Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа
В данной работе поставлена цель – исследовать понятие цены и инфляции в России.
Введение 3
Глава 1. Статистическое изучение инфляции и цен 5
Цены в рыночной экономике: понятие и виды 5
Сущность инфляции и инфляционных процессов 10
Система показателей статистики цен и инфляции 14
Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен 20
Расчёт индивидуальных индексов цен 20
Расчёт общих индексов цен 23
Динамика инфляции и цен в России 25
Заключение 38
Список литературы и источников 39
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Статистика»
На тему:
“Статистика инфляции и цен”
Выполнила:
Студентка 2 курса, группы13208
Дневного отделения,
Специальности «Налоги и налогообложение»
Казакова Ю.С.
__________________
Проверил:
Матвеев В.А.
__________________
Нижний Новгород
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Статистическое изучение инфляции и цен 5
Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен 20
Заключение 38
Список литературы и источников 39
ВВЕДЕНИЕ
В современных
условиях инфляция и цена являются
наиболее важными экономическими категориями
рыночных отношений. Изучением цен,
ценообразования и инфляции, процессов
изменения их уровней и структуры
занимается как макро- и микроэкономика,
так и отраслевые экономики. В
настоящее время инфляция - один
из самых болезненных и опасных
процессов, негативно воздействующих
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Рост цен ведет
к снижению покупательной способности
спроса населения, падению реальных
доходов и к спаду
Таким образом, тема “Статистика инфляции и цен” является очень актуальной на сегодняшний день.
В данной работе поставлена цель – исследовать понятие цены и инфляции в России.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе являются инфляция и цена.
Структурно данная работа состоит из введения, двух разделов, шести подразделов, заключения и списка использованных источников и литературы. В первом разделе рассматриваются понятие, виды, система показателей цены и инфляции. Во втором – анализ статистики инфляции и цен в России.
В существующей работе применялись такие методы как сравнительный анализ, индукция, описательный метод.
Настоящая работа писалась на основе учебной литературы.
Глава 1. Статистическое изучение инфляции и цен
В современных условиях цена является наиболее важной экономической категорией рыночных отношений. Изучением цен и ценообразования, процессов изменения их уровней и структуры занимается как макро- и микроэкономика, так и отраслевые экономики. В органах государственной статистики действует служба статистики цен, которая обеспечивает получение всесторонней и объективной информации о ценах на товары и услуги, выявляет закономерности и тенденции их изменения. От уровня цен и их динамики зависят важнейшие макроэкономические показатели – ВВП страны, покупательная способность денежных доходов, уровень и структура потребления населения, деловая активность и т.д. Цена является одновременно важнейшим индикатором и регулятором развития рыночной экономики. [2,с.480-481]
Цена – это посредник и эквивалент при обмене товаров на деньги. Она является одним из важных показателей конъюнктуры рынка, фактором сбалансированности спроса и предложения, объёма и структуры размещения производства. Цена – инструмент образования прибыли, эмиссии денег и формирования бюджета, существенный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, уровень реальных доходов, инфляционных процессов и т.д. [2,с.481]
Цена представляет собой сумму денег, уплачиваемую за единицу товара. В этом определении цены как денежного выражения стоимости товара проявляется её экономическая сущность.
Цены классифицируются по следующим признакам:
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
По способу установления различают:
В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкурентности на рынке:
С учётом фактора времени выделяют:
По способу получения
В зависимости от вида рынка:
По условиям поставки и продажи различают:
Статистика изучает, прежде всего, цены с учётом сферы товарного обращения: оптовые и розничные цены, цены и тарифы на услуги, сметную стоимость и закупочные цены. Эти виды цен наиболее широко применяют в экономическом анализе и отражают в статистических сборниках. [2,с.481-482]
Таким образом, рассмотрев понятие цены можно сказать, что цена является наиболее важной экономической категорией рыночных отношений и необходимо постоянное наблюдение за ценами.
Инфляция
представляет собой одну из наиболее
острых проблем современного развития
экономики во многих странах мира.
Как экономическое явление
Инфляция – это обесценение денег, проявляющееся в устойчивом повышении общего уровня цен. Инфляция воздействует на всё сферы экономической жизни страны. Основными её составляющими является рост цен и обесценение денег. (рисунок 1) [1,c.73]
Рис.1. Две стороны процесса инфляции
Инфляция приводит к диспропорциям в развитии общественного производства, экономическим разрывам и перераспределению доходов различных социальных групп, а её первопричиной является нарушение равновесия между денежной массой и товарным покрытием. От него зависит равновесие между суммой цен и суммой товарных стоимостей, ценой и производством (на уровне отдельных товаров и рынков) и совокупным спросом и предложением (на макроэкономическом уровне). [4,с.329]
Основными критериями, позволяющими подразделить инфляцию на виды, являются:
По преобладанию денежных и неденежных факторов инфляция подразделяется на: