Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа
В данной работе поставлена цель – исследовать понятие цены и инфляции в России.
Введение 3
Глава 1. Статистическое изучение инфляции и цен 5
Цены в рыночной экономике: понятие и виды 5
Сущность инфляции и инфляционных процессов 10
Система показателей статистики цен и инфляции 14
Глава 2. Анализ статистики инфляции и цен 20
Расчёт индивидуальных индексов цен 20
Расчёт общих индексов цен 23
Динамика инфляции и цен в России 25
Заключение 38
Список литературы и источников 39
Динамика цен производителей в первой половине 2011 г. характеризовалась ускорением роста цен производителей промышленных товаров (в том числе производящих продукцию для потребительского рынка), замедлением роста цен производителей строительной продукции, связи, на грузовом транспорте, низким ростом цен производителей в сельском хозяйстве.
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за первое полугодие 2011 г. потребительские цены повысились на 5,0%, что больше соответствующего показателя в предыдущем году на 0,6 процентного пункта. Темп прироста потребительских цен в июне 2011 г. за скользящий 12-месячный период составил 9,4%, в декабре 2010 г. аналогичный показатель был равен 8,8%.
Рис.2. Динамика цен на потребительские товары и услуги (в % к предыдущему месяцу). [6]
Ускорение инфляции в январе-июне 2011 г. произошло главным образом за счет роста цен на товары и услуги, входящих расчет базовой инфляции, которая составила 3,8% против 2,0% за сопоставимый период 2010 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было получено 3,0 процентного пункта, или 60,1% уровня инфляции (за январь-июнь 2010 г. – 1,6 процентного пункта, или 37,2%).
Рис.3. Динамика цен на потребительские товары и услуги (в % к соответствующему месяцу предыдущего года). [6]
Цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции за первое полугодие 2011 г. повысились на 4,5% (за шесть месяцев 2010 г. – на 2,4%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 1,6 процентного пункта, или 31,1% уровня инфляции (за первое полугодие предыдущего года – оценочно 0,8 процентного пункта, или 19,0%).
Среди основных групп продуктов питания без плодоовощной продукции в первом полугодии 2011 г. более всего подорожали крупа и бобовые – на 19,9%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 7,6%, рыба и морепродукты – на 7,2% (в первом полугодии 2010 г. соответствующие показатели составляли 4,5; 0,9 и 0,5%). Темпы прироста цен на ряд других основных групп продовольственных товаров по итогам января-июня 2011 г. также были выше, чем в соответствующий период предыдущего года. Вместе с тем снизились цены на сахар-песок и яйца.
За январь-июнь 2011 г. цены на плодоовощную продукцию выросли на 8,7%, что на 25,1 процентного пункта меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
По оценкам, вследствие удорожания плодоовощной продукции общий уровень потребительских цен повысился на 0,4 процентного пункта и составил 7,3% общего прироста потребительских цен. В 2010 г. соответствующие показатели были равны 1,2 процентного пункта и 27,7%.
Цены на продовольственные товары в целом за январь-июнь 2011 г. повысились на 5,0%. В предыдущем году аналогичный показатель был равен 5,4%.
Таблица 4
«Инфляция на рынке продовольственных товаров, %»
В первом полугодии 2011 г. темп прироста цен на непродовольственные товары повысился до 3,5% против 1,9% в соответствующий период 2010 года. По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлено 1,2 процентного пункта, или 24,6% уровня инфляции. В январе-июне 2010 г. эти показатели составили 0,7 процентного пункта и 15,8%. В наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 12,4% и бензин автомобильный – на 10,6% (за январь-июнь 2010 г. – на 9,4 и 2,3% соответственно). По оценкам, вклад прироста цен на бензин в общее удорожание непродовольственных товаров за январь-июнь составил 0,7 процентного пункта, или 21,0%. Темпы прироста цен на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь не превышали 3,5%. Подешевели теле- и радиотовары – на 0,6% (в первом полугодии 2010 г. – на 1,7%).
За январь-июнь 2011 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 7,2% (за соответствующий период 2010 г. – на 6,4%). По оценкам, прирост цен и тарифов на платные услуги в первом полугодии текущего года обеспечил 1,9 процентного пункта, или 37,1% общего прироста цен на потребительском рынке (за январь-июнь 2010 г. – 1,7 процентного пункта, или 37,5% уровня инфляции).
Темп прироста регулируемых цен и тарифов на платные услуги по итогам января-июня 2011 г. был равен оценочно 10,3%, что на 0,6 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2010 году. Темп прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составил 10,9% против 11,9% в первом полугодии 2010 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 9,5% (в соответствующий период 2010 г. – на 7,0%).
В первом полугодии 2011 г. ускорился темп прироста цен на большинство видов услуг, учитываемых при расчете базовой инфляции. В наибольшей степени подорожали санаторно-оздоровительные услуги – на 11,7% и услуги дошкольного воспитания – на 9,5%. В январе-июне 2010 г. аналогичные показатели были равны 8,1 и 4,5%. Темп повышения цен и тарифов на платные услуги населению в первом полугодии текущего года превысил темп общего прироста цен на товары на 3,0 процентного пункта (в аналогичный период 2010 г. – на 2,7 процентного пункта).
