Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа
В данной работе поставлена цель – исследовать понятие цены и инфляции в России.
Введение 3
Глава 1. Статистическое изучение инфляции и цен 5
Цены в рыночной экономике: понятие и виды 5
Сущность инфляции и инфляционных процессов 10
Система показателей статистики цен и инфляции 14
Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен 20
Расчёт индивидуальных индексов цен 20
Расчёт общих индексов цен 23
Динамика инфляции и цен в России 25
Заключение 38
Список литературы и источников 39
По ценовому признаку инфляция подразделяется на следующие виды:
В зависимости от темпа роста цен:
В зависимости
от стабильности цен при снижающейся
покупательной способности
Степень сбалансированности роста цен:
Роль ожидания в росте цен:
На практике виды инфляции часто переплетаются, поэтому её называют многофакторным явлением, противостоящим развитию производства и полноценному функционированию экономики страны. [1,с.86]
Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны конъюнктуры рынка и ценовой политики. Эти показатели используются в процессе изучения ценовых процессов и расчёта большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.
Изучение рыночной конъюнктуры начинается с анализа средних цен и их уровней. Различают индивидуальный и средний уровень цен.
Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.
Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, исчисляемый по однородным группам товаров во времени и пространстве.
Для расчёта средних цен (уровней цен) используются различные виды средних величин.
= (1.1),
где p – цена единицы товара; q – количество товара.
Она применяется
в том случае, когда в качестве
весов используются показатели количества
товаров в натуральном
= (1.2),
где pq – товарооборот в денежном выражении.
Применяется в том случае, если в качестве весов используются данные о продаже товара (товарооборота).
= (1.3),
где n – число месяцев (дней) в периоде.
Применяется в том случае, если моменты регистрации цен равно удалены друг от друга.
= (1.4),
где - средняя за период; – число месяцев (дней) в периоде.
Применяется в том случае, если даты регистрации цен распределены неравномерно. [2,с.485-486]
В качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость набора из 25 основных продуктов питания, который выступает одной из характеристик «цены жизни» и регулярно рассчитывается государственной статистикой. [2,с.486]
Индексы цен в социально экономическом анализе
Индексам цен принадлежит главная роль при изучении изменений цен во времени и в пространстве. Наиболее ранним обобщающим показателем изменения цен считают показатель , предложенный в 1738 г. Французским экономистом Дюто. Этот показатель характеризовал отношение суммы цен (p) различных товаров в отчётном периоде к сумме цен тех же товаров в базисном периоде.
Так же без учёта количества товаров рассчитывал динамику цен итальянский экономист Карли в 1764 г.:
== (1.5),
где – индексы цен по отдельным товарам.
Во второй половине XIX в. в практику расчётов индексов цен была введена агрегатная форма, в которой изменение цен увязывалось с конкретной массой товаров. Формула первого взвешенного агрегатного индекса цен, известная как индекс Ласпейреса, была предложена в 1864 г.:
= (1.6),
где - количество товара в базисном периоде; и - цена единицы товара соответственно в отчётном и базисном периодах.
Другой вид взвешенного агрегатного индекса был предложен немецким экономистом Г. Пааше в 1874 г. Индекс Пааше имеет вид:
= (1.7),
где - количество товара в отчётном периоде.
Индекс цен Пааше представляет собой сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объёмам текущего периода, а индекс цен Ласпейреса – сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объёмам базисного периода. [3,с.377-378]
Американским учёным И. Фишером, разработавшим тесты правильности построения индексов, была предложена формула средней геометрической из индексов Пааше и Ласпейреса. Она получила название «идеального» индекса цен или индекса Фишера:
=(1.8)
Статистический показатель, используется для нейтрализации погрешностей ценового индекса Ласпейреса и ценового индекса Пааше при количественном измерении инфляции (динамики цен).
Кроме рассмотренных выше индексов цен в статистике применяются, хотя значительно реже, и другие.
Индекс цен Эджворта-Маршалла:
(1.9),
показывает динамику цен в условиях среднего объёма продаж отчётного и базисного периодов.
В системе индексов цен, помимо рассмотренных выше агрегатных форм индексов, широкое применение получили индивидуальные индексы цен и индексы средних цен.
Индивидуальный индекс цен характеризует динамику цены конкретного товара (услуги).
