Статистика цен и инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются понятие и сущность цен и инфляции, задачи статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции. Для раскрытия теоретической части работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен и инфляции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы статистики цен и инфляции……………………4
1.1. Понятие и сущность цен……………………………………………..4
1.2 Понятие и сущность инфляции………………………………………6
2.Основные показатели статистики цен и их анализ…………………….11
2.1Задачи статистики цен……………………………………..…………11
2.2 Система показателей статистики цен………………………………13
2.3 Принципы и методы регистрации цен……………………………...17
2.4 Методы расчета и анализа индексов цен………………………...…21
2.5 Методы оценки уровня и динамики инфляции………………….....26
3. Анализ цен и инфляции………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………....38

Файлы: 1 файл

курсовая статистика).docx

— 112.84 Кб (Скачать)

 

 

Курсовая  по статистике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические  основы статистики цен и инфляции……………………4

     1.1. Понятие и сущность цен……………………………………………..4

     1.2 Понятие и сущность инфляции………………………………………6

2.Основные показатели статистики цен и их анализ…………………….11

     2.1Задачи статистики цен……………………………………..…………11

     2.2 Система показателей статистики цен………………………………13

     2.3 Принципы и методы регистрации цен……………………………...17

     2.4 Методы расчета и анализа индексов цен………………………...…21

     2.5 Методы оценки уровня и динамики инфляции………………….....26

3.  Анализ  цен и инфляции………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………..36

Список  использованных источников……………………………………....38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 Введение

 

           Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

           Кроме того, статистика цен играет немаловажную роль для принятия решений и в макроэкономике, десятилетие рыночных реформ привело к обнищанию жителей  России и падению доходов более 27 % населения ниже прожиточного минимума. Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за уровнем цен и инфляции, чтобы приостановить сползание населения за черту бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.

           В данной работе рассматриваются  понятие и сущность цен и инфляции, задачи статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции. Для раскрытия теоретической части  работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.

           Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен и инфляции.

 

 

 

1. Теоретические основы статистики цен

 

1.1. Понятие и сущность цен

 

           Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

С другой стороны, цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

           Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен.

           Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

           индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и  т. д.);

           маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов  и  т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

           Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.

           Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы. Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Нужно отметить, что на государственном уровне изучением статистики цен занимается самостоятельная служба, но на данное время сложились ещё и альтернативные службы статистики цен.

 Статистика изучает закономерности ценообразования и изменения цен, опираясь на современную экономическую теорию. Как известно, существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит, и цены.               

Отечественное ценообразование в своем развитии прошло несколько этапов, тесно связанных  с экономическим развитием страны.

          Основной вид цен дореволюционного периода - свободно калькулируемые цены. В условиях командно-административной экономики на основную массу товаров назначались государственные прейскуранты цен.

           Розничные цены формировались с учетом взаимозаменяемости товаров (по аналогу). Оптовая цена промышленности определялась вычитанием из розничной цены твердо установленных сбытовой скидки (дохода оптового посредника) и торговой скидки (дохода торгов, в чьем подчинении находились магазины).

           Оптовая цена предприятия состояла из себестоимости продукции и норматива прибыли предприятия. Буфером, соединяющим расчеты производства и торговли, служили налог с оборота, акциз или дотации государства.

           Основные недостатки планового ценообразования - многоступенчатость системы согласования цен, затратный механизм ценообразования, отсутствие или запоздалая реакция на изменение спроса, невозможность охватить большое разнообразие товаров, предотвратить вымывание дешевых товаров под видом обновления ассортимента, искусственное сдерживание цен, усиливающее дефицит товаров и др., не позволяли цене в полной мере выполнять важную функцию регулятора производства и потребления.

 

 

1.2 Понятие и сущность инфляции

 

 Инфляция - это повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Инфляция - представляет собой переполнение каналов обращения денежной массы  сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и рост цен.

Виды  инфляции:

          1. В зависимости от “глубины” государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики инфляция может протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной (открытой) форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п. Явная инфляция не разрушает механизмы рынка: одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается их снижение на других. Это объясняется тем, что механизмы рынка продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиций, стимулируют расширение производства и предложения.                Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей.

           Подавленная инфляция возникает, если макроэкономическое равновесие спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Это случается, когда государство, обеспокоенное инфляционным не равновесием рынков, обращает внимание не на породившие его причины, а на последствия. Вместо того чтобы систематически заниматься профилактикой инфляции и при необходимости демонтировать ее механизмы, оно пытается подавить ее проявления. Например, временно замораживаются цены и доходы, устанавливаются верхние пределы их роста и т.д. Иногда государство ставит задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

           Механизм подавленной инфляции связан с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными и более высокими рыночными ценами. Появляется дефицит, покупатели в поисках нужного товара переплачивают торговцам. Начинается перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую. Образуется как бы “дыра", в которую проваливаются товары. Любые попытки закрыть ее с помощью правоохранительных органов, общественного контроля и т.п. в лучшем случае приводят к временному выправлению ситуации, но не могут сломать инфляционный механизм. Не удается это сделать и путем административного повышения цен, ибо если в этом случае спрос немного снижается, то противоинфляционные выплаты вновь поднимают его, и не равновесие восстанавливается. В результате хронический товарный дефицит в государственном секторе сопровождается процветанием теневой экономики, перепродающей товары по ценам, близким к ценам равновесия.

2. В зависимости  от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию. В национальном и региональном масштабах объектом анализа является динамика оптовых и розничных цен, дефлятор ВНП в какой-либо стране, на уровне объединения стран, на международном рынке.

3. В зависимости  от инфляционных импульсов по  отношению к системе вызываемых  внутренними и внешними факторами,  различают импортируемую и экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем, объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект “импорта” инфляции.

4. В зависимости  от темпов роста цен: до 10% в  год - различают умеренную или ползучую инфляцию. При росте 200% в год – отмечают галопирующую или “латинскую". Свыше 200% - гиперинфляцию (по американскому экономисту Ф. Кэгану - свыше 50% в месяц).

5. В зависимости  от того, насколько успешно экономика  адаптируется к темпам роста  цен, инфляция подразделяется  на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно. Все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно. При несбалансированной инфляции цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

6. В зависимости  от способности государства воздействовать  на инфляционный процесс она  подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором - реальных источников для корректировки уровня инфляции нет.

7. В зависимости  от изменения показателя ВНП  при росте спроса в экономике  различают истинную и мнимую инфляцию. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП).

8. В зависимости  от точности прогноза хозяйственных  агентов относительно будущих  темпов роста цен и степени  приспособления к ним выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.

9. В зависимости  от факторов, порождающих и питающих  инфляционный процесс, выделяют инфляцию “спроса" и инфляцию “издержек". Инфляция спроса и инфляция издержек - это системы или разновидности именно монетарной инфляции, так как развитие инфляционных процессов сопровождается и порождается обесцениванием денежной единицы.

           Инфляция спроса - это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по определённым причинам не успевает производство.

           Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

           Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:

           инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства);

           рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

           Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели.

Информация о работе Статистика цен и инфляции