По информации
Росстата, в первом полугодии 2011 г. во
всех федеральных округах России,
за исключением Северо-
По оценкам, в июне 2011 г. наблюдалось сокращение различий между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Федеральной службой государственной статистики в целях межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. Так, коэффициент региональных различий снизился до 39,8% против 42,5% в сентябре предыдущего года.
В первом полугодии 2011 г. темпы прироста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции по федеральным округам заключались в диапазоне от 3,5 до 5,1%. Соответствующий интервал темпов изменения цен на непродовольственные товары составил 3,2–4,1%.
Для темпов прироста цен на плодоовощную продукцию был характерен значительный разброс по субъектам Российской Федерации. В частности, в Приволжском федеральном округе этот вид продовольствия подорожал на 6,2%, а в Уральском федеральном округе – на 13,1%.
Рис.4. Прирост потребительских цен по федеральным округам (в % июнь к декабрю предыдущего года)
В январе-июне 2011 г. темпы удорожания платных услуг населению изменялись по федеральным округам в пределах 6,5–8,4% и, за исключением Северо-Кавказского и Уральского округов, были выше, чем по итогам такого же периода предыдущего года.
В июне 2011
г. по отношению к декабрю
На динамику цен на жилье в январе-июне 2011 г. повлияло некоторое оживление рынка недвижимости на фоне сокращения ввода в действие жилых домов. В частности, за январь-июнь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. размер введенной в действие жилой площади снизился на 3,7%; год назад такой же показатель был равен 0,6%.
Цены производителей промышленных товаров в январе-июне 2011 г. повысились на 7,9% (на 5,5% в соответствующий период предыдущего года). Ускорение темпов роста цен производителей произошло главным образом за счет удорожания добычи полезных ископаемых. За шесть месяцев цены производителей в этом виде деятельности выросли на 14,4%, тогда как за первое полугодие 2010 г. отмечалось их снижение на 2,7%.
В добыче топливно-энергетических полезных ископаемых цены увеличились на 14,6% (за январь-июнь 2010 г. – снизились на 4,8%). По итогам первого полугодия 2011 г. прирост цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 8,6%.
В соответствующий период 2010 г. данный показатель был на 2,6 процентного пункта выше.
Ускорился рост цен производителей продукции для потребительского рынка. Так, темпы прироста цен производителей пищевых продуктов, включая напитки, и табака увеличились по сравнению с первым полугодием 2010 г. на 1,0 процентного пункта – до 2,1%; в текстильном и швейном производстве аналогичные показатели составили 8,0 процентного пункта и 12,0%. В производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви цены повысились на 9,2%, что больше соответствующего показателя по итогам первого полугодия 2010 г. на 6,9 процентного пункта.
Цены производителей в обрабатывающих производствах в первом полугодии 2011 г. увеличились на 5,5% (в соответствующий период 2010 г. – 8,6%). В обрабатывающих производствах наиболее интенсивно подорожало текстильное и швейное производство – на 12,0% и производство кокса – на 9,9%. Рост цен производителей нефтепродуктов был умеренным – 6,7% (год назад – 8,5%).
Последние данные опросов (июнь 2011 г.), проводимых Институтом экономической политики им. Е. Гайдара, о фактической и планируемой динамике цен предприятий, показали, что замедление роста цен предприятий, регистрировавшееся опросами с февраля, прекратилось (в июне баланс оценок перестал снижаться). По мнению аналитиков института на изменение ценовой политики повлияло увеличение объемов сбыта.
Темп прироста тарифов на грузовые перевозки за январь-июнь текущего года был равен 11,0%, на железнодорожном транспорте – 7,5%. За аналогичный период 2010 г. эти тарифы повысились на 30,4 и 9,4% соответственно. Тарифы на услуги связи для юридических лиц за первое полугодие 2011 г. выросли на 3,8% (за шесть месяцев 2010 г. – на 6,9%).
За первое полугодие 2011 г. цены производителей строительной продукции увеличились на 3,4% (за сопоставимый период 2010 г. – на 3,6%).
По итогам первого полугодия 2011 г. цены производителей сельскохозяйственной продукции повысились на 1,2% (за соответствующий период предыдущего года они снизились на 0,3%). Продукция растениеводства подорожала на 8,3% (за январь-июнь 2010 г. – на 0,9%). При этом наблюдался рост цен на зерновые культуры – на 10,7%, семена подсолнечника стали дороже на7,0% (в январе-июне 2010 г. цены производителей зерновых культур снизились на 2,1%, а производство подсолнечника подорожало на 14,7%). Продукция животноводства стала дешевле на 4,5% (за январь-июнь 2010 г. – на 1,0%). В то же время цены производителей крупного рогатого скота выросли на 3,2%, производство молока и яиц подешевело на 8,6 и 30,6% соответственно. По итогам января-июня 2010 г. производство крупного рогатого скота стало дешевле на 1,7%, цены производителей на молоко повысились на 6,4%, а на яйца – снизились на 17,7%.
Таким образом, мы произвели расчеты индивидуальных и общих индексов цен, сделали необходимые выводы по данным расчетам. Так же мы рассмотрели динамику инфляции и цен в России за последние годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы сделаны следующие выводы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