Статистика и инфляция цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе поставлена цель – исследовать понятие цены и инфляции в России.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Статистическое изучение инфляции и цен 5

Цены в рыночной экономике: понятие и виды 5
Сущность инфляции и инфляционных процессов 10
Система показателей статистики цен и инфляции 14

Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен 20

Расчёт индивидуальных индексов цен 20
Расчёт общих индексов цен 23
Динамика инфляции и цен в России 25

Заключение 38
Список литературы и источников 39

Файлы: 1 файл

Статистика курсовая.zip.docx

— 260.31 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

 

 

ФИНАНСОВЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине:

 

«Статистика»

На тему:

“Статистика инфляции и цен”

 

Выполнила:

Студентка 2 курса, группы13208

Дневного  отделения,

Специальности «Налоги и налогообложение»

Казакова  Ю.С.

__________________

                                                                                                                                                                                      подпись

Проверил:

                           Матвеев В.А.

__________________

                                                                                                                                                                                      подпись

                                            

 

 

Нижний  Новгород

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

 

Глава 1. Статистическое изучение инфляции и цен 5

 

    1. Цены в рыночной экономике: понятие и виды 5
    2. Сущность инфляции и инфляционных процессов 10
    3. Система показателей статистики цен и инфляции 14

 

Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен 20

 

    1. Расчёт индивидуальных индексов цен 20
    2. Расчёт общих индексов цен 23
    3. Динамика инфляции и цен в России 25

 

Заключение 38

Список литературы и источников 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных  условиях инфляция и цена являются наиболее важными экономическими категориями  рыночных отношений. Изучением цен, ценообразования и инфляции, процессов  изменения их уровней и структуры  занимается как макро- и микроэкономика, так и отраслевые экономики. В  настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Рост цен ведет  к снижению покупательной способности  спроса населения, падению реальных доходов и к спаду производства. В органах государственной статистики действует служба статистики цен, которая  обеспечивает получение всесторонней и объективной информации о ценах  на товары и услуги, выявляет закономерности и тенденции их изменения. От уровня цен и их динамики зависят важнейшие  макроэкономические показатели: ВВП  страны, покупательная способность, денежный доход, уровень и структура  потребления населения, деловая  активность и т.д.

Таким образом, тема “Статистика инфляции и цен” является очень актуальной на сегодняшний  день.

 В  данной работе поставлена цель  – исследовать понятие цены  и инфляции в России.

Исходя  из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

    • Изучить теоретико-методологические аспекты цены и инфляции;
    • Рассмотреть основные показатели статистики инфляции и цен;
    • Исследовать особенности инфляции и ценообразования в России;
    • Сделать необходимые выводы по данной теме.

Объектом исследования в данной работе являются инфляция и цена.

Структурно  данная работа состоит из введения, двух разделов, шести подразделов, заключения и списка использованных источников и литературы. В первом разделе рассматриваются понятие, виды, система показателей цены и инфляции. Во втором – анализ статистики инфляции и цен в России.

В существующей работе применялись такие методы как сравнительный анализ, индукция, описательный метод.

Настоящая работа писалась на основе учебной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Статистическое изучение инфляции и цен

 

      1. Цены в рыночной экономике: понятие и виды

 

В современных условиях цена является наиболее важной экономической категорией рыночных отношений. Изучением цен и ценообразования, процессов изменения их уровней и структуры занимается как макро- и микроэкономика, так и отраслевые экономики. В органах государственной статистики действует служба статистики цен, которая обеспечивает получение всесторонней и объективной информации о ценах на товары и услуги, выявляет закономерности и тенденции их изменения. От уровня цен и их динамики зависят важнейшие макроэкономические показатели – ВВП страны, покупательная способность денежных доходов, уровень и структура потребления населения, деловая активность и т.д. Цена является одновременно важнейшим индикатором и регулятором развития рыночной экономики. [2,с.480-481]

Цена – это посредник и эквивалент при обмене товаров на деньги. Она является одним из важных показателей конъюнктуры рынка, фактором сбалансированности спроса и предложения, объёма и структуры размещения производства. Цена – инструмент образования прибыли, эмиссии денег и формирования бюджета, существенный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, уровень реальных доходов, инфляционных процессов и т.д. [2,с.481]

Цена представляет собой сумму денег, уплачиваемую за единицу товара. В этом определении цены как денежного выражения стоимости товара проявляется её экономическая сущность.

Цены  классифицируются по следующим признакам:

По характеру обслуживаемого оборота  выделяют:

    • Оптовые цены – это цены, по которым предприятия реализуют произведённую продукцию промышленно-технического и потребительского назначения другим предприятиям или сбытовым организациям.
    • Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению).
    • Цены и тарифы на услуги населению являются особым видом розничной цены. Сюда входят грузовые и пассажирские транспортные тарифы, цены на бытовые услуги, тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение и т.д.
    • Закупочные цены – это цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных производителей, а также цены реализации этой продукции промышленным предприятиям или фирмам для последующей переработки.
    • Сметная стоимость – это цена, по которой оплачивается продукция строительства.

