Статистика и инфляция цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе поставлена цель – исследовать понятие цены и инфляции в России.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Статистическое изучение инфляции и цен 5

Цены в рыночной экономике: понятие и виды 5
Сущность инфляции и инфляционных процессов 10
Система показателей статистики цен и инфляции 14

Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен 20

Расчёт индивидуальных индексов цен 20
Расчёт общих индексов цен 23
Динамика инфляции и цен в России 25

Заключение 38
Список литературы и источников 39

Файлы: 1 файл

Статистика курсовая.zip.docx

— 260.31 Кб (Скачать)

 

Первая  группа индексов – цепные индексы. Рассчитаем их по формуле (1.11), по каждому  товару отдельно.

Говядина:

 

 

Куры:

 

 

Колбаса:

 

 

Рыба:

 

 

Таким образом, ускоряется рост цен на говядину с 6,1% в 2009г. до 6,5% в 2010г. Но при этом мы видим  замедление роста цен на кур, колбасу  и рыбу. Если в 2009г. по сравнению с 2008г. цена на куры выросла на 3,1%, то в 2010г. по сравнению с 2009г. только на 2,1%, а на колбасу только на 5,5% против 7,6% в 2009г. Наиболее ощутимо замедляется  рост цен на живую и охлажденную  рыбу с 13,7% до 6,0% в 2010г.

Вторая  группа индексов – базисные индексы. Рассчитаем их по формуле (1.10).

Говядина:

 

 

 

Куры:

 

 

Колбаса:

 

 

Рыба:

 

 

Таким образом, за 2008-2010гг. сильнее всего выросли  цены на рыбу – 20,4% и колбасу – 13,5%, незначительно ниже поднялась цена на говядину – 13,0%. Медленнее всего  растет цена на куры – 5,2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Расчёт общих индексов цен

 

В статистическом ежегоднике «Регионы России. Социально-экономические  показатели. 2010г.» приведены данные о потреблении отдельных категорий  продуктов питания по субъектам  Российской Федерации и федеральным  округам по 2009г. включительно. На основании  данных о ценах на сахар-песок, яйца и картофель (табл.2) рассчитаем общие  индексы цен и проанализируем изменение стоимости проданных  товаров.

Таблица 2

«Цена и  объем потребления в Российской Федерации отдельных видов продуктов  питания»

Продукты питания

Цена, руб.

Потребление на душу населения

2008

2009

2010

2008

2009

Яйца куриные, 10 шт.

40,02

34,16

38,56

25,4

26,2

Сахар, кг

23,07

33,02

40,62

40

37

Картофель, кг

16,67

14,03

28,94

111

113


 

Рассчитаем  индекс потребительских цен к  предыдущему году, используя индекс Ласпейреса, формула (1.6):

 

 

 

Таким образом, за выбранную группу продуктов питания, приобретая их в объеме 2008г.,  в 2009г. по сравнению с 2008г. каждый житель России заплатил в среднем меньше на 98,8%. Основной причиной является снижение цен на яйца куриные и картофель при одновременном росте цен на сахар. В 2010г. приобретая продукты питания этой группы каждому из нас пришлось в среднем заплатить больше в 1,562 раза или на 56,2%.

Рассчитаем  индекс Пааше изменения цен в 2009г. по сравнению с 2008г. по формуле (1.7):

 

Таким образом, в среднем цены на выбранную группу продуктов питания сократились  на 2,2%. При этом экономия населения  составила за год:

Dpq(p) = 3702,12 – 3785,82 = 83,70 руб.

Индекс  Фишера рассчитаем на основе индекса  цен по Пааше и по Ласпейресу, формула (1.8):

 

В соответствии с индексом Фишера цена на выбранные  продукты питания в среднем снизилась  на 1,69%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Динамика инфляции и цен в России

 

Для анализа  инфляции в России в 2010г. также воспользуемся  данными Центрального Банка России, для которого уровень инфляции в  стране является основным индикатором  при выборе денежно-кредитной политики. В IV квартале 2010 г. инфляция составила 2,4% против 0,7% в сопоставимый период 2009 г., базовая инфляция - 2,2 и 1,0% соответственно. Ускорение инфляции в III - IV кварталах 2010 г. было обусловлено увеличением темпов удорожания товаров продовольственной группы.

По итогам 2010 г. цены на продовольственные товары  повысились на 12,9% (в 2009 г. - на 6,1%).

Цены  на продовольственные товары без  плодоовощной продукции за 2010 г. повысились на 9,4% (за 2009 г. - на 6,9%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 3,2 процентного пункта, или 36,9% уровня инфляции (в 2009 г. - оценочно 2,4 процентного пункта, или 26,7%).

