Статистика и инфляция цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе поставлена цель – исследовать понятие цены и инфляции в России.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Статистическое изучение инфляции и цен 5

Цены в рыночной экономике: понятие и виды 5
Сущность инфляции и инфляционных процессов 10
Система показателей статистики цен и инфляции 14

Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен 20

Расчёт индивидуальных индексов цен 20
Расчёт общих индексов цен 23
Динамика инфляции и цен в России 25

Заключение 38
Список литературы и источников 39

Файлы: 1 файл

Статистика курсовая.zip.docx

— 260.31 Кб (Скачать)

По ценовому признаку инфляция подразделяется на следующие виды:

В зависимости  от темпа роста цен:

    • Умеренная (ползущая) инфляция с ростом цен до 5-10% в год. Не оказывает существенного негативного влияния на экономику. Сбережения при таких темпах роста цен остаются прибыльными, так как процентный доход выше инфляции, риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, а уровень жизни понижается незначительно.
    • Галопирующая инфляция с ростом цен до 50-100% в год. Оказывает на экономику негативное влияние. При этой инфляции месячные темпы роста цен измеряются двухзначными числами, процент по вкладам ниже темпов инфляции, а сбережения убыточны, возрастает риск долгосрочных инвестиций, уровень жизни населения значительно сокращается.
    • Гиперинфляция с темпом роста более 50% в месяц. В годовом исчислении более 1000%. Действует на экономику разрушительно, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм и производство в целом. Для неё характерно отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, эмиссия национальной валюты, постоянная индексация, систематическое снижение курсов национальных валют.

В зависимости  от стабильности цен при снижающейся  покупательной способности денег:

    • Скрытая инфляция проявляется в товарном дефиците при относительно стабильном уровне цен, устанавливаемых государством. Государство нерыночной системы хозяйствования в условиях, когда на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков, искусственно поддерживает цены на низком уровне, не давая им подняться, а так же контролирует занятость и изменения заработной платы, не давая последней упасть.
    • Открытая инфляция проявляется в росте цен и снижении валютного курса. Рост цен на товары и услуги сопровождается обесценением денег и возникновением избыточной денежной массы, не обеспеченной соответствующим количеством товаров и услуг.

Степень сбалансированности роста цен:

    • Сбалансированная инфляция характеризуется неизменными относительно друг друга ценами различных товарных групп. Она не страшна для бизнеса, так как периодически повышающиеся цены остаются относительно друг друга неизменными. Рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю только те предприниматели, цена на продукцию которых отражает цепочку повышения цен, например производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.
    • Несбалансированная инфляция изменяет цены различных товаров по отношению друг к другу в различных пропорциях. Она отрицательно сказывается на бизнесе из-за отсутствия возможности спрогнозировать на будущее выбор рациональной сферы приложения капитала, произвести расчёт и сравнить варианты прибыльного инвестирования с учётом перспектив лидеров роста цен. При несбалансированной инфляции развитие производства кажется нереальным, окупаемы лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

Роль  ожидания в росте цен:

    • Ожидаемая инфляция вызывается ростом цен, обусловленным повышенным, ажиотажным спросом на товары первой необходимости. Повышение спроса провоцируется прогнозами (слухами) о приближающейся инфляции и предстоящим обесценением денег. Рост спроса приводит к повышению цен и наступлению инфляции.
    • Неожидаемая инфляция не прогнозируется и, как правило, связана с денежными факторами и форсмажорными обстоятельствами. [1,с.84-85]

         На практике виды инфляции часто переплетаются, поэтому её называют многофакторным явлением, противостоящим развитию производства и полноценному функционированию экономики страны. [1,с.86]

      1. Система показателей статистики цен и инфляции

 

   Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны конъюнктуры рынка и ценовой политики. Эти показатели используются в процессе изучения ценовых процессов и расчёта большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.

Изучение  рыночной конъюнктуры начинается с  анализа средних цен и их уровней. Различают индивидуальный и средний  уровень цен.

Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.

Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, исчисляемый по однородным группам товаров во времени и пространстве.