(1.10) – базисный индекс,
(1.11) – цепной индекс,
где - цена на товар в текущем периоде; - цена на товар в предыдущем периоде; - цена товара в периоде, принятом за базу сравнения.
Индивидуальные индексы цен применяются при изучении динамики цен разнородной совокупности товаров и услуг. Они используются в различных модификациях агрегатных формул сводных индексов. [3,с.378-379]
Индексный анализ динамики средних цен на однородную продукцию заключается в построении индексов переменного состава, постоянного (фиксированного) состава и структурных сдвигов:
(1.12);
(1.13);
(1.14).
Между указанными индексами существует следующая взаимосвязь:
(1.15).
Темпы повышения
или снижения уровня жизни населения,
обусловленные изменениями
Методика расчёта ИПЦ включает следующие показатели:
(1.16)
(1.17)
(1.18).
На основе ИПЦ правительство корректирует внутреннюю политику в области финансов, денежного обращения, индексирует доходы различных социальных групп населения, оценивает уровень инфляции на потребительском рынке и др.
Кроме того, инфляция может характеризоваться через индекс оптовых цен или цен товаров производственного назначения, рассчитанных по ценам реализации продукции. Индекс цен товаров производственного назначения (индекс цен производителя продукции – ИЦПП) рассматривает изменение цен на сырьё, полуфабрикаты материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке, т.е. цены определённого количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Он измеряет инфляцию в отношении товаров потребительского рынка и производственного. Рассчитанный на раннем, «оптовом» этапе, этот индекс является хорошим показателем будущего изменения розничных цен. Следовательно, оба рассмотренных индекса тесно взаимосвязаны и характеризуют уровень инфляции в отдельных секторах экономики. [1,с.96-97]
Для определения изменений, произошедших с общим уровнем цен, в том числе и за счёт инфляции, применяется средневзвешенный индекс общего уровня цен, или дефлятор ВВП (ДВВП). Это единственный показатель, учитывающий изменение всех цен. Дефлятор ВВП показывает квартальные и годовые изменения цен всех товаров и услуг, произведённых в обществе, поэтому он является средневзвешенным показателем, наиболее полно отражающим изменение цен в стране. В России дефлятор ВВП определяется, как и в большинстве стран, по агрегатной формуле Пааше:
(1.19),
где анализируемого периода; в ценах базисного периода.
На основе ДВВП принято рассчитывать основной показатель уровня инфляции – норму инфляции. Обычно приводится следующая формула расчета нормы инфляции:
(1.20),
где и - ДВВП смежных периодов.
Именно по величине этого показателя инфляцию подразделяют на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию. [2,с.555]
Статистическое изучение инфляции с позиций её формирования и развития включает в себя использование и других макроэкономических показателей: динамику товарной массы, темпов роста денежной эмиссии, денежных доходов населения, динамики мировых цен и др. [2,с.560]
Таким образом, рассмотрев систему показателей статистики цен и инфляции, можно сделать вывод о том, что система показателей характеризует не только уровни цен, но и их динамику. Изучение комплексной ценовой информации на основе динамических рядов даёт возможность построить трендовые и экономические модели, изучить сезонные колебания уровней цен и т.д.
Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен
Для расчета
индексов цен по отдельным видам
товаров воспользуемся данными
о средних потребительских
Таблица 1
«Средние потребительские цены по Российской Федерации за 2008-2010гг., руб.»
Мясо и мясопродукты, рыба |
2008 |
2009 |
2010 |
цепные индексы цен |
базисные индексы цен | ||
2009г. к 2008г. |
2010г. к 2009г. |
2009г. к 2008г. |
2010г. к 2008г. | ||||
Говядина (кроме бескостного мяса), кг |
174,86 |
185,60 |
197,64 |
1,061 |
1,065 |
1,061 |
1,130 |
Куры (кроме куриных окороков), кг |
99,94 |
103,01 |
105,14 |
1,031 |
1,021 |
1,031 |
1,052 |
Колбаса вареная высшего сорта, кг |
207,81 |
223,64 |
235,96 |
1,076 |
1,055 |
1,076 |
1,135 |
Рыба живая и охлажденная, кг |
99,67 |
113,28 |
120,03 |
1,137 |
1,060 |
1,137 |
1,204 |