Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:13, курсовая работа
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм хозяйственной жизни, уходящих своими корнями в далекое прошлое.
Введение------------------------------------------------------------------------------
3-4
1 Захождение института страхования -----------------------------------
5-10
2 История страхования в зарубежных странах-----------------------
2.1 Страховой рынок Великобритании-----------------------------------------
11-14
2.2 Страховой рынок Франции---------------------------------------------------
15-17
2.3 Страховой рынок Германии--------------------------------------------------
18-21
3 Характеристика основных этапов развития страхования в России----
3.1 Страхование в России до 1991 года----------------------------------------
22-28
3.2 Страховое дело в советской России----------------------------------------
29-33
3.3 Современный этап страхования в РФ--------------------------------------
34-36
Заключение---------------------------------------------------------------------------
37-38
Список литературы------------------------------------------
недостаточно. Проблема становится еще более актуальной в условиях
очевидного несоответствия размера государственной пенсии реальной стоимости
жизни. Осуществляя пенсионное страхование, страховщики фактически
претворяют в жили, принцип персонифицированного пенсионного обеспечения в
максимальной степени. Отменив лимит, государство лишится части взносов в ПФ
РФ, но одновременно и "передаст" страховщикам соответствующую часть своих
обязательств по выплате пенсий.
Среди проблем российского страхового рынка можно выделить также
значительные региональные диспропорции и неразвитость его инфраструктуры:
страховых брокеров и агентов, оценщиков, экспертов, актуариев, система
подготовки страховых кадров. Страховые компании-лидеры сосредоточены в
ведущих финансово-промышленных центрах. Только в Москве сосредоточено 25%
всех реально функционирующих страховых компаний, на долю которых приходится
45% всей совокупной страховой премии. Страховыми компаниями Москвы за
прошедший 1998 год собрано только по добровольным видам страхования около
19млрд. руб.?ходом со страхового
рынка мелких страховых
обслуживали региональный страховой рынок возникла возможность его
заполнения крупными компаниями, которые преимущественно сосредоточены в г.
Москве.
По сложившейся традиции освоение регионального рынка происходит
посредством открытия филиалов и представительств. Содержание штата такого
структурного подразделения, обеспечение его средствами связи и оргтехники,
без которых сегодня немыслима нормальная работа любого предприятия, а также
аренда помещения является очень накладным. Более экономное освоение
регионального рынка посредством
использования страховых
использующееся к примеру в США, в нашей стране не нашло пока должного
распостранения ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы и
необходимого количества подготовленных специалистов.
Развитие страхового бизнеса в России и ее большое экономическое и
территориальное пространство уже сегодня диктуют необходимость подготовки
специалистов с высшим страховым образованием. Речь идет о подготовке
страховщиков с высшим страховым образованием. Конечно, это вопрос
перспективы, но думать о его решении надо уже сегодня. На Западе этот вид
образования достаточно широко распространен, и существует целый ряд
приобретших широкую известность учебных заведений. В США, например, это Нью-
Йоркский страховой колледж, который занимает важное положение в системе
мирового высшего страхового образования, в Англии — The Charted insurance
institute (London), во Франции - Ecole de assurance (Париж)[12].
Создание системы высшего
объединенных усилии государственных органов, высших учебных заведении,
самих страховщиков и их союза.
Следующим проблемным вопросом отечественного страхового рынка, на мой
взгляд, является скудность предложений. Сегодня российские страховщики
предоставляют клиентам не более 30-40 страховых продуктов, в то время как в
развитых странах перечень страховых услуг насчитывает более 300
разнообразных видов. В виду нестабильности экономики страны практически
отсутствуют долгосрочные накопительные программы, которые во многих странах
являются приоритетными и
Нестабильность финансово-
ситуации в стране и отсутствие четкой государственной политики в области
страхования также оказывают негативное влияние на состояние страхового
рынка. Практически полностью потеряно
доверие страхователей к
страхованию и страхованию с отсроченными выплатами. К сожалению, это
доверие и в 1991г. и сегодня подорвано не без участия государства.
Складывается парадоксальная ситуация, когда государство, являясь наиболее
заинтересованной стороной в развитии
долгосрочного страхования
делает все для того, чтобы погубить это страхование сегодня и забыть о его
существовании еще минимум на два-три года.
Экономический кризис (а точнее, его очередной "девятый вал") тяжело
ударил по всей экономике России, включая и страховой сектор. Замораживание
государственных ценных бумаг и резкое падение курса рубля имеют два
основных последствия для
спроса на страховые услуги и снижение платежеспособности самих страховых
компаний.
Из-за девальвации национальной валюты и сопутствующего ей роста цен в
условиях значительной зависимости
России от импорта существенно
реальные доходы населения и активы предприятий. Вследствие этого произошло
резкое сокращение спроса на страхование, которое, как правило, имеет
замыкающий характер в потребностях населения и предприятий (за исключением
случаев обязательного страхования в силу закона или по условиям контрактов)
В условиях девальвации объем
выраженный в рублях, резко падает по сравнению с реальной стоимостью
убытков страхователя. Поэтому девальвация дискредитирует саму идею
страхования — клиенты будут считать, что страховщики их обманули. Надо
помнить, что именно обесценение
вкладов населения в
привело к резкому падению престижа страхования.
Замораживание государственных ценных бумаг проделало бреши в
платежеспособности
отметить, что ряд крупнейших страховщиков, играющих определяющую, системную
роль на рынке, понесли относительно небольшие прямые потери. Здесь, однако,
надо учитывать, что косвенные последствия кризиса не менее значительны, чем
прямой ущерб страховщикам. Дело в том, что "закупорка" банковской системы
привела к существенному усложнению проведения платежей премии и страхового
возмещения. Потеря ликвидности многих банков, кроме того, имела следствием
замораживание депозитов страховщиков.