Среди основных групп продуктов питания без  учета плодоовощной продукции в 2010 г. наиболее заметно подорожали крупа и бобовые - на 58,8%, масло подсолнечное – на 27,6% (за 2009 г. эти виды продовольствия подешевели на 2,5 и 19,8%). Цены на масло сливочное повысились на 23,3% (в 2009 г. – на 7,9%), сахар-песок стал дороже на 22,5% (год назад – на 42,7%). Темпы прироста цен на другие основные группы продуктов питания заключались в диапазоне от 4,7 до 16,7%. По итогам 2009 г. удорожание значительной части основных видов продовольствия составило 1,6 - 10,6%; яйца подешевели на 14,5%.

За 2010 г. цены на плодоовощную продукцию выросли на 45,6%, что является максимальным показателем с 1999 г. (в 2009 г. данный вид продуктов питания подешевел на 1,7%). По оценкам, в 2010 г. вследствие роста цен на плодоовощную продукцию уровень инфляции повысился на 1,6 процентного пункта (18,7% общего прироста потребительских цен). В предыдущем году за счет удешевления плодоовощной группы общий уровень потребительских цен снизился оценочно на 0,1 процентного пункта (0,7% общего прироста цен на потребительском рынке).

В 2010 г. темп прироста цен на непродовольственные товары составил 5,0% (в 2009 г. - 9,7%). По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлено 1,8 процентного пункта, или 20,8% уровня инфляции (за 2009 г. – соответственно 3,6 процентного пункта и 41,1%). В 2010 г. в наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 19,5% (в 2009 г. – на 18,7%).

Ткани, предметы одежды, белье, обувь стали дороже на 4,4 - 7,8%. Цены на бензин автомобильный повысились на 6,5%. Теле- и радиотовары и медикаменты подешевели на 1,8 и 1,9% соответственно. По итогам 2009 г. бензин автомобильный подорожал на 8,0%, медикаменты - на 17,6%, теле- и радиотовары - на 5,4%.

За 2010 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 8,1% (в 2009 г. на 11,6%). По оценкам, удорожание платных услуг по итогам истекшего года обеспечило 2,1 процентного пункта, или 23,6% общего прироста цен на потребительском рынке (в 2009 г. аналогичные показатели составили 2,9 процентного пункта и 32,9%).

Темп  прироста регулируемых цен и тарифов на платные услуги за 2010 г. был равен оценочно 12,2%, что на 2,4 процентного пункта меньше, чем в 2009 году. Темпы прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составили 13,0% против 19,6% в 2009 году. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 8,7% (в 2009 г. – на 6,5%).

В 2010 г. замедлился темп прироста цен на большинство  видов услуг, учитываемых при  расчете базовой инфляции; снизились  цены на услуги страхования.

Темп  прироста цен и тарифов на платные  услуги населению в 2010 г. был на 1,0 процентного пункта меньше темпа прироста цен на общую группу потребительских товаров. В предыдущем году, напротив, темп удорожания платных услуг населению на 3,7 процентного пункта опережал темп прироста цен на потребительские товары.

По информации Росстата, в 2010 г. в большинстве федеральных  округов России темп прироста цен  на потребительском рынке был  ниже, чем в предыдущем году.

По оценкам, в 2010 г. отмечалось уменьшение различий между субъектами Российской Федерации в стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Федеральной службой государственной статистики в целях межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. В декабре 2010 г. коэффициент региональных различий сократился до 38,4%, тогда как в аналогичный период 2009 г. он был равен 43,1%.

В 2010 г. диапазон изменения темпов прироста цен на товары продовольственной группы без плодоовощной продукции составил по федеральным округам 8,6 - 10,7%, темпы изменения цен на непродовольственные товары заключались в интервале 4,5 - 5,8%.

Для темпов прироста цен на плодоовощную продукцию был характерен значительный разброс по субъектам Российской Федерации. Так, за 2010 г. в Дальневосточном федеральном округе этот вид продовольствия подорожал на 15,7%, а в Южном федеральном округе на 59,0%.

Темпы удорожания платных услуг населению по итогам 2010 г. в большинстве федеральных округов были ниже, чем по итогам 2009 г., и составляли от 7,2 до 11,2%.

За 2010 г. жилье на первичном рынке стало дороже на 0,3%, на вторичном - на 2,7%. По итогам 2009 г. жилье на первичном рынке подешевело на 7,6%, на вторичном - на 11,0%. На динамику цен на жилье в 2010 г. повлияло некоторое оживление рынка недвижимости на фоне сокращения ввода в действие жилых домов. За 2010 г. по сравнению с предыдущим годом объем введенной в действие жилой площади сократился на 3,0% (в 2009 г. - на 6,5%).