По способу установления различают:

    • Постоянные цены - устанавливают договоры и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту.
    • Текущие цены - цены товара на рынке в данный, текущий момент или период времени.
    • Подвижные цены - цены, зафиксированные при подписании договора, которые могут быть пересмотрены в дальнейшем, если к моменту поставки изменится рыночная цена.
    • Скользящие цены – это цены, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления, рассчитываемые на основе принципа скольжения, учитывающие изменения в издержках производства (изменение цен на материалы, топливо и т. п.), которые имели место за период времени, необходимый для цикла изготовления этого изделия.

В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени  конкурентности на рынке:

    • Свободные (рыночные) цены - цены реализации товара, складывающиеся непосредственно на рынке. По своему содержанию свободная цена - договорная цена, хотя формального акта договоренности между покупателями и продавцом чаще всего не существует. Но поскольку продавец заинтересован продать свой товар как можно дороже, а покупатель купить как можно дешевле, цена, в конечном счете, устанавливается с учетом их экономических интересов, хотя и противоречивых.
    • Регулируемые цены - это цены, устанавливаемые органами государственной власти и управления или органами исполнительной власти на местах по соответствующей номенклатуре продукции. Цены устанавливаются в соответствии с методами, правилами и нормативами, определяемыми органами.
    • Паритетные цены - цены на сельскохозяйственную продукцию, позволяющие фермеру за неизменный объем продукции получать денежный доход, достаточный для покупки стабильного набора несельскохозяйственных потребительских благ и услуг.
    • Фиксированные цены - это твёрдо уставленные государством цены.

С учётом фактора времени выделяют:

    • Постоянные цены – это цены, срок действия которых заранее не определен.
    • Сезонные цены – это цены, изменяющиеся в зависимости от времени года (цены на сельскохозяйственную продукцию), сезона (цены на одежду и обувь).
    • Ступенчатые цены – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

По способу получения информации об уровне цен, их делят на:

    • Справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах. Используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.
    • Прейскурантные цены – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов.
    • Расчётные цены – применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам. Рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.

В зависимости от вида рынка:

    • Аукционные цены – цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.
    • Биржевые котировки – цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу.
    • Цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

По условиям поставки и продажи  различают:

    • Цены-нетто – цены на месте купли-продажи.
    • Цены-брутто (фактурные цены) – определяются с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида “франко” и условий страховки).
    • «Франко» - данный термин означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы.
    • Мировые цены - цены, применяемые при реализации товаров на мировом рынке.

Статистика  изучает, прежде всего, цены с учётом сферы товарного обращения: оптовые  и розничные цены, цены и тарифы на услуги, сметную стоимость и  закупочные цены. Эти виды цен наиболее широко применяют в экономическом  анализе и отражают в статистических сборниках. [2,с.481-482]

Таким образом, рассмотрев понятие цены можно сказать, что цена является наиболее важной экономической категорией рыночных отношений и необходимо постоянное наблюдение  за ценами.

 

 

 

 

 

 

      1. Сущность инфляции и инфляционных процессов

 

Инфляция  представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с  возникновением денег, с функционированием  которых неразрывно связана.

Инфляция – это обесценение денег, проявляющееся в устойчивом повышении общего уровня цен. Инфляция воздействует на всё сферы экономической жизни страны. Основными её составляющими является рост цен и обесценение денег. (рисунок 1) [1,c.73]

Рис.1. Две  стороны процесса инфляции 

Инфляция  приводит к диспропорциям в развитии общественного производства, экономическим  разрывам и перераспределению доходов  различных социальных групп, а её первопричиной является нарушение  равновесия между денежной массой и  товарным покрытием. От него зависит  равновесие между суммой цен и суммой товарных стоимостей, ценой и производством (на уровне отдельных товаров и рынков) и совокупным спросом и предложением (на макроэкономическом уровне). [4,с.329]

Основными критериями, позволяющими подразделить инфляцию на виды, являются:

  • Преобладание в экономике денежных и неденежных факторов инфляции;
  • Особенности, происходящие во время инфляции, с изменениями цен.

По преобладанию денежных и неденежных факторов инфляция подразделяется на:

    • Инфляция спроса (demand-pull inflation) – денежные факторы. Рост цен происходит за счёт превышения совокупного спроса над предложением (денег больше, чем товаров). Характеризуется кризисом государственных финансов и дефицитом бюджета. Может развиваться бесконечно.
    • Инфляция издержек (cost-push inflation) – реальные факторы. Рост цен происходит за счёт повышения издержек производства в экономике по типу цепной реакции. Характеризуется диспропорциями хозяйства, циклическим развитием экономики, монополизацией производства и ценообразованием и др. Спад экономики приводит к постепенному снижению издержек и ликвидирует инфляцию.

Информация о работе Статистика и инфляция цен