Для расчёта  средних цен (уровней цен) используются различные виды средних величин.

  1. Средняя арифметическая взвешенная:

= (1.1),

где p – цена единицы товара; q – количество товара.

Она применяется  в том случае, когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении.

  1. Средняя гармоническая взвешенная:

= (1.2),

где pq – товарооборот в денежном выражении.

Применяется в том случае, если в качестве весов используются данные о продаже  товара (товарооборота).

  1. Средняя хронологическая простая:

= (1.3),

где n – число месяцев (дней) в периоде.

Применяется в том случае, если моменты регистрации  цен равно удалены друг от друга.

  1. Средняя хронологическая взвешенная:

= (1.4),

где - средняя за период; – число месяцев (дней) в периоде.

Применяется в том случае, если даты регистрации  цен распределены неравномерно. [2,с.485-486]

В качестве обобщающего показателя уровня цен  можно рассматривать стоимость  набора из 25 основных продуктов питания, который выступает одной из характеристик  «цены жизни» и регулярно рассчитывается государственной статистикой. [2,с.486]

Индексы цен в социально экономическом  анализе

Индексам  цен принадлежит главная роль при изучении изменений цен во времени и в пространстве. Наиболее ранним обобщающим показателем изменения цен считают показатель , предложенный в 1738 г. Французским экономистом Дюто. Этот показатель характеризовал отношение суммы цен (p) различных товаров в отчётном периоде к сумме цен тех же товаров в базисном периоде.

Так же без  учёта количества товаров рассчитывал  динамику цен итальянский экономист  Карли в 1764 г.:

== (1.5),

где – индексы цен по отдельным товарам.

Во второй половине XIX в. в практику расчётов индексов цен была введена агрегатная форма, в которой изменение цен увязывалось с конкретной массой товаров.  Формула первого взвешенного агрегатного индекса цен, известная как индекс Ласпейреса, была предложена в 1864 г.:

= (1.6),

где - количество товара в базисном периоде; и - цена единицы товара соответственно в отчётном и базисном периодах.

Другой  вид взвешенного агрегатного  индекса был предложен немецким экономистом Г. Пааше в 1874 г. Индекс Пааше имеет вид:

= (1.7),

где - количество товара в отчётном периоде.

Индекс  цен Пааше представляет собой  сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объёмам текущего периода, а индекс цен Ласпейреса – сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объёмам базисного периода. [3,с.377-378]

Американским  учёным И. Фишером, разработавшим тесты  правильности построения индексов, была предложена формула средней геометрической из индексов Пааше и Ласпейреса. Она получила название «идеального» индекса цен или индекса Фишера:

=(1.8)

Статистический  показатель, используется для нейтрализации  погрешностей ценового индекса Ласпейреса и ценового индекса Пааше при  количественном измерении инфляции (динамики цен).

Кроме рассмотренных  выше индексов цен в статистике применяются, хотя значительно реже, и другие.

Индекс цен Эджворта-Маршалла:

 (1.9),

показывает  динамику цен в условиях среднего объёма продаж отчётного и базисного  периодов.

В системе  индексов цен, помимо рассмотренных  выше агрегатных форм индексов, широкое  применение получили индивидуальные индексы  цен и индексы средних цен.

Индивидуальный индекс цен характеризует динамику цены конкретного товара (услуги).

  (1.10) – базисный индекс,

 

 (1.11) – цепной индекс,

где - цена на товар в текущем периоде; - цена на товар в предыдущем периоде; - цена товара в периоде, принятом за базу сравнения.

Индивидуальные  индексы цен применяются при  изучении динамики цен разнородной  совокупности товаров и услуг. Они  используются в различных модификациях агрегатных формул сводных индексов. [3,с.378-379]

Индексный анализ динамики средних  цен на однородную продукцию заключается в построении индексов переменного состава, постоянного (фиксированного) состава и структурных сдвигов:

 (1.12);

  (1.13);

  (1.14).

Между указанными индексами существует следующая  взаимосвязь:

 (1.15).

