Статистика цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день насчитывают четыре экономические системы. Первые шаги перехода к рыночной экономике нашей страны были отмечены еще более двух десятков лет назад, когда начали действовать свободные цены. Эти изменения наполняют новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров и экономистов, тем самым требуя от них должный уровень статистической подготовки, и, следовательно, важную роль здесь приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты статистики цен 6
1.1Сущность цены и ее виды 6
1.2 Статистическое изучение цен 9
1.3 Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля 9
2 Статистический анализ социально-экономического развития Калининградской области 18
2.1 Анализ результатов группировки регионов РФ 18
2.2 Анализ динамики формирования ВРП в Калининградской области 23
2.3 Анализ движения населения Калининградской области 25
2.4 Анализ доходов и расходов населения в Калининградской области 31
Заключение 37
Список используемых источников 40

Файлы: 1 файл

ТГТУ. 08100.62.024 КР.docx

— 131.75 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день насчитывают четыре экономические системы. Первые шаги перехода к рыночной экономике нашей страны были отмечены еще более двух десятков лет назад, когда начали действовать свободные цены. Эти изменения наполняют новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров и экономистов, тем самым требуя от них должный уровень статистической подготовки, и, следовательно, важную роль здесь приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Немаловажную роль для принятия решений в макроэкономике играет не только статистика цен, но и контроль за уровнем цен, а также инфляция, так как средние доходы граждан в России достаточно низкие.

Специалисты занимаются изучением статистики цен для того, чтобы разобраться в причинах бедности и всячески отодвинуть население от черты нищеты.

Цель работы – изучить статистику цен за последние годы. Объект изучения – цены на товары и услуги в Калининградской области. Предметом изучения является статистика цен. Таким образом, первая глава курсовой работы посвящена понятию сущности цен, принципов и методов регистрации цен; вторая – анализу цен, расчету индексов цен.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение статистике цен и инфляции;
  • рассмотреть основные классификации цен, виды;
  • рассчитать индексы цен по формулам Ласпейреса и Пааше;
  • исследовать причины инфляции;
  • проанализировать статистику цен в Калининградской области

Информационной основой при написании курсовой работы послужили: научная, учебная, справочная литература, статьи из периодических изданий, статистические данные, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы по труду и занятости. Эмпирической базой исследования послужили: данные государственной статистики по вопросам социально-экономического развития и занятости населения; ведомственные статистические и финансовые данные Федеральной службы по труду и занятости, Минэкономразвития России, Минфина России; годовые отчеты органов статистики по Псковской области.

 

1 Теоретические аспекты статистики цен

 

1.1Сущность цены и ее виды

 

Цена - выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. В этой своей функции цены участвуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и производительности труда, повышение уровня жизни населения.

Основой стоимости товара является труд, а величина стоимости определяется теми затратами труда, которые общество при данных условиях признает необходимыми. В действующей практике установления цен под общественно необходимыми затратами понимаются затраты на производство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, необходимого для эффективной деятельности предприятий, а также внесения платежей в бюджет.

Категория цен связана с функционированием товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса.[1]

При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

Учетная функция позволяет оценить затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.

Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи.

При переходе к рыночной экономике цена выполняет функцию учета спроса и предложения.[3]

В условиях рыночных отношений в экономике в основе формирования уровней цен, их изменения во времени лежит закон стоимости, определяющий закономерность движения цены вокруг стоимости товара. Возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости или отклонения ее от величины стоимости зависит от степени влияния на цену спроса и предложения товаров, от возможностей государственного регулирования цены, от социальных факторов, количества бумажных денег в обращении. Воздействие спроса и предложения обусловливает текущие колебания цены. Увеличение спроса приводит к превышению цены над стоимостью, а увеличение предложения - к отклонению ее ниже стоимости. Если спрос и предложение уравновешиваются, устанавливается цена равновесия. Все иные цены называются неравновесными.

Цена равновесия является частным случаем ценообразования и устанавливается на рынке на короткое время. Через некоторое время она меняется.

Становление рыночной экономики сопряжено  с применением свободных (рыночных) и государственных (фиксированных, регулируемых и предельных) цен.[2]

Свободная цена - рыночная цена, складывающаяся на основе согласования интересов сторон, продавцов и покупателей под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободная цена включает в себя налог на добавленную стоимость (НДС), а по некоторым товарам народного потребления учитывает также сумму акциза по установленным ставкам.

Государственные цены - цены, установленные государством на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги.

Государственные цены подразделяются на цены фиксированные, регулируемые и предельные.

Фиксированная цена - твердо установленная государством цена ( тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды населения; цены на алмазное сырье, драгоценные металлы и др.). Как правило, фиксированные цены приводятся в прейскурантах.

Регулируемая цена - цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции ( регулирование в регионе тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям).[4]

Предельная цена - государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления (цены на лекарство, газ и др.).