В соответствии с ростом курса доллара реальная стоимость рублевых
активов страховщиков также уменьшается. Особенно отрицательно это скажется
на страховых компаниях, практикующих установление страховой суммы в валюте
— потенциально это означает рост уровня выплат сообразно курсу доллара
более чем в 3 раза.
Из-за снижения платежеспособности страховщиков, уже начались задержки
выплат страховых возмещении, сложности в расчетах по перестрахованию между
российскими компаниями, что еще больше осложнит ситуацию. Следствием этого
может стать недоверие к
внешнего перестрахования.
В условиях инфляции страховщики начали закладывать рост стоимости
ликвидации последствий
удорожанию страхования.
Кризисные явления, в сочетании с требованием увеличения уставного
капитала, приведут к еще большему снижению числа страховщиков — их
останется не более нескольких сотен. В основном это будут московские
компании и региональные страховщики, опирающиеся на финансовые и
промышленные корпорации, а также на местные органы власти. Произойдет
концентрация страхового капитала — часть компании, не вписавшихся в
требования рынка, должна будет присоединиться к более сильным страховым
группам.
Из этого логически вытекает, что развитие страхового рынка не может
происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки. В свете
сказанного совершенно очевидна необходимость разработки страховой идеологии
и внедрение ее, в первую очередь, в сознание государственных чиновников,
депутатов парламента и широких слоев населения.
3.3. Перспективы развития страхового рынка России.
Во всех развитых странах страхование является, как уже отмечалось,
стратегическим сектором экономики. Объём резервов и сроки, на которые
размещаются средства, превращают страховые компании в мощнейшие финансовые
кредитующие институты. По средствам своей деятельности они концентрируют в
своих руках огромную финансовую мощь. Так, например, в 1989 г. страховые
компании Европы, Японии и США
управляли общим объёмом
сумму в 4000 млрд. $ США. Более 80% этих вложений обеспечивались операциями
по страхованию жизни. 50% этой финансовой массы были помещены в частные или
государственные долговые обязательства, 21% - в облигации и 15% - в
ипотеку.[13]
Перспективы развития страхового рынка в России трудно
предугадать, так как они во многом зависят от состояния экономики страны,
уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения. Наивно
было бы полагать, что в стране
с непредсказуемым
население, живущее потребностями одного дня будет заботиться о накоплении с
каждым днем обесценивающегося капитала. В таких экономических условиях
долгосрочные накопительные
развития отечественного страхового рынка предлагается рассмотреть исходя из
принимаемых на государственном уровне документов.
Основным документом, определяющим развитие страхования в
России, призвана стать Федеральная программа развития отечественного
страхового рынка в 1998—2000 годах.
Программа разработана
финансов РФ с учетом замечаний Всероссийского союза страховщиков и Торгово-
промышленной палаты РФ. В 1998 г. Правительство РФ утвердило указанную
программу. Этот документ содержит ряд тезисов, которыми намерено
руководствоваться правительство при развитии отечественного страхового
рынка. Концептуальная часть программы определяет, что страхование не только
освобождает государственный бюджет от расходов, вызываемых чрезвычайными
событиями, но и является одним из наиболее стабильных источников
инвестиций. Тем самым институт страхования признается государством как
стратегически важной и нуждающийся в поддержке и развитии.
В качестве одного из первоочередных шагов по повышению надежности
страховых компаний программа выдвигает требования к увеличению уставных
капиталов страховщиков. В этой связи государство будет приветствовать
возможные объединения и слияния
функционирующих страховых
не имеют достаточно средств для пополнения уставных капиталов Развитию
национального страхового рынка должно способствовать введение ряда новых
обязательных видов страхования. К их числу относятся страхование
автогражданской ответственности, ответственности работодателей,
обязательное страхование
Федеральная программа предполагает увеличение к 2000 г. объема операций
по добровольному страхованию в 2—3 раза, а объема операций по обязательным
видам страхования — в 1,5—2 раза. В целом объем страховых премий может
возрасти в 2—2,5 раза. Государство при этом будет стимулировать предприятия
и организации к заключению договоров страхования. Делать это планируется за
счет поэтапного увеличения возможностей отнесения страховых платежей на
себестоимость продукции. Предполагается, что к 2000 г. этот лимит составит
3% по отношению к выручке
программы позволит увеличить инвестиционный потенциал страхового рынка.
Принимаемые в последнее время и предполагаемые к принятию документы по
страхованию позволяют с определенной уверенностью сказать, что свое
развитие получат некоторые виды обязательного страхования. К их числу можно
отнести страхование, осуществляемое в силу закона (обязательное). Из ныне
практикуемых это обязательное страхование пассажиров, страхование
гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные
производственные объекты и другие. Обязательное страхование пассажиров
производится при пассажирских перевозках авиационным и железнодорожным
транспортом, а также на междугородных автобусных маршрутах. Данный вид
страхования не требует согласия страхователя и производится незаметно для
него, так как страховой тариф включается в стоимость проезда без выделения
отдельной строкой. Страхование гражданской ответственности организаций,
эксплуатирующих опасные производственные объекты осуществляется в
соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» и также не оставляет право выбора
страхователю, так как одним из условий лицензирования отдельных видов
деятельности
полиса по данному виду страхования (эксплуатация подъемных кранов, паровых
котлов, передвижных заправочных станций ГСМ и других объектов повышенной
опасности).
С развитием рынка охранных услуг предполагается развитие
страхования частных детективов и охранников. Характерно, что
разрабатываемые сегодня в этом направлении страховыми организациями