Цены  производителей промышленных товаров за 2010 г. повысились на 16,7% против 13,9% по итогам предыдущего года. Сложившаяся динамика цен производителей была обусловлена главным образом ускорением темпов их роста в обрабатывающих производствах до 16,9% с 5,9% в 2009 году. Более всего возросли цены в производстве кокса – на 54,9%, химическом производстве – на 30,6%, металлургическом производстве – на 24,1% (в 2009 г. цены в производстве кокса и металлургическом производстве повысились на 7,3 и 4,9% соответственно, в химическом производстве - снизились на 0,5%).

Существенным  был рост цен производителей нефтепродуктов - 20,4% (год назад 28,9%). Ускорился рост цен производителей промышленной продукции для потребительского рынка. Так, темпы прироста цен производителей пищевых продуктов, включая напитки, и табака повысились по сравнению с 2009 г. на 7,5 процентного пункта, составив 14,3%; в текстильном и швейном производстве аналогичные показатели были равны 7,7 процентного пункта и 13,2%. В производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви цены повысились на 10,8%, что на 5,9 процентного пункта больше, чем в 2009 году.

В добыче топливно-энергетических полезных ископаемых цены выросли на 16,1% (в 2009 г. – на 61,0%).

По итогам 2010 г. прирост цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 13,8%, что на 4,5 процентного пункта ниже, чем в предыдущем году.

Темп  прироста тарифов на грузовые перевозки в 2010 г. был равен 33,1% (за 2009 г. эти тарифы снизились в целом на 2,5%). Заметно ускорился темп прироста тарифов на перевозки трубопроводным транспортом -до 56,0%, тогда как в 2009 г. отмечалось их снижение на 15,7%.

Тарифы на услуги связи для юридических лиц за 2010 г. выросли на 7,0% (за 2009 г. – на 2,1%).

За 2010 г. цены производителей строительной продукции выросли на 9,1% (год назад – на 0,1%).

По итогам 2010 г.  цены производителей сельскохозяйственной продукции увеличились на 23,6% (в 2009 г. они снизились на 1,8%), причем за январь-июль отмечалось их снижение на 0,9%. Продукция растениеводства подорожала на 38,3% (за 2009 г. – стала дешевле на 6,6%). Повысились цены на зерновые и зернобобовые культуры – на 31,4% и на подсолнечник – на 71,1% (в 2009 г. цены производителей зерновых и зернобобовых культур снизились на 13,4%, а производство подсолнечника стало дороже на 0,4%). Продукция животноводства подорожала на 14,9% (за 2009 г. – на 1,5%). Цены производителей в производстве скота и птицы возросли на 3,8% (в 2009 г. – на 5,6%).

Производство  молока и яиц стало дороже на 34,7 и 16,1%, соответственно. За 2009 г. производство молока стало дороже на 1,4%, а производство яиц подешевело на 15,6%.

Ценовая конъюнктура на мировых рынках основных товаров российского экспорта в IV квартале 2010 г. улучшилась. В целом за 2010 г. относительно предыдущего года мировые цены на энергетические товары в среднем повысились на 22%, неэнергетические товары подорожали на 11%.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов» предусматривалось снижение инфляции в 2011 г. до 6–7%. В течение первого полугодия инфляция в скользящем годовом выражении менялась незначительно и составляла 9,4–9,6%. В первые месяцы 2011 г. ее уровень формировался, прежде всего, удорожанием продовольственных товаров вследствие неурожая 2010 года. Цены на непродовольственные товары и услуги, в условиях роста потребительского спроса, увеличивались в среднем более высокими темпами, чем в сопоставимый период 2010 года (табл.3).

Таблица 3

«Инфляция на потребительском рынке, %»

Показатель

Прирост

Июнь 2011г. к декабрю 2010г.

Июнь 2010г. к декабрю 2009г.

Изменение, процентные пункты

Цены на товары и услуги всего

5,0

4,4

Ускорение на 0,6

В том числе:

     

- на продовольственные товары

5,0

5,4

Замедление на 0,4

- на продовольственные товары  без плодоовощной продукции

4,5

2,4

Ускорение на 2,1

- на непродовольственные товары

3,5

1,9

Ускорение на 1,6

- на платные услуги населению

7,2

6,4

Ускорение на 0,8

Цены на товары и услуги, входящие в расчет базовой инфляции

   

Ускорение на 1,8


 

C февраля 2011 г. наблюдалось замедление роста цен на продовольствие, которое в июле сменилось удешевлением данного вида товаров. Такая динамика в значительной мере обусловлена снижением цен на плодоовощную продукцию во II квартале и особенно в июле 2011 года. Все это может свидетельствовать о том, что влияние падения предложения продукции сельского хозяйства на цены уменьшается.

При продолжении  текущих тенденций и в отсутствие шоков инфляция по итогам 2011 г. может приблизиться к верхней границе, установленного на год интервала.

Информация о работе Статистика и инфляция цен