Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:06, курсовая работа
Цель курсового проекта: используя экономические и статистические методы, провести экономико-статистический анализ уровня и эффективности производства продукции животноводства в отдельно взятом регионе, то есть сопоставить затраты на производство и реализацию продукции с полученной выручкой и прибылью. Также необходимо найти закономерности, объяснить, почему одна группа предприятий лучше другой и выявить возможные резервы повышения уровня и эффективности производства продукции животноводства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ВАРИАЦИИ В ИЗУЧАЕМОЙ СОВОКУПНОСТИ 5
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТИПИЧЕСКИМ ГРУППАМ 17
2.1 Анализ размеров хозяйств по группам 17
2.2 Анализ структуры показателей продукции животноводства 19
2.3 Анализ зависимости объемов производства от интенсификации производства продукции сельского хозяйства 21
2.4 Анализ экономической эффективности производства 22
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ФАКТОРНЫХ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ 25
3.1 Изучение связи выхода продукции животноводства с затратами на корма и обеспеченностью работниками методом комбинированной группировки 25
3.2 Изучение связи выхода продукции животноводства с затратами на корма и обеспеченностью работниками методом корреляционно-регрессионного анализа 26
3.3 Динамика показателей производства молока за длительный период времени 32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Аналитическая
группировка проводится для изучения
взаимосвязи между признаками, положенными
в основание группировки, и признаками,
используемыми для
Далее
рассматриваем промежуточную
Таблица 4. Уровень интенсификации и эффективности предприятий по группам (аналитическая промежуточная группировка)
№ группы | Количество хозяйств | В расчете на 100 га с.х. угодий | Рентабельность реализации продукции животноводства, % | Среднегодовой удой на 1 корову, ц | Стоимость валовой продукции животноводтва на 1 работника, тыс.руб | |||
Стоимость валовой продукции животноводства, тыс.руб | Затраты в животноводстве, тыс. руб, | Численность работников, чел. | Выручка от реализации продукции животноводства, тыс.руб | |||||
1 | 11 | 1135,05 | 1289,01 | 4,50 | 1015,57 | -13,486 | 48,52 | 252,04 |
2 | 5 | 2706,77 | 2657,04 | 8,19 | 2107,51 | 0,876 | 52,80 | 330,52 |
3 | 13 | 3809,68 | 3574,80 | 6,41 | 3195,85 | 4,600 | 56,37 | 594,14 |
4 | 6 | 4955,00 | 4761,32 | 7,09 | 4139,73 | 3,176 | 64,67 | 699,06 |
5 | 2 | 5148,04 | 5187,15 | 7,56 | 5347,62 | -2,484 | 84,71 | 681,06 |
6 | 1 | 4986,11 | 6596,56 | 10,68 | 6612,70 | -24,414 | 22,90 | 466,88 |
7 | 3 | 7995,06 | 6999,72 | 15,75 | 7615,43 | 12,830 | 57,20 | 507,59 |
Для оценки качественных особенностей групп сопоставим их между собой по полученным показателям. Первая и вторая группа отличаются от остальных низкой трудообеспеченностью на 100 га с.х. угодий, низкой выручкой и убыточностью реализации, поэтому их следует определить как низшую по продуктивности и эффективности производства типическую группу. 6 и 7 группы имеют высокую выручку на 100 га с.х. угодий, численность работников и затраты, поэтому целесообразно их объединить в высшую типическую группу. 3, 4, 5 группы занимают промежуточное положение между этими группам, поэтому мы их отнесем к средней типической группе.
Проведем по типическим группам сводку (суммирование) статистических данных. Рассчитаем относительные статистические показатели, необходимые для выявления по типическим группам уровня производства продукции животноводства и наиболее существенные различия в них. Сводные данные о типическим группам представлены в приложении 2.
Результаты оформим в Таблице 5. На основании свода данных рассчитаем и составим типологическую группировку.
Таблица 5. Статистические показатели типических групп предприятий с различным выходом валовой продукции на 100 га с.-х. угодий.
Показатели | Типические группы | Итого по совокупности | III - I | III к I,раз | |||
I (низшая) | II (средняя) | III (высшая) | |||||
Число организаций | 16 | 21 | 4 | ||||
1 | Выручка на 100 га, тыс. руб | 1313,25 | 3475,01 | 7405,61 | 356,94 | 6092,36 | 5,64 |
В расчете на 100 га пашни | |||||||
2 | Стоимость валовой продукции,тыс. руб | 1563,53 | 4100,99 | 7365,43 | 3267,64 | 5801,91 | 4,71 |
3 | Затраты в животноводстве, тыс.руб | 1661,95 | 3885,01 | 6915,36 | 3164,11 | 5253,41 | 4,16 |
4 | Численность работников, чел. | 5,51 | 6,60 | 14,69 | 6,60 | 9,18 | 2,67 |
5 | Рентабельность, % | -7,23 | 150,73 | 5,40 | 1,74 | 12,62 | |
6 | Сумма прибыли, тыс.руб. | -120,10 | 150,73 | 373,14 | 1,72 | 493,24 | -3,11 |
В расчете на 1 работника | |||||||
7 | Стоимостьваловой продукции,тыс. руб | 283,85 | 621,62 | 501,40 | 495,03 | 217,55 | 1,77 |
8 | сумма затрат, тыс.руб. | 301,72 | 588,88 | 470,76 | 479,35 | 169,04 | 1,56 |
9 | Сумма прибыли, тыс.руб. | -21,80 | 22,85 | 25,40 | 8,33 | 47,20 |
В высшей группе количество хозяйств гораздо меньше, чем в низшей и в средней, что говорит о неравномерности эффективности производства. В целом группы достаточно многочисленны, что позволяет получить их типические характеристики и установить закономерности развития и причины различия. Анализируя результаты группировки и сводки статистических показателей типических групп, можно заметить, что предприятия высшей типической группы преобладают. Видны различия в результатах производства и реализации продукции между низшей и высшей типическими группами - это обусловлено влиянием комплекса факторов. Все показатели при расчете на 100 га пашни в высшей типической группе больше чем в низшей и при этом низшая группа имеет меньшую площадь пашни. Организации средний группы ведут рентабельное производство и занимают промежуточное положение.
