Статистика цен и инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются понятие и сущность цен и инфляции, задачи статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции. Для раскрытия теоретической части работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен и инфляции.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы статистики цен и инфляции……………………4
1.1. Понятие и сущность цен……………………………………………..4
1.2 Понятие и сущность инфляции………………………………………6
2.Основные показатели статистики цен и их анализ…………………….11
2.1Задачи статистики цен……………………………………..…………11
2.2 Система показателей статистики цен………………………………13
2.3 Принципы и методы регистрации цен……………………………...17
2.4 Методы расчета и анализа индексов цен………………………...…21
2.5 Методы оценки уровня и динамики инфляции………………….....26
3. Анализ цен и инфляции………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………....38

Файлы: 1 файл

курсовая статистика).docx

— 112.84 Кб (Скачать)

Выигрывают  фирмы, имеющие возможность легко  увеличить и зарплату, например торговцы драгоценностями, стоимость которых  во время инфляции растет быстрее, чем  стоимость жизни.

           Статистика исследует все основные виды инфляции: открытую инфляцию (параллельный процесс инфляции спроса и издержек), структурную инфляцию (возникает в периоды структурных перестроек и сопровождается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью) и подавленную инфляцию (возникает в условиях регулируемых цен, вследствие чего возникает товарный дефицит и избыток денежной массы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные показатели статистики цен и их анализ

 

2.1 Задачи статистики цен

 

В основу современной классификации  концептуальных задач статистики цен, кроме анализа  динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен  на различные товары могут быть так  же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

          Первая классификация включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика состояния (конъюнктуры)  рынка. Решая эту общую задачу  в условиях рынка, статистика  рассматривает поведение цен  как опосредованную реакцию на  изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность  спроса и предложения, рост  и дифференциация доходов населения,  изменение цен на взаимосвязанные  товары, изменение уровня качества  товаров и требований к нему  и т. д.).

2. Характеристика цены как инструмента  управления рынком. С этой позиции  статистика изучает возможности  и степень воздействия цен  на производство (в том числе  и с помощью налогов, заложенных  в структуру цены), обращение (от  цены зависят скорость оборота  и издержки обращения), спрос.  Общепризнанная обратная зависимость  между ценой и спросом не  всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной»  цены или цены «показателя  качества». Статистика цен имеет  возможность обосновать экономические   рычаги для маркетингового регулирования  рынка.

           3. Анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает статистически выявить закономерности ценообразования.

           Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен:

1. С позиции государства: изучение  цены как орудия социальной  и экономической эффективности  рынка, как фактора уровня жизни,  как главной составляющей инфляционных  процессов; изучение влияния цен  на рынок труда, прогнозирование  последствий изменения цены; изучение  цены в роли дефлятора для  пересчета стоимостных показателей:  как важнейшего фактора формирования  бюджета; статистическое изучение  цен, моделирование их закономерностей  для принятия решений по ценообразованию,  для контроля над денежным  обращением в стране; анализ цен  с целью регулирования уровня  цен на стратегические и жизненно  важные товары, для выявления  отраслей, в которые невыгодно  вкладывать капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.

2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента  маркетинга, анализ внутривидовых,  региональных уровней цен и  их дифференциации, моделирование  взаимосвязи цен и качественных  характеристик товара, структуры  цен в отрасли, изучение цен  альтернативных товаров и других  субрынков и т. д.

3. С позиции покупателя: изучение  цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской  корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния  на уровень жизни раз личных  социальных групп населения; анализ  соответствия цен  качеству  товаров и уровню доходов, предпочтениям  потребителей; выявление ассортиментной  дифференциации цен как фактора  выбора (вынужденности) покупки и  т. д.

           Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

           регистрацию цен, наблюдение за их изменением;

           анализ уровня цен, его дифференциации;

           характеристику структуры цен;

           изучение соотношений цен различных товаров, субрынков и перекрестной эластичности   цен;

           оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;

           региональный анализ цен;

 анализ и моделирование динамики цен;

           прогнозирование цен.

  

           2.2   Система показателей статистики цен

 

 Цены - сложная система, составной  элемент рыночного механизма.  Следовательно, статистическое изучение  цен требует развернутой системы  показателей, соответствующей требованиям  рыночной экономики. Система показателей  должна отразить различные виды  дифференциации рыночных цен:  ассортиментный, территориальный, во  времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам (см. таблица 1)

Таблица 1 – Система показателей статистики цен.

Блоки

Показателей

Показатели

Субпоказатели

1

2

3

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная   цена   товарного   вида,   сорта товара-представителя.

 

Средний уровень

Средняя   цена  на   дату   и   за   период:  по товарной       группе        ( комплексу );      по территории, в  том числе городу  и  селу;  по субрынкам; по группам покупателей.

 

Обобщающий уровень

Стоимость   потребительской     корзины;

 

Продолжение таблицы 1

  

 

1

2

3

Структура цены

Себестоимость,   наценки, скидки    (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение  оптовых и розничных цен; соотношение  структурных элементов розничных  цен.

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения цен  регионов, субрын-ков, товаров

Отношение цен товаров к базовой  цене; степень отклонения соотношений  цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике.

Вариация цен

Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных  товаров по уровню цен); уровень территориальной  колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации  трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок  в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки).

Динамика цен

Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров

Индивидуальные индексы цен; групповые  индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен.

 

Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям

 

Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен.

 

Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки.

Окончание таблицы 1

1

2

3

Эластичность

Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров  от цен других

Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоретический коэффициент эластичности.


 

            Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен (Таблица 1).        Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

           Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

           Целью статистического анализа цен являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.

           Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен в один из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е число каждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, которая произведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спецналоги).

           В группу базовых предприятий, где производится регистрация цен, включаются предприятия различных форм собственности, различных организационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелких предприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группы предприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.

           Такой подход позволяет получать относительно достоверную статистическую информацию о регистрируемых ценах, а также обеспечивать сопоставимость регистрируемых цен.

           В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цен индексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль, распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегации товаров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены "старого" и "нового" товара одновременно по двум смежным месяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара на регистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой период текущего года и т.д.

В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается  цена за декабрь предыдущего года.

 

           Средние индексы цен по отраслям производства рассчитываются в определенной последовательности:

           1) вначале определяются сводные индексы (цепные и базисный) по конкретной группе товаров;

           2) затем рассчитываются сводные индексы (цепные и базисный) по товарным группам;

           3) на заключительном этапе рассчитываются сводные индексы цен по отраслям, под отраслям, промышленной продукции.

            В статистике цен используются также показатели: покупательная способность денег и покупательная способность рубля.

            Показатель покупательной способности денег отражает количество товаров и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу (1 руб.) при текущем уровне цен и тарифов.

            Показатель покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги. Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.

 

           2.3   Принципы и методы регистрации цен

 

 Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.

           По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное  появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п.

           Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.

Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной  статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:

           отказ от  массового документированного учета, практически не возможного в условиях различных     форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;

Информация о работе Статистика цен и инфляции