые подобия страховых организаций, в которых участвуют отдельные владельцы имущества. Эти образования строились на базе взаимного страхования имущества отдельными группами купцов или судовладельцев. При отправке сухопутного торгового каравана или при морской перевозке, совместном строительстве или производстве люди договаривались о том, что в случае гибели или повреждения имущества одного из участников этого совместного предприятия его ущерб раскладывается между всеми участниками пропорционально. Это был принцип взаимного страхования.

Необходимо заметить, что при взаимном страховании участники таких содружеств не ставили своей целью получения прибыли из данного рода деятельности. Они заботились только об уменьшении ущерба, который может быть нанесен им. Подобная система прижилась и действует до сих пор в области морского страхования.

Информация о работе Развитие системы социального страхования