Основными показателями размера с/х производства являются: стоимость валовой продукции, выручка, валовой доход, площадь сельскохозяйственных угодий, численность работников, условное поголовье в расчете на 1 хозяйство.
Таблица 6. Размеры предприятий по группам
Показатели | группа | |||
низшая | средняя | высшая | ||
Число хозяйств | 16 | 21 | 4 | |
В расчете на 1 хозяйство | Площадь с-х угодий, га | 3098,2 | 4365,62 | 4345,75 |
Условное поголовье, усл. гол. | 721,31 | 976,24 | 1069,5 | |
Среднегодовая численность работников, чел | 226 | 186 | 155 | |
Валовой доход, тыс.руб | -2957,69 | 6499,86 | 7888 | |
Стоимость валовой продукции животноводства, тыс. руб | 46089,81 | 126898,43 | 117828,50 | |
Выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб | 38712,19 | 107528,24 | 118471,25 |
По данным таблицы 6 сделаем следующие выводы:
Показатели размеров предприятий закономерно увеличиваются от низшей группы к высшей, что может объяснить результаты деятельности хозяйств. Стоимость валовой продукции в высшей группе в расчете на 1 хозяйство по сравнению с низшей больше на 117828.5-46089.81=71738.69 тыс. рублей, тем самым выручка от реализации продукции животноводства выше на 118471.25-38712.19=79759.06 тыс. рублей в расчете на 1 хозяйство. Условное поголовье в высшей группе превышает низшую на 1069.5-721.31=348.19 условных голов, а среднегодовая численность работников меньше на 226-155=71 человек в расчете на 1 хозяйство.
Таблица 7. Размер и структура валовой продукции по группам предприятий
Показатели | Стоимость ВП в расчете на 100 га с/х угодий, тыс.руб. | Структура ВП, % | ||||
I | II | III | I | II | III | |
Растениеводство | 413 | 404 | 590 | 20,9 | 9 | 7,4 |
Животноводство | 1563,53 | 4101 | 7365,43 | 79,1 | 91 | 92,6 |
Итого
по растениеводству и |
1976,53 | 4505 | 7955,43 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Проанализировав таблицу 7, можно сделать вывод о том, что большая доля валовой продукции в изучаемой совокупности хозяйств московской области приходится на продукцию животноводства, причем эта доля заметно увеличивается от низшей группы к высшей. Так в низшей группе на долю продукции животноводства приходится 79,1% всей валовой продукции, а в высшей – 92,6%.
Рассмотрим
различия в группах по показателям
валовой и реализованной
Таблица 8. Валовая и реализованная продукция животноводства в расчете на 100 га с/х угодий, тыс. руб
Показатели | Группа | Высшая к низшей, % | |||
низшая | средняя | высшая | |||
В расчете на 100 га с/х угодий | Стоимость валовой продукции животноводства, тыс. руб | 1563,53 | 4100,99 | 7365,43 | 471,08 |
в т.ч. КРС | 85,05 | 133,60 | 119,25 | 140,22 | |
молоко | 1302,66 | 1811,54 | 1693,46 | 130,00 | |
Выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб | 1313,25 | 3475,01 | 7405,61 | 563,91 | |
в т.ч. КРС | 85,05 | 133,60 | 119,25 | 140,22 | |
молоко | 1183,24 | 1770,80 | 1693,46 | 143,12 |
Из таблицы 8 видно, что размеры валовой и реализованной продукции в расчете на 100 га с/х угодий в высшей группе значительно больше, чем в низшей. Так стоимость валовой продукции животноводства в расчете на 100 га с/х угодий больше на 471,08%, а выручка от реализации этой продукции на 563,91%, в абсолютном выражение эта разница составляет 7365,43-1563,53=5801,19 тыс. рублей и 7405,61-1313,25=6092,36 тыс. рублей в расчете на 100 га соответственно.
Необходимо также рассмотреть изменение объема товарной (реализованной) продукции. Объем товарной продукции зависит, во-первых, от объема производства продукции (валовая продукция); во-вторых, от уровня товарности производимой продукции. Изучим это на примере молока.
Таблица 9. Производство и реализация молока в изучаемой совокупности по группам