Темпы повышения  или снижения уровня жизни населения, обусловленные изменениями зарплаты, пенсий и других денежных доходов, можно правильно оценивать лишь с учётом изменения индекса потребительских цен (ИПЦ).

Методика  расчёта ИПЦ включает следующие  показатели:

    1. Общий индекс физического объёма продукции:

 (1.16)

    1. Общий индекс цен, который исчисляется по формуле:

 (1.17)

    1. Абсолютный размер экономии или перерасхода денежных средств:

 (1.18).

На основе ИПЦ правительство корректирует внутреннюю политику в области финансов, денежного обращения, индексирует  доходы различных социальных групп  населения, оценивает уровень инфляции на потребительском рынке и др.

Кроме того, инфляция может характеризоваться  через индекс оптовых цен или  цен товаров производственного  назначения, рассчитанных по ценам  реализации продукции. Индекс цен товаров  производственного назначения (индекс цен производителя продукции – ИЦПП) рассматривает изменение цен на сырьё, полуфабрикаты материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке, т.е. цены определённого количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Он измеряет инфляцию в отношении товаров потребительского рынка и производственного. Рассчитанный на раннем, «оптовом» этапе, этот индекс является хорошим показателем будущего изменения розничных цен. Следовательно, оба рассмотренных индекса тесно взаимосвязаны и характеризуют уровень инфляции в отдельных секторах экономики. [1,с.96-97]

Для определения  изменений, произошедших с общим  уровнем цен, в том числе и  за счёт инфляции, применяется средневзвешенный индекс общего уровня цен, или дефлятор ВВП (ДВВП). Это единственный показатель, учитывающий изменение всех цен. Дефлятор ВВП показывает квартальные и годовые изменения цен всех товаров и услуг, произведённых в обществе, поэтому он является средневзвешенным показателем, наиболее полно отражающим изменение цен в стране. В России дефлятор ВВП определяется, как и в большинстве стран, по агрегатной формуле Пааше:

(1.19),

где анализируемого периода; в ценах базисного периода.

На основе ДВВП принято рассчитывать основной показатель уровня инфляции – норму инфляции. Обычно приводится следующая формула расчета нормы инфляции:

 (1.20),

где и - ДВВП смежных периодов.

Именно  по величине этого показателя инфляцию подразделяют на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию. [2,с.555]

Статистическое  изучение инфляции с позиций её формирования и развития включает в себя использование  и других макроэкономических показателей: динамику товарной массы, темпов роста  денежной эмиссии, денежных доходов  населения, динамики мировых цен  и др. [2,с.560]

Таким образом, рассмотрев систему показателей  статистики цен и инфляции, можно сделать вывод о том, что система показателей характеризует не только уровни цен, но и их динамику. Изучение комплексной ценовой информации на основе динамических рядов даёт возможность построить трендовые и экономические модели, изучить сезонные колебания уровней цен и т.д.

 

 

Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен

 

    1. Расчет индивидуальных индексов цен

 

Для расчета  индексов цен по отдельным видам  товаров воспользуемся данными  о средних потребительских ценах  на отдельные виды товаров, размещенными на сайте Федеральной службы государственной  статистики, раздел Цены, подраздел  Потребительские цены.

Таблица 1

«Средние  потребительские цены по Российской Федерации за 2008-2010гг., руб.»

Мясо и мясопродукты, рыба

2008

2009

2010

цепные индексы цен

базисные индексы цен

2009г. к 2008г.

2010г. к 2009г.

2009г. к 2008г.

2010г. к 2008г.

Говядина (кроме бескостного мяса), кг

174,86

185,60

197,64

1,061

1,065

1,061

1,130

Куры (кроме куриных окороков), кг

99,94

103,01

105,14

1,031

1,021

1,031

1,052

Колбаса вареная высшего сорта, кг

207,81

223,64

235,96

1,076

1,055

1,076

1,135

Рыба живая и охлажденная, кг

99,67

113,28

120,03

1,137

1,060

1,137

1,204

Информация о работе Статистика и инфляция цен