Цены в зависимости от обслуживаемой сферы подразделяются на оптовые (закупочные), цены производителей и розничные.

Оптовая цена - цена на товар, продаваемый предприятиями крупными партиями (оптом). Оптовые цены могут быть свободными и государственными.

Закупочная цена - вид оптовой цены, применяемой при закупках государством на внутреннем рынке. Закупочные цены являются свободными, они дифференцируются от качества продукции и с учетом географической сегментации рынка.

Цена производителя - цена, получаемая производителем за реализацию товаров (оказание услуг). Формируется обычно как цена франко-станция отправления (т.е. без учета стоимости доставки продукции до потребителя) и не включает в себя налог на добавленную стоимость и дотации.

 

1.2 Статистическое изучение цен

 

Статистическое изучение цен направлено на то, чтобы измерить их уровни в разрезе определенных товарных групп, выразить структурные различия этих уровней и показать их динамику. При этом широко используются средние величины и индексный метод.

Цены меняются непрерывно, что-то дорожает, что-то дешевеет; да и величины, на которые увеличиваются или уменьшаются цены, тоже различны. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, на какую величину выросли или упали цены, необходимо знать их средние величины: средние цены и средние изменения цен.

Различают индивидуальный и средний уровень цен.

Индивидуальный уровень цен – это абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.

Средний уровень цен – это обобщающий показатель уровня цен, определённый по однородным группам товаров во времени и пространстве.

Средняя цена – средний уровень цены отдельного товара или совокупности качественно однородных товаров. Средняя цена отдельного товара исчисляется за определённый период времени, по территории, по всему объёму продаж данного

товара. Величина средней цены в этих случаях определяется как уровнем цен, так и соотношением объёмов реализации товара по розничным ценам.[6]

Для расчёта средних цен используются следующие виды средних величин:

1) средняя арифметическая взвешенная (в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении):

                                                              (1)

при наличии данных о продаже в натуральном измерении и по формуле средней гармонической взвешенной

                                                               (2)

если данные представлены в стоимостном выражении.

Только в отдельных случаях допускается определение средней цены, как простой средней арифметической (например при расчете рыночных средних цен за месяц).

Пространственное и временное сопоставление средних уровней цен позволяет судить о региональных различиях цен и динамике цен.

Для изучения вариации (дифференциации) цен используются традиционные методы анализа, основанные на вычислении таких показателей, как размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение,  коэффициент вариации.[5]

Если на основе фактических данных установлен факторный признак (например, увеличение доходов населения), влияющий на уровень цен, то анализ ее вариаций дополняется расчетом эмпирического коэффициента эластичности А. Маршалла:

DD                                                           (3)

 

где Dр, Dх - абсолютные приросты факторного признака и цены соответственно;

р, х - базовые значения факторного признака и цены соответственно.

Эмпирический коэффициент эластичности отражает процентные изменения цены в результате увеличения факторного признака на 1%.

Система средних цен широко используется для сравнения цен на однородную продукцию. Для определения динамики цен однородной продукции исчисляется индекс цен переменного состава:

                                                    (4)

где q, p - объемы продукции и цены на нее в отчетном и базисном периоде соответственно;

pq - выручка от продажи, или товарооборот.

Этот индекс испытывает на себе не только влияние конкретных цен, но и структуры продукции. Чтобы изучить структурные особенности цен, исчисляется индекс структурных сдвигов:

                                                           (5)

Деление индекса переменного состава на индекс структурных сдвигов дает индекс постоянного состава, или обычный агрегатный индекс цен:

                                                                      (6)

При статистическом изучении цен часто качественно разнородные по своему потребительскому назначению товары объединяются в совокупность, обладающую новым качеством. В таких случаях средняя цена теряет свое реальное значение, и статистический анализ направлен на характеристику пространственного или временного изменения цен без использования средней. Достигается это при помощи агрегатных индексов цен:

                                                                         (7)

(индекс Пааше, взвешивание по текущим значениям)   

                                                                          (8)

   (индекс Ласпейреса, взвешивание по базисным значениям)                                                                                            

Аппарат индексного метода, позволяющий осуществлять анализ обобщающего показателя - цены, должен дополняться анализом факторов, влияющих на уровень цен.[7]

 

1.3  Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля

 

 В условиях рыночных отношений в экономике особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу цен. С помощью индекса цен осуществляется оценка динамики цен на товары производственного и непроизводственного потребления, пересчет важнейших стоимостных показателей СНС из фактических цен в сопоставимые. Индекс цен является общим измерителем инфляции при макроэкономических исследованиях, используется при корректировке законодательно устанавливаемого минимального размера оплаты труда, установления ставок налогов и т.д.[9]

Для характеристики динамики цен на потребительском уровне рассчитывается сводный индекс потребительских цен (ИПЦ), который отражает динамику цен конечного потребления. Он измеряет общее изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, называемых «потребительской корзиной». В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание автомобилей и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

Информация о работе Статистика цен